Кто на склоне всех мудрее?

Сначала был снег, а потом – все остальное. Он одинаков для всех, независимо от длины и количества кантов, стажа катания и вероисповедания. Независимо от внутренней злобы или доброты. Независимо от того, поедете вы кататься в Крыницу Здруй или останетесь порысачить под Близницей.
Возможно, мне показалось, однако вряд ли автор статьи "Куршавель в пролете" Александр Зубченко задумывался именно об этой стороне зимнего катания. Тема "концлагерей для бордеров" отлично повеселила. Мы посмеялись, позлобились, теперь хочется объяснить адептам лыжной "классики", на что стоит обращать внимание при катании, а на что нет.

Фактически все бордеры со стажем 5 лет и больше были когда-то лыжниками. Это страшная тайна, которую хочу открыть только читателям "Версий". Поэтому они не из бабушкиных сказок знают, как это – быть лыжником. Сколько у лыж кантов, какие усилия нужны при езде и что сделать легко, а что – невозможно. Именно знания теории закантовки и перекантовки помогли лично мне 8 лет назад впервые поехать на сноуборде. И когда вдруг услышал, что бордеры "сдирают склон своими "циклями", подумал, что это шутка.

Сделаю предположение на уровне "2+2=4". У каждого лыжника есть пара лыж и два рабочих канта. У бордера – всего один. И есть такое понятие, как "активная длина канта". Учитывая, что длина лыж (кроме "блейдов") больше длины сноуборда, сделаю вывод – "режут" склон все-таки лыжники. Это определяется также визуальным путем: стоит посмотреть на трассы, где катаются лыжники, и невооруженным глазом будет видно множество бугров, между которыми торчит трава. Бордеру по такой магульной трассе ехать некомфортно и неудобно (борд менее маневренный), поэтому сноубордист обычно выбирает другую траекторию для катания. Это только завершает "зачистку" склона, но никак не начинает это неблагодарное дело.

Есть и контр-версия: на два лыжных канта действует меньшая сила, чем на один бордерский – из-за распределения веса райдера. Но законы физики, усвоенные мной когда-то давным-давно, гласят: чем меньше поверхность (площадь) соприкосновения, тем больше давление на плоскость. И наоборот. Так, комариный нос создает давление на человеческую кожу в тысячи атмосфер, а человеческий палец едва может создать сто. Поэтому, как ни крути, но винить бордеров во "вредительстве" бессмысленная профанация.

Как и у правоверного христианина, у лыжника (бордера) есть 10 заповедей поведения на склоне. Нарушая их, ты подобен пьяному за рулем, подвергая смертельной опасности себя и окружающих. Почему-то в районе посадки на бугель эти правила днем с огнем не сыщешь. Вот назовите мне хотя бы один курорт, где висят эти правила. Максимум, с чем можно столкнутся, – бормотание бугельщика: "Под опорами не кататься, на бугель не садиться, бугель отпускать в установленном месте".

Напомню некоторые из правил: а) нельзя надевать лыжи (сноуборд) посреди трассы; б) нельзя резко менять траекторию движения, не убедившись, что позади тебя никого нет; в) за столкновения отвечает тот, кто ехал позади. Если бы эти постулаты выполняли все, столкновения на горе были бы редкостью; плюс неписаное дорожное правило "уступи дураку".

Специфика лыжного катания– большие скорости, хорошая меневренность, устойчивость, отстреливание лыж, быстрое встегивание.
Специфика сноуборда – пониженная маневренность, относительно небольшие скорости, пониженная устойчивость, постоянный контакт доски с ногами бордера, более сложное одевание и снимание борда, положение при езде спиной к трассе (когда переходишь передний кант). Отсюда следует, что преимущества на стороне лыжников. Часто бордер затрудняется увидеть "лома", летящего сзади, и становится жертвой наезда. Часто бордер не может вовремя отреагировать, если человек буквально за 5 метров от него резко меняет траекторию движения на противоположную от вероятно-потенциальной, которую легко просчитать. Последствия – аналогичные. А знать наперед, где упадешь, не может никто. И винить друг друга в "зависании" посреди склона – некорректно.

Нюанс, на который обратил внимание Александр Зубченко и который его особенно раздражает: бордеры иногда сидят по двое-трое. Или рядами-лесенками. Здесь уже специфика катание такая – группой веселее, можно поддержать друг друга в любой момент. Впрочем, единственное место (кроме Протасова Яра в Киеве, поскольку я считаю этот склон учебным), где лично я несколько раз почти сбивал "кегли", то есть целую шеренгу лыжников и бордеров – та же гора Яворжина Крыницка. Перед выкатом там довольно крутое место, в начале которого и непосредственно на нем – вечный лед. Неопытные катальщики стоят там, как футболисты перед штрафным ударом. И ни одна теория вероятности не вычислит соотношение лыжников и бордеров в этой толпе в каждую последующую минуту.

Не знаю, какой конькобежец обидел автора статьи в детстве, но сравнить сноубордиста с хоккеистом может только человек с очень бурной фантазией. По крайней мере, мне в голову никогда не приходило подобное сравнение. В 6-местных гондолках на Яворжине всегда хватало места всем, даже со снаряжением. А крепления на двери позволяют ставить туда и лыжи, и сноуборды. Не помещаются только доски типа wide – слишком широкие.

Вот о чем действительно не написал Александр Зубченко, так это о поведении наших людей в очередях. Точнее, он обвинил в бескультурье бордеров, даже не попробовав обобщить повадки всех "очередников". Согласен, часто лыжники винят бордеров в том, что они "лезут без очереди, нагло прутся вперед…" Я неоднократно видел и обратное, но сейчас не об этом. Вклиниванию бордеров в центр очередей есть простое и, главное, логичное объяснение. Лыжники, как стойкие оловянные солдатики, заезжают в очередь, не снимая лыж. Бордеры преимущественно снимают доски. Поскольку с доской на ноге двигаться неудобно, а тем, кто это делает, безжалостные лыжные канты быстро снимут стружку с ламинатного слоя доски.

Одно дело – стоять в очереди на лыжах. Совсем другое – со сноубордом в руках, будучи зажатым со всех сторон палками. При этом лыжные канты так же искусно режут кожаное покрытие ботинок. Этим и продиктовано стремление бордеров: а) собираться в группы, когда кто-то один занимает очередь, а остальные присоединяются к нему; б) проходить очереди быстрее, так как помимо переживания за целостность ботинок тебе еще нужно пристегнуть сноуборд до посадки на бугель.

То, что Александр Зубченко мечтает о создания сноу-парков, – похвально. Правда, у него несколько странные представление об этом, но главное – стремление. Вот если бы все лыжники выделили хотя бы по 10% из бюджета, который они тратят на алкоголь, – в Украине было бы уже 10 сноу-парков. Нет, помогать их строить не надо – бордеры сами все сделают. И спонсоров найдут. Мы просто не откажемся от посильной помощи. Кстати, А. Зубченко однажды сказал сноубордистам на форуме: я вас повоспитывать пришел. И статья моя воспитательная. В таких случаях всегда уместна фраза Эллочки Людоедки: "Не учите нас жить, лучше помогите материально".

Больше мифов о конфликтах между лыжниками и бордерами я не знаю. И когда мы с друзьями-лыжниками пьем пиво после отличного дня катания – по этому поводу только шутят. Да и то редко.

Вместо пост-скриптума: я знаю сотни людей, которые перешли с лыж на сноуборд. Но пока не встретил ни одного, который бы начал со сноуборда и перешел на лыжи. Ведь только "попробовав" сноуборд-катание, я познал истинное значение понятия fun. Мы ловим это ощущение всеми способами: во время катания, в прыжках, в скольжении по целинному снегу, куда, к сожалению, попадает далеко не каждый лыжник. И хотелось бы, чтобы братья-лыжники испытывали те же чувства. Кстати, в Украине постепенно увеличивается армия fun-лыжников. Это new-school'ери. С бордерами их роднит одна психология, мы ловим один fun. И чтобы это понять, надо перестать быть хмурым "классиком" и шире посмотреть на мир, на снег, на людей вокруг – вот что я и называю свободой.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам