Стабильная нестабильность

Во вторник вечером мировые информационные агентства сообщили о попытке государственного переворота в Демократической Республике Конго. Информация о судьбе президента Лорана Кабилы была противоречивой: по одной версии, в Кабилу стрелял один из телохранителей, но президент остался жив. По другой – президента застрелил заместитель министра обороны. Сегодня утром было опубликовано официальное заявление правительства Конго: президент мертв, власть в стране перешла к военным.
По уточненным данным, бельгийского информагентства Belga, за несколько часов до покушения замминистра обороны Кол Каямбе был отстранен от должности. Более того, президент Кабила приказал своему сыну арестовать Каямбе. Но не тут-то было: вместе с обиженными соратниками замминистра отправился в резиденцию президента и открыл стрельбу. Кабила был тяжело ранен, пострадал также его сын и несколько охранников. Еще до того, как власти сообщили о гибели лидера, глава администрации президента полковник Энди Капенд приказал войскам блокировать столичный аэропорт и ввести комендантский час.

Пока наблюдатели расходятся в оценках происходящего в Конго. Вполне вероятно, что в стране имел место не переворот, а всего лишь ссора между соратниками, принявшая, правда, довольно своеобразную форму.

История нынешней Демократической Республики Конго (ранее – Заир, еще раньше – Бельгийское Конго) вообще изобилует всякого рода катаклизмами. Неприятности начались сразу после того, как в 1960 году Бельгия предоставила своей бывшей колонии независимость – значительно раньше, чем намеревалась. К этому времени в Конго уже вовсю шли вооруженные столкновения между различными группировками и бельгийцы предпочли тихо уйти. Однако после ухода европейцев страна оказалась совершенно неподготовленной к самоуправлению.

Уже через пять дней после провозглашения независимости армия восстала против бельгийских офицеров, которые по-прежнему командовали солдатами. Еще через несколько дней богатая полезными ископаемыми провинция Катанга объявила о своем отделении от Конго. Мятежную провинцию поддержали Бельгия и США. Премьер-министр Конго, небезызвестный Патрис Лумумба, призвал на помощь вооруженные силы ООН, однако Совет Безопасности этой организации блокировал отправку войск в Африку. В январе 1961 года мятежники, поддерживающие полковника Джозефа Мобуту, схватили и убили Лумумбу.

В течение четырех лет страна была охвачена непрекращающимися вооруженными конфликтами. В 1965 году Мобуту удалось захватить власть в результате государственного переворота. Он переименовал страну в Заир, а себя в Мобуту Сесе Секо и в 1970 году стал президентом. Пожалуй, никому, кроме самого Мобуту, это на пользу не пошло: в карманах президента и его окружения оседало большинство кредитов, выделенных европейскими банками на развитие страны. Тем не менее, такое положение вещей вполне устраивало Соединенные Штаты, которые пользовались территорией Заира для поддержки группировки «Унита», боровшейся против просоветского режима в соседней Анголе. Когда же солдаты заирской армии, крайне огорченные невыплатой зарплаты, собирались бунтовать, президент просто распоряжался напечатать нужное количество денег или просто отдавал на разграбление армии целые районы страны.

Так продолжалось до 1994 года, когда противоречия между племенами тутси и хуту обернулись настоящим геноцидом в Руанде. Руандийский правящий Патриотический фронт был недоволен тем, что террористы из племени хуту, виновные в убийстве сотен мирных руандийцев, спокойно живут в Заире. И, конечно, были недовольные в самом Заире. В 1997 году армия Руанды перешла границу и при поддержке местных мятежников практически без борьбы захватила Киншасу. Одним из лидеров повстанцев и был Лоран Кабила, ставший вскоре президентом страны. Первым делом новый лидер вернул державе старое название, добавив, правда, слова «Демократическая Республика».

Однако на этом неприятности Конго не окончились. Бывшие союзники Кабилы из племени тутси были обеспокоены тем, что боевики хуту по-прежнему остаются на конголезской земле. В 1998 году при поддержке все той же Руанды и Уганды начался новый мятеж, разделивший страну на две части: сторонников Кабилы и повстанцев. В прошлом году было подписано формальное мирное соглашение, однако столкновения продолжаются до сих пор.

Таким образом, смерть Кабилы может серьезно нарушить хрупкое равновесие, сложившееся в стране. Если убийство президента инспирировано повстанцами, их деятельность в ближайшее время активизируется. Если действительно имел место конфликт соратников, повстанцы наверняка попытаются воспользоваться благоприятным моментом. В любом случае, следует ожидать обострения конфликта и нового кровопролития.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам