Хождение по граблям

Бюджетный комитет Верховной Рады предложил парламенту увеличить доходную часть бюджета-2003 на 8,037 млрд. грн.: с 42,127 млрд. грн. до 50,164 млрд. Для этого комитет решил зачислить в общий фонд бюджета все поступления от приватизации (4,376 млрд. грн.) и переписать прогнозы экономического роста. Но, внося в баланс казны то, чего никогда там не будет, «бюджетописцы» наступают на излюбленные грабли и нарушают законы.

Скрытые резервы

Главным нарушением является попытка зачислить в госбюджет поступления от приватизации: это противоречит Бюджетному кодексу, что, впрочем, не удерживало предшественников Порошенко от подобных шагов. Шагов откровенно авантюрных, потому что спрогнозировать сумму ожидаемых продаж государственного секонд-хэнда практически невозможно. Ярким подтверждением чего является приватизационный провал за последние два года. В 2001 году поступления от приватизации в бюджете планировались в размере 5,9 млрд. грн., а фактически поступило 2,1 млрд. грн. В этом году ситуация будет еще драматичнее.

Еще одной законодательно несогласованной инициативой бюджетного комитета является внесение изменений в некоторые налоговые законы с целью увеличить доходную часть на 2 млрд. грн. Речь идет об НДС, о налогообложении прибыли предприятий, акцизе и подоходном налоге. Однако, согласно все тому же Бюджетному кодексу, налоговое законодательство можно изменять не раньше, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного процесса. Таким образом, либо коррективы будут незаконными, либо они будут введены следующим летом. А увеличения доходов бюджета не стоит ожидать раньше 2004 года.

Совсем из области фантастики идея Петра Порошенко пересмотреть прогнозы экономического роста в сторону увеличения показателей. И вместо 4%-ного роста ВВП базировать расчеты на 5,5-6%. И это притом, что даже правительственный прогноз в 4% независимые аналитики считают слишком оптимистичными.

Проторенным путем

Поиски «незамеченных» минфином доходов и вписывание их в бюджет является самой популярной парламентской игрой, исходом которой традиционно становятся стоны о том, что опять приняли нереальный документ. На степень «игривости» бюджетного комитета неизменно влияет характер отношений первых лиц комитета и руководства правительства.

Помнится, в 1998 году интригой были непростые взаимоотношения между премьером Валерием Пустовойтенко и главной парламентской «бюджетницей» Юлией Тимошенко. Пустовойтенко к моменту подачи бюджетной резолюции уже успел прозвонить директоров ЕЭСУшных заводов и попросить их не рассчитываться с корпорацией. Поэтому Юлия Владимировна велела правительству записать в бюджет-99 10 млрд. грн. в качестве платы за транзит газа, чем нажила себе смертельного врага в лице Игоря Бакая. Доходы от транзита газа относятся к «виртуальным поступлениям»: Россия платила нам за транзит собственно голубым топливом. И Тимошенко, как человек разбирающийся в газовых делах лучше других, решила «достать» Пустовойтенко: дескать, поди поищи 10 млрд. грн.

Когда бюджетный комитет возглавил соратник Тимошенко Александр Турчинов, «надувание» доходной части продолжилось с новой силой и тоже на почве личной неприязни героя повествования к тогдашнему министру финансов. С целью досадить Игорю Митюкову, у которого не сложились отношения с вице-премьером Тимошенко, Турчинов продекларировал увеличение доходов на 13 млрд. грн, что составляет приблизительно $2 млрд. Увеличение произошло чисто технически, потому что в бюджет были включены доходы от приватизации и фонды страхования. В принципе, по бюджетным показателям ничего не изменилось.

Тогда же в результате особо изощренного торга в парламенте появилось два бюджетных проекта на 2001 год. Первый – проект правительства, который предлагалось принять в первом чтении и отправить на доработку. Второй – проект бюджетного комитета с его рекомендациями. Никто точно не знает, каких уступок добились депутаты от правительства, согласовывая цифры доходов и расходов, но то, что с пустыми карманами никто не ушел, сомнений нет.

Можно с большой долей вероятности предполагать, что в и 2002 году достижение цифрового консенсуса между правительством и бюджетным комитетом будет иметь характер политэкономического торга.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам