Возвращение к пройденному

Кабинет министров вновь готовит законопроект о снижении планки кворума для проведения собрания акционеров. Аналогичный проект дважды принимался Верховной Радой в конце 2006-го – начале 2007 года, но оба раза его ветировал Виктор Ющенко. В случае принятия закона он позволил бы государству восстановить полный контроль над "Укрнафтой", где хозяйничают миноритарные акционеры.
«Укрнафта» – не единственное украинское предприятие, где владельцы контрольного пакета акций не могут реализовать свои права по управлению бизнесом. Аналитики называют также северодонецкий «Азот», «Запорожкокс» и целый ряд других предприятий. Напомним, что в Украине закон о хозяйственных обществах устанавливает планку кворума для проведения общего собрания акционеров в 60%+1 акция, что не соответствует мировому опыту. В абсолютном большинстве стран, в том числе в России, она установлена на уровне простого большинства, т.е. 50%+1 акция. А во Франции для проведения собрания акционеров достаточно присутствия лишь четверти владельцев голосующих акций.

Парламент дважды рассматривал соответствующий закон – 19 октября 2006 года и 9 января 2007 года, а разрабатывался он трижды. Первый раз Верховная Рада утвердила изменения к закону о хозобществах, подготовленные депутатом-«регионалом» Юрием Воропаевым.

Однако принятый 241 голосом законопроект был спешно (3 ноября 2006 года) ветирован президентом, как считается, под лоббистским давлением группы «Приват». В то время в прессе стали все чаще появляться слухи о том, что структуры Игоря Коломойского, наряду с газовым магнатом Дмитрием Фирташем, готовятся спонсировать избирательную кампанию «Нашей Украины». Вскоре невероятное стало очевидным – после роспуска парламента «Приват» переключился с финансовых симпатий к БЮТ на пропрезидентский блок. Таким образом, контроль над крупнейшим нефте- и газодобывающим предприятием Украины остался в их руках, при наличии всего 42% акций.

В своих претензиях глава государства указал, что согласится с уменьшением кворума лишь в случае принятия нового закона об акционерных обществах, в котором будут предоставлены гарантии защиты прав миноритарных акционеров.

Не сумев преодолеть президентское вето, депутаты отправили закон на доработку. Тогда этим занялось правительство, а «подрядчиком» поначалу выступала Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, в частности отдел развития законодательства на рынке ценных бумаг под руководством Максима Либанова.

По инициативе г-на Либанова, миноритариям в качестве «компенсации» давались гарантии от размывания пакета акций при проведении допэмиссий. В частности, за акционерами закреплялось преимущественное право приобретения размещенных акций. А также право требовать от акционерного общества выкупа надлежащих им акций. Закон также устанавливает для миноритарных акционеров гарантии отчуждения их акций в случае изменения владельца контрольного пакета акций.

Затем к работе подключился Минюст, в результате на свет появилась его последняя редакция (проект №1129), где собрание могло считаться легитимным при наличии на нем владельцев 50%+1 пакета акций, но лишь в том случае, если такое собрание проводится повторно, а первое при необходимом количестве акционеров в 60% не состоялось из-за недостаточного количества пришедших на него акционеров. Это был компромисс, который в принципе решал проблему «Укрнафты», поскольку собрания акционеров срывались там неоднократно.

При втором голосовании закон был поддержан 237 депутатами. Но и на этот документ президент наложил вето. Хотя инициатором последней редакции выступил представитель «Нашей Украины» Александр Бондарь, который еще в проекте Воропаева предлагал дописать, что сначала нужно провести собрание акционеров с кворумом в 60%.

Примечательно, что между проектом Минюста и первой попыткой Воропаева появился персональный законопроект Юлии Тимошенко о защите прав миноритарных акционеров, который, однако, до голосования не дошел. В нем нормы снижения планки кворума не было. Ответ на вопрос «почему?» лежит на поверхности: на тот момент Юля и Коломойский все еще были союзниками, пусть и не совсем удачными, учитывая, что активность Тимошенко-премьера по отбору в пользу «Привата» Никопольского ферросплавного завода у Виктора Пинчука закончилась для нее отставкой, а Пинчук с Коломойским со временем помирились. С тех пор политические расклады резко изменились, и Юлия Владимировна не вспоминает о защите миноритарных акционеров. Напротив, в своем выступлении на недавнем брифинге, она жестко обрушилась на «Приват», заявив: "На "Укрнафте" давно не проводились собрания. Пришло время, чтобы государство поставило своих менеджеров на "Укрнафту" для того, чтобы компанией управляли не авантюристы, а нормальные государственные деятели".

В общем-то, поспорить с этими словами трудно – они правильные. Как и все, что говорит Тимошенко. Если бы к этому прилагались правильные дела – было бы совсем замечательно. Но год назад БЮТ категорически отказался поддерживать проекты Воропаева и Минюста, заявляя, будто это попытки «регионалов» ущемить права миноритарных акционеров. Теперь аналогичный не поддержанному ими проект вносится на рассмотрение полупарализованного парламента.

Самое интересное, что абсолютной гарантии выбить «Приват» с «Укрнафты» он не дает. Более эффективным, по мнению юристов, был в этом плане проект депутата-социалиста Василия Полякова, который отдельной поправкой в профильные законы предлагал снизить кворум конкретно для государственных предприятий. Эту идею БЮТ в прошлом году также категорически отверг…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам