Лает, не кусает

В последние дни января украинские власти и «РосУкрЭнерго» активно мерялись… рычагами давления друг на друга. После неоднократных укусов со стороны Тимошенко «РосУкрЭнерго» заявила, что по техническим причинам цена поставляемого ею газового коктейля в январе месяце выросла на $5 за тысячу кубометров. Ющенко в ответ собрал СНБО. Но дать внятный отпор Фирташу не смог и поручил Тимошенко держать цены на газ…

Состязания по политэкономическому армреслингу между государством Украина и коммерческой компанией «РосУкрЭнерго» начались давно и продолжаются до сих пор. Причем, как ни больно отмечать это даже патриотам, государство пока проигрывает. Во всяком случае, итоги января показали, что реальной возможности взять компанию за жабры, а ее владельцев сами знаете за что, у нашей страны нет. Во-первых, владельцы (реальные, которые стоят за Фирташем) крутые. Во-вторых, власть у нас слабая.

История с российским газом, которого якобы пришло больше, чем ожидалось, и по цене раза в три выше, чем договаривались, показывает, что Украина, со всей ее экономикой, спецслужбами и политическим гонором находится в полной и безраздельной зависимости от одной-единственной фирмы, обеспечивающей ее газом.

Как известно, 25 января "РосУкрЭнерго" сообщило, что в связи с уменьшением плановых поставок газа из стран Средней Азии на 40 млн. куб. м в день (типа из-за холодной погоды, «сузившей» трубу) объем закупаемого российского газа составил 1,2 млрд. куб. м. Если учесть, что Туркменистан в 2008 году продает природный газ в западном направлении по $140 за 1 тыс. куб. м на границе, а российский мы получаем – по $314, выходит нехилая переплата. Для справки: ресурсная база "РосУкрЭнерго" в настоящее время составляет около 75 млрд. куб. м газа в год. Поскольку из него 42 млрд. куб. м туркменского газа, 10 млрд. куб. м – узбекского (по $175-180 за 1 тыс. куб), 9,5 млрд. куб. м – казахского (по $180 за 1 тыс. куб. м), и 13,5 млрд. куб. м – российского, то увеличение доли последнего по сравнению с более дешевым среднеазиатским значительно повышает наши расходы на голубое топливо. Поэтому в январе вместо $179,5 за 1 тыс. куб. м, отечественные потребители платили почти $185, на которые накручивались фискальные и транспортные платежи.

Неудивительно, что в конце января выяснилось, что СП "Укргаз-Энерго" задолжало «РосУкрЭнерго» $598 млн. за неполный месяц работы. Для «Нефтегаза» это произошло неожиданно. Так же, как неожиданно приходит зима для всех коммунальных служб необъятной родины. Он отреагировал заявлением, что замещение среднеазиатского газа более дорогим российским негативно сказалось на балансе импорта газа в Украину. И что в январе 2008 года прогнозное поступление импортированного газа составит 4,7 млрд. куб. м газа, что на 1 млрд. куб. м меньше, чем за аналогичный период прошлого года (не докупили потребители, денег не хватило).

Попутно "Нефтегаз" пожаловался, что компания "Укргаз-Энерго" чрезвычайно усложнила процедуру поставок газа потребителям в ноябре-декабре 2007 года. Это, в свою очередь, может полностью дестабилизировать ситуацию на газовом рынке Украины и повредить бесперебойному транзиту российского газа европейским потребителям.

"РосУкрЭнерго" в свою очередь обвинила представителей "Нефтегаза Украины" в срыве переговоров о погашении задолженности в размере почти $600 млн. за поставляемый НАКу газ.

Впрочем, это было лишь начало свары. Дальше скандал пошел на уровне первых лиц как компании, так и государства. Премьер Юлия Тимошенко дала всем понять, что уже договорилась с кем надо об отстранении «РосУкрЭнерго» от денежных потоков. После заседания Совета национальной безопасности и обороны она сказала российским журналистам, что услуги компании были признаны «неэффективными и разрушительными» для украинской газотранспортной системы, что «переговоры с Российской Федерацией и другими странами дадут нам ответ на вопрос, какой будет цена на газ», и что СНБО с этим согласен.

Ее слова, как и следовало ожидать, сторона Ющенко не подтвердила. Секретарь СНБО Раиса Богатырева сказала, что в принятых на заседании документах речь идет о подготовке предложений относительно изменения статуса НАК «Нефтегаз Украины» (в плане усиления природной монополии на рынке газа), а также о поручении Кабмину не допустить изменения цен на импортный природный газ. О том, что «РосУкрЭнерго» изгоняется с рынка, ничего сказано не было. В общем, две традиционно конкурирующие блондинки украинской политики опровергли друг друга.

Дальше – больше. Из тени вынырнул главный совладелец (официальный) «РосУкрЭнерго» Дмитрий Фирташ, и в эфире канала «Интер» завуалировано объяснил Тимошенко, что она дура. Дескать, "мы прекрасно с вами понимаем ситуацию, что Украина в принципе не может заплатить большую цену за газ…". А не будь его компании, цена вырастет.

Тимошенко ответила тем же: «РосУкрЭнерго» не будет. На что президент глубокомысленно заметил, что ситуацию можно исправить, вернув «Наефтегазу» его монопольное положение и сделав что-то с миллиардными убытками.

Надо отметить, что в свое время он был сторонником приватизации отельных структур НАКа, ибо прошлый руководитель компании Алексей Ивченко уверил гаранта, будто это панацея от всех бед.

Забавно, но в данной ситуации «РосУкрЭнерго» продолжает считать долг "Укргаз-Энерго" за лишний российский газ, наличие или отсутствие которого в трубе официально не доказано, не опровергнуто и не подтверждено. Реакция же власти во всех случаях была в той или иной степени имитацией расправы. Причем беспомощное положение, в котором оказалась Украина перед лицом газового шантажа, придавало словам и заявлениям официальных лиц нарочитую агрессивность. Я не сомневаюсь, что, так же ругаясь и грозя, мы в скором времени заплатим «РосУкрЭнерго» упомянутые сотни миллионов долларов, «чтобы не было хуже». Как говорится, собака лает – не кусает…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам