Коштуница – не Ющенко

Вчера, 7 февраля 2008 года, Сербия в лице ее руководителей решила для себя сложнейший вопрос, который никак не может решить Украина: любой ли ценой нужно проводить курс на евроинтеграцию? Сербия сказала: нет, не любой. Во всяком случае, не ценой раскола страны по сценариям, выгодным «евроинтеграторам» из Брюсселя…
Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница и его Демократическая партия Сербии заблокировали намечавшееся на 7 февраля подписание соглашения с ЕС о торговле и помощи. И доказали, что Сербия – не Украина, а Коштуница, – не Виктор Ющенко, несмотря на одного геополитического «крестного отца»…
«Это соглашение – обман. Подписав его, Сербия де-факто даст согласие на независимость Косово, станет первым государством, которое косвенным образом эту независимость признает», – сказал Коштуница, мотивируя свой отказ. Его сторонники требуют немедленного созыва Скупщины (парламента) Сербии для обсуждения сложившегося положения. Заседание депутатов может состояться уже в понедельник, 11 февраля. При этом Коштуница заявил, что твердо намерен всеми силами бороться против такого «демократического подхода» – территориальное расчленение и потеря 15% территории (Косово) в обмен на интеграцию – Брюсселя. И сообщил, что парламент Сербии никогда не проголосует за ратификацию этого унизительного соглашения.

И Евросоюз заявил 7 февраля о решении отложить подписание с Белградом соглашения о начале процесса интеграции Сербии в ЕС. Верховный комиссар ЕС по расширению Оли Рен сообщил, что это вызвано разногласиями, которые подготовленный документ вызвал внутри правящей сербской правительственной коалиции. «Я глубоко сожалею в связи с противодействием некоторых сербских политиков, выступивших против подписания соглашения, – заявил он. – По-моему, они просто не услышали глас своего народа, который в прошедшее воскресенье проголосовал за будущее Сербии в составе Европы». А потом и вообще съехидничал: «Заблокировав это предложение, некоторые политики в каком-то смысле подают на развод прежде, чем вообще успели договориться о заключении брака».

Однако Коштуница знает, что он делает и чего хотят «шутники» из Брюсселя. По его мнению, предложения ЕС – «попытка соблазнить Сербию на провозглашение независимости мятежного албанского анклава Косово». И в его подозрениях есть значительная доля правды. Соглашение о сотрудничестве, предложенное ЕС, – промежуточное и содержит лишь положения о торговле, визовом режиме и образовании. Документ предлагает интенсифицировать политическое сотрудничество между странами Европы и Сербией для ускорения получения республикой статуса кандидата в члены Евросоюза, начать диалог с Сербией о либерализации визового режима, усилить обмен студентами по программе «Эразмус – Мундус». Короче, до интеграции далеко. Соглашение о стабилизации и присоединении предложено подписать, как только будут реализованы необходимые меры. Это первое.

И, во-вторых, подписание соглашения предполагалось обменять на присутствие в Косово миссии ЕС по безопасности численностью в 1800 человек, которая фактически заменила бы миссию ООН, всем управляла бы, знаменуя провозглашение независимости Косово и признание ее Евросоюзом. В предложенном Белграду соглашении сладко говорится, что «Сербия имеет ключевое значение на Западных Балканах, как в области обеспечения стабильности, так и с точки зрения экономического развития». Однако в нем ни слова не сказано, что ЕС поддерживает территориальную целостность Сербии. Формулировка условий сотрудничества с ЕС расплывчата: «ЕС постарается поддерживать усилия Сербии по упрочнению демократии и торжества закона, способствовать политической, экономической и институциональной стабильности в Сербии, обеспечивать условия для политического диалога ЕС и Сербии, которые сделают возможным развитие двусторонних политических связей, развитие экономического и международного сотрудничества, оказание помощи Сербии в процессе приспособления ее законов для будущего присоединения и интегрирования в единый рынок». И все. А как же Косово?

«Умылись» евробюрократы-интеграторы еще в одном моменте: не оправдалась их надежда на то, что они помогут победить на президентских выборах 3 февраля сего года действующему президенту Сербии Борису Тадичу, которого они считают «прозападным», а взамен Тадич, победив «пророссийского радикала» Томислава Николича, приведет Сербию в ЕС и признает независимость Косово. Тадич победил, Николич его поздравил с победой, но победитель не стал гнать свою страну по дороге евроинтеграции семимильными шагами. Потому что нет у него таких полномочий. А перебирать не себе не свое, чтобы только понравиться Европе, как это делает у нас президент Виктор Ющенко, Тадич не стал. Он затеял переписку с Коштуницей, которая ни к чему не привела, зато поставила правящий коалиционный кабинет под угрозу отставки.

Правительство же Сербии под руководством Коштуницы создано коалицией, состоящей их трех субъектов – Демократической партии президента Бориса Тадича, блока Демократической партии Сербии самого премьера Воислава Коштуницы и партии «Новая «Сербия» министра инфрастуктуры Велимира Илича и либеральной партии «G17 Plus» министра экономики Младжана Динкича. И оно готово уходить отставку, лишь бы не дать развалиться стране.

Велимир Илич уже завявил, что если вице-премьер Божидар Джелич (представитель партии Тадича) на свой страх и риск «дерзнет подписать политическое соглашение с ЕС», то правительство падет. «Мы провозгласим в этом случае Джелича предателем», – добавил лидер «Новой Сербии». Выход же из сложившейся ситуации Илич видит простой и логичный – «заморозить все взаимоотношения с ЕС, пока не будет выражено отношение Евросоюза к Косово и Метохии».

По мнению Илича, внеочередные парламентские выборы могли бы быть проведены вместе с местными выборами 11 мая. И на них вполне возможно блокирование Демпартии Сербии Коштуницы с Сербской радикальной партией Николича. И тогда судьба евроинтеграции рискует быть подвержена еще большей ревизии, больше учитывающей интересы Сербии, а не только ЕС и его геополитических фантазий и устремлений

ЕС пытается найти пути для успокоения Сербии и преодоления кризиса в ее властных кругах и решил послать своих представителей в Белград для «объяснения деталей планируемой европейской миссии в Косово». Во главе европейских дипломатов будет Штефан Лене, советник Хавьера Соланы, который планирует встречи со всеми видными участниками наметившегося политического кризиса в Сербии: с вице-премьером Божидаром Джеличем, министром иностранных дел Вуком Еремичем и министром обороны Дранганом Шутановцем. Однако на встречу с Лене напрашивается министр по вопросам Косово и Метохии Слободан Самарджич из партии Коштуницы. А его позиция по соглашению с ЕС и по событиям вокруг него известна: «Действия Евросоюза свидетельствуют о том, что он считает план Ахтисаари (провозглашение независимости края под эгидой ЕС. – Авт.) решением для вопроса Косово. …Если вы принимаете решение о посылке миссии в Косово и решение о соглашении между ЕС и Сербией в один и тот же день, то это обозначает, что смысл этого соглашения именно в том и состоит, что Сербия своей подписью на соглашении с ЕС дает также зеленый свет и для ее миссии в Косово и на независимость края». Самарджич на пресс-конференции 7 февраля также подтвердил, что правительство Сербии находится в кризисе, и что министры от Демпартии Сербии и союзной ей «Новой Сербии» сделают все, что решит это правительство, «но не ценой целостности и суверенитета государства». «Если некоторые и далее будут настаивать на подписании политического соглашения с ЕС, тогда у этого правительства нет будущего», – сказал он журналистам.

Реакция мира пока прогнозируема. США и ЕС за независимость Косово. В самом Косово опасаются, что Брюссель может попросить албанское руководство края подождать еще немного. Это чревато вспышками насилия против сербов в крае, но Приштина старается сдерживать себя в оценках событий в Белграде. Зато не сдерживает себя в другом: косовское правительство уже выделило миллион евро на организацию торжественных мероприятий по случаю празднования Дня независимости Косово. На них планируется пригласить официальных лиц США, Евросоюза и Албании. Поговаривают даже, что персональные приглашения будут направлены экс-президенту США Биллу Клинтону, бывшему госсекретарю США Мадлен Олбрайт, генералу Уэсли Кларку, экс-премьеру Великобритании Тони Блэру.

«Защитница» Сербии – Россия, увы, ничего конкретного и решительного предложить не может. Она только предостерегла, что Европейский Союз создаст опасный прецедент в международном праве и нанесет ущерб авторитету ООН, признав независимость Косово и направив миссию по вопросам безопасности в провинцию, отколовшуюся от Сербии. По словам постоянного представителя России при ЕС Владимира Чижова, многие люди – возможно, чересчур многие – по всему миру сочтут это событие прецедентом. Чижов сделал эти заявления вскоре после того, как ЕС признал, что ему не удалось убедить правительство Сербии прислать в Брюссель делегацию для подписания указанного выше политического соглашения о свободе торговли и либерализации визового режима.

Россия также уверена, что резолюция 1244 Совета Безопасности ООН от 1999 года, санкционирующая присутствие в Косово воинского контингента под управлением НАТО, не содержит законных оснований для того, чтобы ЕС направлял туда свою собственную миссию по делам безопасности. Против этого и некоторые другие страны ЕС, побаивающиеся последствий «косовского прецедента». Но они либо помалкивают, либо говорят об этом в кулуарах, боясь разрушить «европейское единство». Решать же проблему миссии ЕС собирается на «збиговыську» своих министров 18 февраля…
На фоне этой сдержанности Москвы даже в ней самой некоторые эксперты делают вывод: Россия «сдает» и Сербию. В частности, эксперт портала «Евразия» Илья Дмитриев уже заявил: «Смею предположить, что Тадич давно согласился с неизбежностью провозглашения независимости Косово и готов на сделку с ЕС. …Естественно, если бы он признался в этом перед выборами, он бы однозначно проиграл, а проигрывать ему было нельзя, в том числе и потому, что только через него у Запада есть шанс осуществить эту комбинацию. Если это так – а Коштуница подаёт нам сигнал о том, что это так, – то нетрудно предположить, о чём Тадич говорил в Москве с Путиным. Они вполне могли договориться о том, что Сербия через Тадича сама как бы соглашается на расчленение, что позволило бы Москве умыть руки. А умыть руки Москве, по-видимому, уже очень хочется, потому что она на этом направлении сильно вымотана, а упираться рогом и идти на обострение не готова. Как всегда не готова. Вот и не стал Путин поддерживать Николича – это было бы слишком жарко, слишком опасно, слишком антизападно».
А чтобы подсластить пилюлю хоть как-то и все же не выглядеть окончательно «предателем славянских интересов на Балканах», в январе сего года российский гигант «Газпром» купил сербскую национальную газовую компанию «Србия Газ», а также подписал соглашение о приобретении контрольного пакета сербской государственной нефтяной компании. Россияне выиграли и тендер на поставку 800 тысяч тонн нефти для сербских нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, Сербии разрешено присоединиться к российскому газопроводному проекту «Южный поток», который должен пройти по дну Черного моря чрез Болгарию и Сербию в Италию. Этот план конкурирует с проектом газопровода Nabucco, который получил поддержку ЕС и должен поставлять газ с берегов Каспийского моря непосредственно в Европу, в обход России.

Но даже не это все главное. Важно то, что бездумную и разрушительную для родной страны евроинтеграцию остановил не кто иной, как Воислав Коштуница. Человек, которого президентом еще союзной Югославии (Сербии и Черногории) в 2000 году сделала «цветная» революция, инспирированная западными доброхотами из ЕС и США, чтобы свалить Слободана Милошевича и окончательно ослабить влияние «пророссийской» Сербии в регионе – на Балканах. Этот человек тогда согласился играть по якобы «демократическим правилам» и даже возвысился на волне очень хорошо и продуманно организованного возмущения «народных масс». Но когда понял, чем нужно платить за возвышение, а именно – окончательным разрушением страны, то резко сдал назад. Я уже писал об этом, что Коштуница – как некогда Юзеф Пилсудский, ехал в поезде до станции «социализм», а сошел на станции «суверенитет». Вот и Коштуница: ехал в интеграцию, но сошел на станции «национальные интересы».

И это ярчайше контрастный пример того, что в Украине среди «оранжевого» порождения «цветной» революции таковых не имеется. Во всяком случае, главный «герой Майдана» Ющенко готов на все, лишь бы его вместе со страной куда-нибудь интегрировали и чем-нибудь за это наградили. Желательно не в Киеве, где он может любую висюльку себе на грудь пришпилить и насладиться поздравительной овацией лизоблюдов-приспешников, а в Брюсселе или Вашингтоне. А учтет ли эта «интеграция» интересы страны и ее народа, для Ющенко не важно.
Примеры хотите? Их есть у меня. Первый: две трети страны не хочет в НАТО, а Ющенко тянет страну в Альянс. Более того, он сейчас не хочет даже проводить референдум на эту тему, который раз и на много лет запретил бы вступление в Альянс. Он знает, что народ скажет «нет», и потому тормозит плебисцит.
Второй: недавно журналист Сергей Рахманин проанализировал вариант Конституции Украины, который Ющенко хочет навязать стране. Так вот предложенная «гарантом» версия 21-й статьи предусматривает: «Украина на основании международных договоров может передавать часть своих суверенных прав европейским межгосударственным объединениям». И при этом не написано, что перед этим Украина вступает в эти «объединения». То есть фактически Украина, по Ющенко, готова будет отдавать свой суверенитет кому угодно. Или тому, кого выберет «демократически продвинутый» президент. Хоть НАТО, хоть «Гуманистическое антироссийское объединение каннибалов Африки и Северной Каролины», если такое имеет место быть. Вполне возможно, что в проект Конституции просто вкралась ошибка, которая будет исправлена при доработке документа хотя бы для блезиру. Но какая она символичная, эта ошибка…
Но меня лично во всей этой истории приобщения Сербии к ЕС потрясло другое сообщение. Оказывается, Еврокомиссия, узнав, что победительница «Евровидения-2007» Мария Шерифович (та, что отобрала первое место у нашей Верки Сердючки своей песней «Молитва») поддерживает на президентских выборах своей страны Томислава Николича, «высказала обеспокоенность». Но как! «Еврокомиссия исследует, делала ли Шерифович заявления, противоположные целям Европейского года межкультурного диалога, и если это подтвердится, то мы вынуждены будем пересмотреть возможность ее деятельности как посла», – грозно заявил представитель Еврокомиссии Джон Макдональд.

А ведь эта самая Шерифович была всего лишь назначена одним из 15 европейских послов по вопросам межкультурного диалога. И вот значит, если певица поддерживает Николича, который, в свою очередь, не хочет во всем подчиняться ЕС, то она – плохая, «не европейская». А вот если поддержать Тадича, который готов «интегрироваться», тогда Мария – «евробубочка» и «демократка». Такой вот межкультурный диалог получился – с совершенно бескультурным делением на своих и чужих. Но ничего не попишешь – Европа-с…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам