Искусство настолько безгранично, и имеет столько граней, что охватить в одной статье все – просто невозможно. В литературе, музыке и живописи существует столько жанров и стилей, что рассуждать о них можно бесконечно. Тут-то и вспомнилось мнение, о том, что в будущем творцы перестанут пользоваться условностями, загонять себя в определенные рамки, и начнут работать, основываясь лишь на личном восприятии. Исчезнет разделение, и соответственно не будет требоваться специальная подготовка – учителя музыки и живописи останутся без работы.
В подтверждение этого мнения можно рассмотреть современные попытки отойти от правил и канонов творчества. Наиболее известным и «нашумевшим» течением является, безусловно, искусство аутсайдеров, или ар-брют.
Ар-брют – сырое или грубое искусство – термин, введенный для обозначения непрофессионального искусства самоучек, детей, душевнобольных, инвалидов, заключенных, и т. п., не знающего или не признающего художественных правил и конвенций, которые сложились в профессиональных искусствах, истории искусства, художественной критике с периода Возрождения до эпохи импрессионизма. В частности, ар-брют не считается с правилами правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического, иерархии материалов и т. д. В качестве эквивалента в англоязычной литературе используется термин «искусство аутсайдеров», который ввел в 1972 искусствовед Роджер Кардинал.
Одним из ярчайших представителей данного течения, был Генри Дарджер (1892 — 1973), получивший признание лишь после смерти. Мать Дарджера умерла, когда ему было 4 года. После смерти матери маленький Генри жил с отцом пока тот мог заботиться о ребенке. В 1900 году тяжело больной отец Дарджера был помещен в католическую миссию для пожизненного проживания. После чего Генри оказался в католическом приюте для мальчиков города Линкольна. Взятый на попечение Дарджер был признан слабоумным. Позднее ему поставили еще один диагноз — «мастурбация».
В 1908 году шестнадцатилетний Дарджер сбежал из приюта. Он устроился на низкооплачиваемую работу в католической больнице Чикаго, где проработал около 50 лет.
Дарджер вел однообразную и затворническую жизнь. Только незадолго до его смерти выяснилось, что он в течение многих лет работал над книгой о войне детей-рабов против жестоких поработителей. Полный текст этой книги составил 15143 страницы. События книги Дарджер отразил в нескольких сотнях рисунков, при создании которых он использовал вырезки из газет и журналов, коллаж, акварель и карандаш.
Собственно, пример ар-брюта ярко показывает, насколько профессиональная подготовка и четкие правила порой являются ничем иным, как стереотипом, сложившимся в обществе. Образ художника-аутсайдера далек от общепринятого – бородатого, вполне зажиточного деятеля, продающего свои картины на аукционах. Образование и знание четких правил не всегда является полезным, а порой даже может зажать творца в рамки, из которых ему будет крайне тяжело выбраться. Так же и в музыке. Человек, получивший классическое образование и закончивший музыкальную школу или училище, может поразить вас мастерством исполнения произведений Баха и Мусоргского, но у него никогда не получится создать что-либо свое, подарив тем самым людям частичку себя. Показав им еще одну грань или же маленькую частичку этой безумной и непонятной планеты…