Халид АРИКАТ: "Арабская мирная инициатива — шанс для Израиля"

Чрезвычайный и Полномочный Посол Палестины в Украине господин Халид Арикат в разговоре с журналистами "Киевского телеграфа" был предельно откровенен: его народ хочет видеть свою страну на своей же земле свободной и признанной всеми, но для этого есть пока только возможности. Без готовности их реализовать. Об этом еще нужно, увы, долго договариваться.

Господин посол, Палестину устроили итоги переговоров и договоренностей, достигнутых в Аннаполисе в конце прошлого года? Если да, то в чем именно и каковы планы палестинской стороны на будущее?

— Прежде всего нужно отметить, что встреча в Аннаполисе, которая состоялась 27 ноября 2007 года, была первым шагом на пути возвращения к мирному процессу, который прекратился с 2000 года, несмотря на попытки, предпринятые как со стороны многих государств, в частности "ближневосточного квартета", так и со стороны специальных посланников и посредников США. Я имею в виду, к примеру, план Митчелла и Тэнета по мирному урегулированию палестинско-израильского конфликта. Происшедшее в Аннаполисе было очень важным событием для обеих сторон — и для Палестины, и для Израиля. Поскольку, как мы считаем, именно мирный переговорный процесс является единственно возможным путем разрешения проблемы. Другими способами, думаю, достичь необходимого результата будет трудно. В любом случае, мы уверены, что встреча в Аннаполисе — это только начало. В этой конференции, надо отметить, принимали участие более 50 представителей различных государств и международных организаций. Участием в этой конференции стороны подтвердили свою готовность продолжать мирные переговоры и достичь результата в разрешении конфликта на основе резолюций Организации Объединенных Наций и плана "Дорожная карта". А также показали свое стремление жить в мире и добрососедстве в качестве двух независимых невраждующих государств — Палестины и Израиля.

Генеральный директор МИД Израиля г-н Аарон Абрамович сказал, что после Аннаполиса приближение к мирному урегулированию проходит две параллельные стадии. Первая — это обеспечение безопасности, то есть прекращение любых военных действий. А вторая — непосредственно мирные переговоры. Палестинскую сторону эта позиция тоже устраивает?

— Конечно, устраивает. К тому же это предусмотрено в плане "Дорожная карта" как обязательство для обеих сторон — и палестинской, и израильской. Я считаю, мы должны выполнять пункты "Дорожной карты" параллельно. Палестинская сторона стремится к реализации данного плана, но израильские действия тормозят это. В плане "Дорожная карта" идет речь о том, что мы должны воздерживаться от любых действий, которые мешают процессу мирного урегулирования.

Но, тем не менее, в самом палестинском государстве нет единой точки зрения. Есть ФАТХ и есть ХАМАС, есть Западный берег реки Иордан и Сектор Газа. Что с этим делать? Существуют ли сегодня предпосылки, чтобы говорить, что у палестинцев есть единая точка зрения на проблему?

— Что касается единой точки зрения — то здесь, по моему мнению, нужно, в первую очередь, говорить о соблюдении прав палестинского народа. А что касается внутренних конфликтов между палестинскими политическими силами, то нужно не забывать, что единственным законным представителем нашего народа признана Организация освобождения Палестины. И все разногласия между различными организациями можно решить демократическим путем. Но я бы хотел особо отметить, что для того, чтобы никаких внутренних разногласий у нас не было, необходимо прекратить внешние агрессивные действия, нарушения Декларации о правах человека в отношении палестинского народа. Ведь именно поэтому некоторые лидеры заявляют, что ХАМАС действует в интересах народа Палестины, защищая его от произвола и агрессии. Только когда прекратятся внешние воздействия, мы сможем продолжать выполнение пунктов плана "Дорожная карта". Ведь уже в нескольких городах мы начали его осуществление, в частности в Наблусе, а израильские войска, тем не менее, штурмовали этот город под предлогом "уничтожения радикальных палестинских группировок". Подобные действия очень тормозят процесс переговоров и выполнения договоренностей.

Буквально на днях было опубликовано очень жесткое интервью г-на Халеда Машаля. Как вы думаете, умеренное крыло политиков Палестины сможет как-то воздействовать на радикалов? Например, в главном вопросе, в чем вашу сторону всегда упрекают израильтяне, — что палестинцы не признают права Израиля на существование. Можно ли заставить ХАМАС хотя бы не говорить об этом публично?

— Для того чтобы самим палестинцам воздействовать на радикальные течения, им нужно, прежде всего, дать возможность убедиться в мирных намерениях Израиля. Только тогда, я думаю, палестинцы поверят в успешное разрешение конфликта и не будут прислушиваться к радикальным заявлениям. Необходимо укрепить у палестинского народа веру в будущее, в то, что его права будут реализованы мирным путем. Кроме того, нужно снять блокаду, прекратить все военные действия. Я с уверенностью могу заявить, что народ Палестины заинтересован только в мире на основе реализации всех его прав.

Но, тем не менее, нельзя забывать о событиях на севере Сектора Газа. С одной стороны, все время идут бомбардировки Ашкелона, Сдерота и других территорий ракетами "касам", а в ответ израильская армия и администрация блокируют Сектор, перекрывают поступление энергоносителей, угрожают прекратить водоснабжение, отключить электроэнергию. Кто там виноват? Почему "касамы" летают, а израильтяне в ответ осуществляют блокаду? Кто первый начал и кто первый должен остановиться?

— Если внимательно следить за развитием событий в Секторе Газа, то нужно не забывать, что в своих официальных заявлениях мы требуем прекращения обстрела "касамами" израильской территории из Сектора Газа. Об этом говорил и наш президент Махмуд Аббас. Но этого мало. Нужно в то же время прекратить агрессивные действия против палестинского народа в Секторе Газа и на Западном Берегу. Ведь палестинские радикальные силы оправдывают свои действия именно агрессией против палестинского народа. Не забывайте о том, что наша территория находится под оккупацией. Необходимо показать свои мирные намерения, и тогда станет ясно, кто нарушает договоренности, о которых идет речь и в плане "Дорожная карта", и в различных соглашениях, подписанных обеими сторонами.

А можно сказать, что происходит сейчас в процессе двусторонних переговоров? Работают ли экспертные, контактные группы? Какое конкретное мероприятие запланировано после конференции в Аннаполисе? Возможно, это какой-то международный форум или двусторонние экспертные совещания, консультации?

— Мы надеемся на проведение серьезных двусторонних переговоров, которые, согласно договоренности в Аннаполисе, должны проходить регулярно. На них должны обсуждаться пункты будущих мирных соглашений, желаемые результаты, к которым должны прийти стороны, возможно даже, к концу текущего года. На основании принятых на этих переговорах решений должна быть организована международная конференция в Москве. Пока, правда, не названа конкретная дата ее проведения. Но, думаю, в ближайшие месяцы мы ее узнаем.

Есть две точки зрения на будущее Израиля. Израильские радикалы говорят, что если не будет никакого мирного процесса, а Израиль будет идти на односторонние уступки Палестине, то они создадут в Иудее и Самарии второй Израиль и своими силами отобьются. Какова официальная точка зрения Палестины на действия радикалов, готовых провозгласить второй Израиль?

— Вы говорите об уступках Палестине, но это далеко не уступки, а одностороннее решение со стороны Израиля. Я думаю, подобные заявления абсолютно беспочвенны и нереальны для выполнения. Поскольку никто из членов международного сообщества никогда не поддержит подобные действия. Все государства мира поддерживают идею существования двух отдельных независимых государств — Палестины и Израиля. Об этом, кстати, говорится и в резолюции 1947 года под номером 181. Так что никакого второго Израиля быть не может.

Существует, как известно, и другая точка зрения. Говорят: пусть остается одно государство, а через 20 лет палестинцы, у которых рождаемость выше, станут большинством в едином государстве и фактически будут всем руководить, придя к власти демократическим путем. То есть будет одно государство, в котором два народа…

— Действительно, существует такое мнение, но большинство стран поддерживают решение о создании двух государств. Те, кто оценивает происходящее трезво, понимают: должен продолжаться мирный процесс, идти двусторонние переговоры, результатом которых должно стать существование двух независимых государств и спокойная мирная жизнь наших детей.

А чем отличается жизнь палестинцев на территории Западного Берега реки Иордан, где руководит ФАТХ, и на территории Сектора Газа, где главенствует ХАМАС? Это разные уровни жизни? Не приведет ли эта разница к окончательному расколу?

— Разницы фактически нет никакой. Мы рассматриваем Сектор Газа и Западный Берег как одну географическую единицу, находящуюся под оккупацией. Вокруг Сектора Газа — блокада, в результате которой страдает население, оно лишено медикаментов, электричества, газа, воды, элементарных вещей для существования. И, в общем-то, на Западном Берегу реки Иордан ситуация схожая. А население находится в не менее тяжелом положении. Вообще, в XXI веке подобное положение дел — это позор. Стыдно, что международное сообщество позволяет, чтобы люди умирали оттого, что лишены средств к существованию.

Израиль провел одностороннее размежевание — израильские поселения были ликвидированы в Секторе Газа. Возможен ли такой путь и для территорий Западного Берега реки Иордан?

— Возможен ли подобный путь, зависит прежде всего от Израиля, а не от нас. Хочу напомнить, что условие прекратить расширение и строительство израильских поселений на территории Палестины — это один из главных пунктов плана "Дорожная карта". И это один из главных вопросов, вынесенных нашей делегацией на переговоры. Наша территория должна быть освобождена от израильских поселений, и вообще непонятно, по какому праву они могут существовать на территориях Палестины, оккупированных в 1967 году. Кроме этого, не менее важными являются вопросы границ, Иерусалима, беженцев, палестинских заключенных в израильских тюрьмах, водных ресурсов. Все эти вопросы находятся на рассмотрении палестинской и израильской сторон. И мы надеемся, что найдем для них решения, если, конечно, свою готовность к этому выразит Израиль на основе резолюций ООН и плана "Дорожная карта".

Судя по всему, Израиль не собирается отдавать Палестине Иерусалим. Какова официальная точка зрения Палестины на судьбу Иерусалима, куда Израиль потихоньку переносит свои правительственные здания и учреждения? Естественно, палестинская сторона с этим вряд ли согласна. Что предлагает Палестина по решению статуса Иерусалима?

— Да, активные действия Израиля по оккупации Иерусалима начались в 1967 году и продолжаются по сей день. Но для нас этот вопрос однозначен: Иерусалим должен быть столицей Палестины. И это будет основой для мирного процесса наряду с возвращением палестинцам других наших территорий.

А какой, на ваш взгляд, должна быть роль остальных государств арабского мира в урегулировании израильско-палестинского конфликта?

— Если вы помните, в 2002 году Саудовской Аравией была выдвинута "Общеарабская мирная инициатива" и принята в Бейруте на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ). А на саммите ЛАГ в конце марта 2007 года в Эр-Рияде было рассмотрено и принято предложение о повторном запуске "Общеарабской мирной инициативы". Смысл ее — освобождение всех оккупированных Израилем палестинских территорий. И это явилось активным сигналом, благодаря которому все заинтересованные стороны вновь активизировали дипломатические усилия с целью прекращения палестинско-израильского конфликта. Безусловно, мы всегда сотрудничаем с арабскими странами, консультируемся с ними по каждому шагу и по любому вопросу. И мы считаем, что роль арабских стран очень важна для продолжения нашей работы по мирному урегулированию. Более того, если бы Израиль принял арабскую инициативу бейрутского саммита 2003 года, то он мог бы иметь дипломатические отношения со всеми арабскими и исламскими странами (57 государств), которые составляют треть мира. Я считаю это прекрасным шансом для Израиля.

Однако в арабском мире есть Иран, Ливия и Сирия, которые радикально настроены против Израиля, и есть Египет, Саудовская Аравия, Иордания, которые придерживаются умеренной точки зрения. Палестина заинтересована в том, чтобы была единая точка зрения арабского мира?

— Конечно, мы заинтересованы в единой точке зрения арабских государств. Но наличие двух точек зрения, в принципе, не противоречит "арабскому предложению".

И в основе этих предложений — существование двух государств в Палестине?

— Да. И это предложение основано на резолюциях и решениях международного законодательства и на видении президента США Джорджа Буша.

Если рассматривать весь остальной мир, кто является, скажем так, откровенными союзниками Палестины, а кто относится сдержанно и заинтересован в том, чтобы там была постоянная эскалация конфликта, как вы думаете?

— Знаете, довольно много государств мира поддерживают Палестину и солидарны с палестинским народом. Не буду перечислять все, но многие, поверьте. Возьмите, к примеру, те же страны "Ближневосточного квартета" (Россия, США, ООН и Евросоюз). Безусловно, ни для кого не являются секретом очень тесные и дружественные отношения между Израилем и Соединенными Штатами. Это не может не оказывать определенного влияния на происходящие переговорные процессы. И результаты переговоров всегда пристально оцениваются американской стороной. Думаю, скоро ближневосточный регион снова посетит Кондолиза Райс, учитывая сделанные президентом Джорджем Бушем предложения и их заинтересованность в конечном результате.

А чем должен разрешиться конфликт в Ливане? Как решится проблема международного трибунала и вмешательства в ливанские дела? Поможет ли это превратить Ливан, скажем так, в точку мира, а не страну конфликта?

— Конечно, я надеюсь, что этот конфликт или, скажем, разногласия между группировками в Ливане скоро разрешится на основе предложения Лиги арабских государств. И думаю, что они смогут решить этот вопрос только путем мирного диалога.

Но, тем не менее, есть позиция Сирии, которая откровенно поддерживает Палестину, и, скажем так, находится в состоянии только перемирия с Израилем.

— Позиция есть у каждой страны, но сирийская точка зрения входит в общую позицию арабских государств. Если арабские страны предлагают какие-то шаги, то точка зрения Сирии находит свое отражение в общих предложениях.

Как вы оцениваете позицию Украины в вопросе урегулирования ближневосточного конфликта? Ведь наше государство даже выступало с определенными предложениями. Какова их судьба и делает ли что-то Украина в этом направлении? Кто еще, кроме "квартета", хочет вам помочь?

— В общем-то, я думаю, все мировое сообщество может оказать содействие в разрешении сложного палестинско-израильского конфликта, который длится уже десятки лет. Позиция Украины тоже абсолютно ясна. Президент Виктор Ющенко посетил Палестину и там заявил о позиции украинского государства, которое поддерживает права палестинского народа и считает единственно верным решением существование на этой территории двух государств. Ваш Президент также предложил Украину в качестве места для проведения переговоров между палестиной и израилем и пообещал дальнейшее содействие с украинской стороны.

А насколько реально то, что Палестина и Израиль воспользуются предложением Украины?

— Вполне реально. Преимущественно все зависит, конечно, от времени и позиций сторон. Мы одобрили предложение Украины.

Палестина перманентно находится то в состоянии блокады, то в состоянии военного конфликта. За счет чего живет сейчас палестинский народ? Развивается ли своя промышленная инфраструктура, инфраструктура сервиса, или страна вынуждена жить исключительно за счет помощи извне?

— К сожалению, вынужден признать, что в настоящее время Палестина живет в основном за счет донорских вливаний, поскольку столкнулась с очень серьезными экономическими проблемами из-за происходящих событий. Планы, составленные на будущее, не смогли быть реализованы. Ведь для развития экономики необходимо свободное движение на границах, которые находятся под контролем Израиля. Я не буду конкретно называть отрасли экономики, которые могли бы возродить Палестину, но, поверьте, их довольно много. В Палестине богатая земля, хороший климат, масса исторических мест. Вы же знаете, что Палестина — это священная земля, и многие бы желали ее посетить. Этого было бы достаточно для развития государства.

Можно ли сегодня говорить, что существует палестинский бизнес в других странах, который — в случае провозглашения Палестины самостоятельным государством с гарантией мирового сообщества —вернется на родину?

— Конечно, такой бизнес существует во многих странах мира — в арабском мире, в Латинской Америке, в Европе и, конечно, в Украине — практически везде. Мы можем с уверенностью говорить, что есть палестинцы, которые могут хорошо работать для процветания своей родины.

В этом году Израиль будет праздновать 60-летие провозглашения своего образования. Палестина как-то отреагирует на это знаменательное для соседней страны событие?

— Знаете, строго говоря, 60-летие — это дата как для Израиля, так и для Палестины. Но для израильтян — это праздник. Мы же за эти годы претерпели много лишений, страданий, лишились своих прав. Так что палестинцы могут отмечать лишь 60 лет трагедии палестинского народа…

Но мы надеемся, что мир восторжествует на Ближнем востоке и будет создано независимое палестинское государство. В результате народы Палестины и Израиля будут праздновать мир.

Беседовали Александр Сергий, Владимир Скачко

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам