В свою очередь министр иностранных дел Сербии Вук Еремич заявил в среду, что независимость Косово может стать орудием в руках различных сепаратистских групп не только в Европе, но и за ее пределами. Он также отметил, что признание независимости Косово некоторыми европейскими странами заметно уменьшит шансы Сербии на вступление в Евросоюз.
Выступление сербского министра последовало в связи с намерением командования контингента НАТО открыть северную границу Косово, блокированную после того, как протестующие сербы разгромили два пограничных пункта на других участках. Сотни демонстрантов использовали бульдозеры и взрывчатые вещества. К концу дня пограничные переходы были открыты.
Между тем ежедневно, ровно в 12 часов 44 минуты, студенты из города Митровица, большую часть населения которого составляют сербы, организуют акции протеста. Они скандируют номер резолюции 1244, на основании которой Сербия продолжает считать Косово своей территорией. Еремич заявил, что объявление независимости Косово незаконно, и что Сербия "зубами и ногтями постарается вернуть себе (территорию края)". Выступая на заседании Совета Европы в Страсбурге, он отметил, что признание Косово может стать опасным прецедентом для других неблагополучных регионов Европы.
"Некоторые страны ЕС своими действиями вручили потенциальным этническим или религиозным повстанческим движениям мощное орудие, с помощью которого они смогут добиться признания", – сказал глава МИД Сербии. "Неужели вы думаете, что косовские албанцы – единственное в мире национальное меньшинство, недовольное властями страны, в которой они живут?" – обратился он с вопросом к аудитории.
Тем временем эксперты отмечают, что провозглашение независимости Косово стало очередным проявлением конфликта двух фундаментальных принципов современного международного права: права наций на самоопределение и нерушимости государственных границ. Трактовка этих принципов и определяет будущее самопровозглашенного государства: страны, выступающие за или против независимости Косово, зачастую апеллируют к разным положениям одних и тех же международных соглашений.
Принцип территориальной целостности государств впервые был установлен в 1648 году. Тогда был заключен Вестфальский мир, который положил конец серии войн, бушевавших на европейском континенте. Переговоры в Вестфалии положили конец Тридцатилетней войне – фактически, конфликту между католиками и протестантами, где на одной стороне воевали Швеция, Богемия, Дания, Нидерланды, Шотландия, Англия и Саксония, а на другой – Испания и Священная Римская империя и пр. "Восьмидесятилетней войной" обычно называют борьбу Нидерландов за независимость от Испании. Одним из положений Вестфальского мира, который перекроил государственные границы в Европе, стал принцип, согласно которому незаконным было признано внешнее вмешательство во внутренние дела государства, то есть принцип территориальной целостности государства. Этот постулат ныне общепринят и входит во все фундаментальные международные соглашения.
Однако одновременно Вестфальский мир фактически утвердил принцип права наций на самоопределение. Дело в том, что до восстания голландцев против Испании не подвергалось сомнению право монархов решать судьбы своих подданных. Однако в случае с Нидерландами недовольство подданных привело к тому, что монарх утратил это право. При подписании Вестфальского мира европейские державы фактически признали это и согласились признать границы независимых Нидерландов. В долгосрочной перспективе это решение привело к уничтожению большинства европейских монархий, появлению многих независимых государств и серьезной перекройке государственных границ.
Американский историк Дэвид Армитадж, автор книги "Декларация Независимости: Глобальная История", утверждает, что следующим документом международного значения, который подтвердил право наций на самоопределение, стала Декларация Независимости США, принятая в 1776 году. Показательно, что попытка 13-ти североамериканских колоний получить независимость от Британской Империи была крайне негативно воспринята многими современниками.
В 1945 году была принята Хартия (Устав) ООН, которая базируется на принципе территориальной целостности государств: этот принцип запрещает использование силы для разрешения международных диспутов. Так, Статья 2 (пункт 4) гласит, что "Все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций".
В 1970 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила "Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН", в которой, с одной стороны, указывается, что "территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны". С другой стороны, в том же документе указано, что "создание суверенного и независимого государства (…) или установление любого другого статуса, свободно определенного народом, являются формой осуществления этим народом права на самоопределение" и что "каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорилось выше (…), их права на самоопределение, свободу и независимость".
В 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. В ней также присутствуют взаимоисключающие положения. Так, пункт 1 гласит, что "подчинение народов иностранному игу и господству (…) является отрицанием основных прав человека, противореча Уставу ООН", а пункт 6 – что "всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН". В то же время пункт 2 указывает, что "все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие".
В 1966 году в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах это положение ("все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие") вошло полностью (часть 1, глава 1), а право государств на территориальную целостность в этом документе упомянуто не было.
В 1975 году был подписан Заключительный Акт Хельсинского Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. Он также подтвердил принцип нерушимости государственных границ, образовавшихся в Европе после окончания Второй Мировой войны. В тексте соглашения, в частности, указано, что "Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость" (статья 2) и "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы" (статья 3).
Одновременно, статья 8 этого же документа гласит: "Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств. (…) Все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие".
Взаимоисключающие положения Хартии ООН и Хельсинского Акта неоднократно подтверждались в рамках других международных договоров и конвенций, в том числе, и на европейском уровне.
Джеймс Минахан, составитель "Энциклопедии Народов, Этнических и Национальных Групп, не Имеющих Государственности", насчитывает более 300 народов, которые формально имеют право претендовать (или де-факто претендуют) на создание собственного государства. По его подсчетам, это самая скромная оценка. Дело в том, что на территориях 191 государства мира, входящих в состав ООН, в общей сложности компактно проживают более 5 тыс. этнических групп, которые, при определенном стечении обстоятельств, могут попытаться образовать собственные государства. Противостоять подобным планам будет весьма сложно: аргументы многих меньшинств кажутся более весомыми, чем аргументы, которыми оперируют косовские албанцы.