Неоднозначная выгода

Юлия Тимошенко оказалась в интересном положении. Она не может исполнить свое обещание продать крупнейшие стратегические объекты («Укртелеком», Одесский припортовый завод, «Турбоатом», шесть облэнерго и др.) за три-четыре месяца. В этом ей мешает президент. Поэтому вопрос, где взять денежки для завершения выплаты компенсаций по вкладам, приобретает особую остроту.
Смелость дернуть «стоп-кран» приватизации самых лакомых остатков госимущества взял на себя ФГИ. Формальным поводом явилось заключение Антимонопольного комитета, подтвердившего их монопольное положение на рынке. Но основной причиной – выполнение решения Совета национальной безопасности и обороны о запрете продажи указанных объектов до утверждения Государственной программы приватизации.

По вполне объяснимому стечению обстоятельств возникла видимость столкновения двух представительниц прекрасной половины в украинской политике – премьера Юлии Тимошенко и председателя ФГИ Валентины Семенюк-Самсоненко. Однако это только так кажется. На самом деле за кадром интриги стоит Виктор Ющенко. Точнее, его окружение из Секретариата президента, тихой сапой в канун Международного женского дня сварганившее указ №200/2008 от 6.03.2008 г., которым вводится в действие решение СНБО от 15.02.2008 г. "Об обеспечении национальных интересов и национальной безопасности в сфере приватизации и концептуальные основы их реализации".

В документе сказано, что «до утверждения госпрограммы приватизации правительству запрещено создание субъектов хозяйствования со смешанной формой собственности с передачей в их уставные фонды объектов госсобственности, а также передачу государственных корпоративных прав в уставном фонде хозяйствующей организации в управление собственнику незначительной части корпоративных прав такой организации, в результате чего он мог бы получить право решающего влияния на деятельность соответствующей хозяйственной организации».

Таким образом Тимошенко попадает в рабство к Семенюк. Она вынуждена просить ФГИ быстрее подавать на Кабмин новый вариант госпрограммы приватизации, в то время как Валентина Петровна может особо и не торопиться: Ющенко поручил Кабмину доработать проект госпрограммы приватизации аж до 6 апреля. Время есть. Правда, это время есть у ФГИ. У правительства его нет: необходимо отыскать дополнительные средства на компенсационные выплаты по сберкнижкам, а также заплатить за газ России из расчета $315 за тысячу кубов.

Финансовые запасы бастиона на Грушевского стремительно тают. Аккумуляция гривны посредством спекулятивного снижения наличного курса доллара не может быть вечной. Приватизация стратегических объектов остается единственным выходом для Тимошенко удержать бюджет от секвестра. Правда, возникает вопрос, насколько она целесообразна для Украины и в какой форме.

Оптимисты обращали внимание на тот факт, что, несмотря на явное ухудшение финансового положения и снижение инвестиционной привлекательности, «Укртелеком» продолжает интересовать потенциальных покупателей. В частности, им заинтересовалась и российская АФК «Система» (в которую входит МТС) и ее основной конкурент норвежская компания Telenor (главный акционер «Киевстара»), и также украинская SCM, принадлежащая Ринату Ахметову. Впрочем, рассматривать товар в витрине магазина – это еще не покупать его. Все эти структуры и вправду заинтересованы, но не в том, чтобы одним махом выложить деньга, а внимательно изучить условия приватизации. Которых пока нет, и когда будут, неизвестно.
Проблем на самом деле гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. «Укртелеком» в последнее время терпит большие убытки, виновными в которых власть и аналитики называют менеджмент. Но важно не это. Даже с убытками телекоммуникационную компанию купили бы довольно быстро, если бы объект был готов к продаже. Но за почти полтора десятилетия, в течение которых идут перманентные разговоры о продаже компании, никаких реальных шагов для подготовки ее к переходу в частные руки не сделано.
В частности, до сих пор не проведен аудит, без которого приход нормального собственника за нормальную цену невозможен. Даже самый ушлый и «безбашенный» покупатель не может себе представить, что на самом деле творится за высоким забором «Укртелекома». Специалисты говорят, что сюрпризы могут быть самые разные. Например, ходят слухи, что часть своей первичной сети компания сдает в аренду неофициально.
К тому же нужно окончательно и компетентно ответить на вопрос, что позволяет оператору держаться на плаву: предоставление новых услуг или фиксированная связь, и какими должны быть оптимальные тарифы на телефонные переговоры? Скажем, если выяснится, что тарифы необходимо повысить минимум в два раза, а власть запретит это делать (рычаги у нее есть), то ни один здравомыслящий инвестор не выложит максимальную сумму при таких условиях. А продавать «Укртелеком» дешевле, чем за 12 млрд. грн., обидно – столько лет «придерживали» объект в надежде сбагрить за большие деньги, и теперь отдавать за полцены?! Кроме того, нужно отдавать себе отчет в том, что приватизация «Укртелекома» может потребовать внесения изменений в целый ряд законов. На что требуется немало времени и добрая воля парламента.
Таким образом, приходим к неутешительному выводу: кавалерийским наскоком, как планировала Тимошенко, хорошо продать 67,79% акций «Укртелекома» не получилось бы. Скорее всего, когда провал продажи оператора связи стал бы очевидным, его могли «распилить» по частям, выделив структурные подразделения в отдельные предприятия. А это палка о двух концах: не вышло бы так, что лакомые куски растащат отечественные и российские олигархи, а технически убитая фиксированная связь будет и дальше камнем висеть на шее государства?
Что же касается второй изюминки приватизационного списка – ОАО "Одесский припортовый завод" (ОПЗ), то, как заявила глава Фонда государственного имущества (ФГИ) Украины Валентина Семенюк-Самсоненко, состав компаний, интересующихся участием в новом конкурсе, качественно ухудшился по сравнению с прошлогодним несостоявшимся конкурсом. "Уже подано восемь заявок на ознакомление с предприятием, в большинстве – посредники, а не стратеги", – сказала она агентству "Интерфакс-Украина".

Напомним, что открытый конкурс с элементами аукциона по продаже 99,52% акций ОПЗ с начальной ценой 3 млрд. грн. был официально объявлен 20 февраля. Шаг увеличения цены при его проведении установлен в размере 30 млн. грн. По сравнению с условиями конкурса 2007 года, в новом требовании закреплена норма о беспрепятственном доступе экспортеров аммиака к комплексу перевалки в рамках установленных Минпромполитики квот и установлении единых тарифов на перевалку по согласованию с Минэкономики и Минпромполитики (что эксперты считают «ударом по привлекательности» объекта). Помимо того, сроки обязательств о поддержании покупателем численности персонала и его льгот сокращены до 10 лет, однако введено требование о повышении за три года средней зарплаты до уровня средней зарплаты на аналогичных предприятиях Европейского Союза и ужесточены экологические требования.

Список желающих купить ОПЗ в нынешнем году автору пока не встречался. В прошлом претендентов было девять. Норвежская компания Yara International АSA – крупнейший в мире производитель минеральных удобрений, которого хотят купить американцы, ОАО "Азот" (Черкассы), принадлежащий «Укрсибу» братьев Ярославских, ОАО "Минерально-химическая компания (МХК) "ЕвроХим" – крупнейший в России производитель минеральных удобрений, входящий в тройку европейских и десятку мировых лидеров отрасли (его хозяин – молодой российский олигарх белорусского происхождения Александр Мельниченко), ОАО "Черниговское химволокно" (снова «Укрсиб»), российское ОАО "Акрон", принадлежащее одному из самых неоднозначных миллиардеров России Вячеславу Кантору, ОАО "Днипроазот" (принадлежит «Привату», нравится Фирташу), ОАО "Ренова-Украина" – отечественное подразделение одноименной компании Виктора Вексельберга, российское ОАО "СИБУР Холдинг" – после ареста в начале 2002 года Якова Голдовского перешло под контроль "Газпрома" и управляется Александром Дюковым («Газпром нефть»). Последний претендент – частная международная холдинговая компания GDF, принадлежащая непосредственно Дмитрию Фирташу, вызывала своей одиозностью такие эмоции, что собиралась участвовать в конкурсе через «прокладку» – эстонского производителя минеральных удобрений АО "Нитроферт". Кто из перечисленных компаний сохранил интерес к продаже Одесского припортового, станет ясно, если конкурс рано или поздно все-таки состоится….

 

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам