Ерунда: Рух остановился

Если сегодня оценить поведение некогда могущественного Народного Руха Украины в целом или по его частям, то можно сделать совершенно потрясающие выводы. Либо у нас уже все поделано с «розбудовою незалежної, демократичної, соборної, економічно могутньої» и прочей Украины по руховским сценариям, и у нас такая Украина встречается на каждом шагу. Либо руховцы считают, что летом делать это (имеется в виду «розбудова») не рекомендуется, ибо жарко и можно взопреть, а потому отвлечены более прибыльным и азартным делом набивания собственных карманов, кто как может. Либо сами розбудовщики-борцы занимаются всякой ерундой, так как находятся в коматозной прострации от общей неопределенности и ненужности и напрочь забыли о том, что им полагается делать.
Поскольку в стране за последние недели людям угрожает смертью любой, даже отдаленно напоминающий общественно-полезный, вид деятельности, то с первым – розбудовою нормальной державы – у нас не все в порядке. Грубо говоря, есть проблемы: за что бы люди ни взялись, оно работает, как бумеранг – может загореться, взорваться, упасть на людей с небес, провалиться под землю, покалечить, изувечить и т. д. Следовательно, нужно рассмотреть второй и третий варианты. Они кажутся более правдоподобными. А наталкивает на эту мысль, повторяю, деятельность, вернее, бездеятельность руховских организаций и их полная даже идеолого-теоретическая импотенция, не говоря уже о полном отсутствии любых значимых действия или хотя бы поступков отдельных руховцев.

Во-первых, Рух так и остается расколотым. Речь, конечно же, не идет о третьей ветви – Народном Рухе Украины за единство (НРУЗЕ) под руководством Богдана Бойко – Георгия Филиппчука. Эти свое «отыграли» на парламентских выборах: отгребли, похоже, неплохие комиссионные за порчу нервов «мессии», связанную с отбиранием голосов правых, и отползли в тень. Видимо, до следующей похожей кампании. Имеются в виду два других Руха – Народный Рух Украины (НРУ) Геннадия Удовенко и Украинский Народный Рух (УНР) Юрия Костенко. Эти-то должны были продолжить задекларированный путь объединения в единую партию (или, как они говорят, восстановления единого Руха), у них якобы даже создан соответствующий объединительный комитет. Однако, несмотря на вялые заявления отдельных руховцев, что все решится осенью, дальше слов этот процесс не продвинулся. Равно как застопорилось и создание единой партии на базе предвыборного блока «Наша Украина», о чем громогласно говорилось во время предвыборной гонки. Ну не хотят «НУдисты» сливаться в партийном экстазе, и причина этого проста, как амебная жизнь этих партий. Только существуя поодиночке, они, с одной стороны, могут пытаться продать свое партийное реноме потенциальному более сильному партнеру, например, власти. Или новому «мессии», если нынешний подкачает. С другой стороны, если не удастся даже продажа имиджа и торговля с властью, то собственная партия сохранится, как последнее политическое убежище, куда можно будет отползти до лучших времен. Именно так, как это сделали лидеры НРУЗЕ или вожди тех партиек, которые всплывают во время политических кампаний как сами знаете что, которое вообще не тонет до тех пор, пока не распадется естественным путем с соответствующей вонью.

Во-вторых,
Рухи ни сами, ни в составе парламентской фракции «Нашей Украины» так и не смогли преодолеть главное теоретическое наследие своего духовного вождя Вячеслава Чорновила, именуемое «конструктивной оппозицией». По общему мнению, именно эта позиция – поддерживать в действиях власти то, что выгодно, и протестовать против неугодного – была началом конца Руха как движения, а потом и как партии. Но если этот лидер во многих случаях действительно мог поддерживать в действиях власти только то, что было выгодно стране и параллельно отвечало четкой руховской идеологии, а от противоположного умел уворачиваться и сохранять остатки имиджа независимой партии, то нынешние его наследники – Удовенко и Костенко – совсем запутались. Следуя в обозе Ющенко, они вынуждены быть уже не «конструктивной оппозицией», а «альтернативой власти», но все равно не предпринимать никаких резких самостоятельных шагов. И стоя в такой позиции, они, естественно, опять размежевались.

Непосредственные наследники Чорновила – удовенковцы – вообще замолчали, как в рот воды набрали. Связано это с тем, что в их рядах больше радикальных рядовых членов Руха, которым совсем не нравится соглашательская позиция как собственного руководства, так и их «шефа» Ющенко. Удовенковцы в «НУ» входят скорее в «партию войны», которая активно поддержала участие «нашеукраинцев» в «сентябрьской буржуазной революции» 16 сентября этого года. Но увидеть самого Геннадия Иосифовича на баррикадах с булыжником в руках – это даже не бред воспаленной фантазии. Если это кому-то привидится, то его надо изучать и лечить, лечить и изучать отдельно.

Костенковцы же во главе с самим Костенко среди «НУдистов» – это часть «партии мира». Связано это, разумеется, с тем, что в УНР больше бизнесменов и предпринимателей, и им есть, что терять в случае неуспеха на баррикадах. Николай Азаров страшен не своими генеральскими лампасами и никаким украинским языком, а сыскарями своего зама Виктора Жвалюка, и кто этого не понимает, тот бизнес-покойник. Посему Юрий Иванович даже поднатужился и со своим штабом выродил теоретическое обоснование такой соглашательской позиции: дескать, мы не переходим в оппозицию, ибо избиратели на выборах голосовали за то, чтобы мы улучшали их жизнь, а не митинговали. «Наша стратегия состоит в приобретении властных полномочий для того, чтобы реализовать ту программу, которую поддержали избиратели», – написал в одном из заявлений Костенко. И потому УНР сейчас активно продуцирует заявления по любому поводу, осуждает все, что можно осудить, и при этом поддерживает также все, что под руку попадется, лишь бы это напоминало активность. Например, на прошлой неделе УНР объявил, что в столице активно поддержит второй этап шахматного турнира «Открытый кубок Киева – Кубок независимости», а в Крыму посодействует тому, чтобы в каждом районе автономии была школа с украинским языком. Как вы, наверное, понимаете, именно этот разброс интересов и гарантирует: как Рух сказал – так и будет. И в Киеве, и особенно в Крыму, где после этого руховского заявления все захотели почитать Булгакова на украинском языке и детей своих этому научить. Во всех районах…

В-третьих,
вся эта руховская возня не так уж и безобидна, если посмотреть на то, что же руховцы, особенно костенковцы, хотят на выходе. Например, даже выгодное для власти обоснование соглашательской позиции УНР является скрытым призывом к ней поторговаться. Костенковцы озабочены больше всего созданием коалиционного правительства на основе демократического парламентского большинства. Ну а поскольку создания такого большинства в парламенте не предвидится, то все стенания руховцев похожи на мольбу «ну дайте нам хоть какой-нибудь портфельчик!». Однако есть и подобие просительного шантажа. «Если власть отбросит наше стремление создать демократическую коалицию и демократическое правительство, то тогда я не исключаю, что будет принято решение о переходе «Нашей Украины» в оппозицию и о дальнейшей деятельности коалиции на основе оппозиционных методов, которые не исключают и проведения тех или иных акций протеста», – витиевато заявил Костенко. И если так и дальше пойдет, то костенковцы еще объявят какую-нибудь голодовку, чтобы им дали хоть одно министерское кресло.

Точно те же мотивы сквозят даже в оценке УНР львовской трагедии. УНР потребовал наказать не только военных, но и гражданские власти. «Отставка правительства в любой цивилизованной, демократической стране по такому поводу была бы немедленным и неизбежным следствием события», – сказано в заявлении Руха Костенко относительно гибели людей на авиашоу. Ясное дело, не удовлетворяют руховцев, а вместе с ними и всех «НУдистов» и местные львовские руководители – мэр Любомир Буняк и губернатор Мирон Янкив. По мнению УНР и «НУ», эти руководители являются свидетельством «кражи электоральной победы «Нашей Украины» на выборах», а следовательно, в отставку их, в отставку.

Короче, Рухи, похоже, остановились на месте и на пройденном, потому что зациклились, и зациклились на второстепенном и мелком, потому что остановились. И самое страшное для них, что этого никто не заметил. За исключением разве что их самых ярых сторонников да идеологических противников. Власти такие, мягко говоря, протестанты – как слону комар. Впрочем, власти не следует опасаться и политических визави руховцев, например, из Русского блока (РБ). У тех свой цикл и свои «старые песни о главном». К примеру, по поводу львовской трагедии Русский блок традиционно призвал восстановить славянский пост-СССР. «Налаживание разрушенных в последнее десятилетие экономических, научно-технических и военных связей в рамках СНГ и, в первую очередь, налаживание самой тесной кооперации в военно-технической сфере с Россией и Белоруссией. В единстве с нашими вековыми друзьями и союзниками мы снова станем сильными и богатыми», – сказано в заявлении РБ. Так кто ж против, господа. Только занимается этим власть, которую РБ критикует «за украинофильство»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам