Эксперимент Балоги

Существует парламентская коалиция или нет? Пока экспериментальным путем проверить данное утверждение нельзя, поскольку Рада тупо не работает. В последний раз, когда в сессионном зале проводилось голосование (12 февраля), там была зафиксирована совсем иная политическая конфигурация: Партия регионов плюс БЮТ.
Усомниться в существовании “демократического большинства” заставляет и выход пяти депутатов из рядов партии “Народный Союз “Наша Украина”.

15 февраля глава Секретариата Виктор Балога заявил об “окончательном выходе” из рядов «НУНСа» в связи с полным исчерпанием “эффективных возможностей пребывания в партии”. Доминирующий публичный мотив подобного шага был озвучен Балогой следующим образом: “Мой выход из партии снимет вопросы соотношения между моими функциями как главы Секретариата президента и как члена президиума «НСНУ».

19 февраля о выходе из партии заявили Игорь Криль, Михаил Полянчич, Виктор Тополов, Оксана Билозир, Василий Петевка и заместитель главы Секретариата президента Роман Безсмертный, который не является народным депутатом. Нетрудно заметить, что налицо скоординированная и заранее спланированная акция, подготовкой которой руководил лично Балога. Одним из фоновых элементов данной информационной операции являются разговоры о создании некой альтернативной «НУНСу» пропрезидентской партии. Структуру «Х» предполагается создать на базе «Фонда региональных инициатив «Гарт». Фонд возглавляет сподвижник Виктора Балоги, народный депутат Игорь Криль. Как видим, у сюжета есть завязка (заявление шефа президентской канцелярии), развитие (выход пяти депутатов из «НУНС»), интрига (какую партию будут создавать «мигранты»). Все в лучших традициях стандартного украинского политтриллера.

К каким последствиям приведет подобная раскольническая деятельность группы «настоящих патриотов Украины, искренне преданных лично Виктору Ющенко»? Первая проблема уже сформулирована в начале статьи: произойдет переформатирование коалиции или нет? Вопрос действительно актуален, поскольку, если произвести несложные арифметические вычисления, то есть вычесть из 227 депутатов пятерых «мигрантов», получим цифру 222. Как говорится, «большинства точка нет».

Конечно, выход из партии не равнозначен выходу из парламентской фракции. Это совершенно разные по юридическим последствиям действия. Если человек пишет заявление о выходе из фракции, то его лишают мандата, а на его место приходит следующий по избирательному списку претендент. Не думаю, что представители «пятерки» Виктора Балоги настолько глупы, чтобы написать такие заявления. Подобный вариант развития событий маловероятен. Сформулируем вопрос несколько по-иному: может ли выход из партии повлечь за собой исключение из фракции? Теоретически может. Если принять закон об императивном мандате для депутатов парламента. В таком случае руководящий орган партии вправе исключить «раскольников». Но в случае с «НУНСом» этот номер не пройдет. Представьте себе картину: Вячеслав Кириленко исключает людей Балоги из партии. Уже смешно. Еще более весело становится, когда понимаешь, что соответствующее решение должен принять общий съезд блока «НУНС». Все девять партий. Я уже не говорю о том, что вообще опасно организовывать подобное мероприятие, поскольку никто не знает, чем это все может закончиться.

Короче, «мигрантам» за их уход из партии ничего не будет. Оставшаяся часть «верной пропрезидентской силы» не в состоянии применить к ним никакие санкции. Следовательно, инициатива полностью на стороне «бандерлогов» (слэнговое название депутатов, покинувших ряды «Нашей Украины» ради участия в новом проекте главы Секретариата президента). Они объективно превращаются для коалиции в зону повышенного риска. Ведь никто не знает, чего от них ждать. Можно только предполагать. Что может помешать им отозвать свои подписи под коалиционным соглашением? В принципе, ничего. Вот, например, Иван Степанович Плющ вообще не подписал этот документ. И прекрасно себя чувствует. Бодр и весел. Собирались его исключить, но не получилось. Отзыв коалиционных автографов пяти и более бывших членов «НУНСа» породит любопытную, я бы даже сказал, вульгарно-скандальную ситуацию: полураспад правящей коалиции. Почему полураспад? Потому что существуют две версии развала парламентского большинства, основанные на неоднозначном толковании членства в коалиции. Сторонники «групповухи», в первую очередь БЮТ, полагают, что решение о выходе из коалиционного договора могут принять только фракции, его подписавшие. «Индивидуалисты», среди которых преобладают сторонники Балоги, отстаивают права «маленьких депутатов». Каждый парламентарий вправе решать для себя – состоять в большинстве или нет. По большому счету, особо парить себе мозги над этой проблемой не стоит, поскольку если пять подписей под договором будет отозвано, то парламентского большинства де-факто не будет. Просто голосов не хватит.

Не думаю, что «бандерлоги» сегодня будут педалировать тему выхода из состава коалиции. Зачем? Они уже и так создали симпатичный кризисный сюжет, который незачем на данном этапе углублять. Алгоритм поведения «бандерлогов» в настоящее время прост и незамысловат: «я вышел (ла) из партии, но не покину фракцию (коалицию) и буду хранить в своем сердце верность президенту». Ситуация вокруг коалиции будет нагнетаться и без их участия. Теперь разберемся в мотивах действий главы Секретариата президента.

Первый: потеря контроля над «НУНСом». О конфликте между Вячеславом Кириленко и Балогой писать не имеет смысла. Это аксиома. Недооценил шеф канцелярии амбиции Кириленко. Не получилось из него ручного лидера. Процесс форматирования парламентской группировки «НУНС» в единую партию закончился полным провалом. Впрочем, этого и следовало ожидать. Что получилось в итоге? Почти неуправляемая политическая группировка, не имеющая перспектив. Вливания свежей крови путем включения в избирательный блок «Народной самообороны» только осложнило ситуацию.

Второй: консолидация фракции. Да-да, это не ошибка. У «НУНСа» появился общий враг – Балога, и субъекты блока стали объединяться под флагом борьбы за правое дело. Вот в чем нельзя отказать национал-патриотам, так это в умении договариваться против кого-то. Процесс зашел уже настолько глубоко, что перспектива поиметь постоянный геморрой на свою голову вынудила Балогу действовать.

Третий: активный дрейф значительной части пропрезидентской фракции к БЮТ. Это стандартная ситуация, когда высший интеллект поглощает низший. 

Четвертый: главе Секретариата необходимо удержаться в большой политике любой ценой. Поскольку президент испытывает определенные ностальгические чувства по отношению к «Нашей Украине», следует убедить его в целесообразности сделать ставку перед президентскими выборами на альтернативную политическую силу.

Пятый: бурный карьерный рост. Виктор Балога сделал заявку на роль главного менеджера большого проекта под условным названием «Ющенко – объединитель Востока и Запада Украины». Не знаю, как тактически будет решаться данная задача, но стратегическая цель более или менее ясна. Новая опора президента создается на базе смешения бывшей «Нашей Украины» и так называемой умеренной части Партии регионов. Вместе они должны привести Виктора Ющенко ко второму президентскому сроку. Что и говорить, глобальные задачи ставит перед собой антикризисный менеджер. Будет очень интересно посмотреть, как это все накроется медным тазом. Но технологически процесс выстроен грамотно. В проект уже вписаны Раиса Богатырева и спикер Арсений Яценюк. Решается очень важная задача – не допустить сближения ПР с БЮТ в контексте проведения досрочных президентских выборов. Проводится качественная зачистка «нашеукраинского балласта». Создаются предпосылки для изменения формата парламентской коалиции и отправки Юлии Тимошенко в отставку.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам