Он никогда не приходит

Гарант нации опять не попадет в Раду. Не складывается у него. Звезды не так становятся. Созвездие АндроМёда ушло не в тот дом. Поэтому те, кто рассчитывает услышать послание президента парламенту, запланированное на тринадцатое число, могут расслабиться. Действительно, зачем нарушать традицию? Чуть ли не каждый месяц пресс-служба гаранта с упорством, достойным лучшего применения, анонсирует приход Виктора Ющенко в сессионный зал.
Накануне дня «Х» внутриполитический визит отменяется по целому ряду объективных причин. В принципе, гарант уже может вообще не ходить в парламент. А смысла больше нет. И скажите, пожалуйста, перед кем он собирается выступать? Перед «демократической коалицией», большая часть которой готова чуть ли не вручную стереть президента с политического листа? Или перед оппозицией, вяло натравливающей БЮТ на гаранта?

Но самое главное: о чем может говорить депутатам человек, чей уровень легитимности уверенно приобретает отрицательное значение? Пока еще социологи с трудом «натягивают» гаранту процентов восемь. Однако все прекрасно понимают, что реальный рейтинг гаранта давно уже колеблется в пределах статистической погрешности выборки.

Да и после относительного праздничного затишья намечается ударный кризисный прорыв. Или подрыв. Согласительный совет депутатских фракций, который состоится сегодня, вряд ли придет к консенсусу. Послушать гаранта, а затем разойтись по комитетам? Не получится. Вопросы, как всегда, крайне животрепещущие. Один Фонд государственного имущества чего стоит… А старт конституционной реформы, который Юлия Тимошенко наметила аккурат на тринадцатое число? Это же страшное дело: при живом президенте начинать рыть ему большую и удобную политическую могилу.

Противоречия настолько обострились, что впору ставить вопрос о том, кому сегодня принадлежит власть. Президент уже почти в расчет не принимается. Любой его резкий шаг – роспуск Верховной Рады, досрочное прекращение полномочий Конституционного суда – не способен вернуть гаранту статус главного политического игрока. Есть только Виктор Балога, который системно опускает Юлию Владимировну к тихой радости оппозиции. Теперь рассмотрим степень готовности основных политических сил к совершению возвратно-поступательных политдвижений.

Главный вопрос кризисной повестки дня – это, безусловно, создание конституционной парламентской комиссии с последующим принятием антипрезидентского варианта Основного закона. БЮТ, как говорится, всегда готов. Хоть завтра. Правда, не следует забывать о том, что реформа Конституции для Тимошенко – это важнейший элемент технологии шантажа гаранта. Логика их действий примерно следующая: зарядить ему в табло мы всегда успеем. Тем более что от одной мысли о союзе ПР с БЮТ чувствительный мозг гаранта начинает покрываться холодным потом. Почему бы не попробовать отвоевать у него Фонд государственного имущества? Отстранить от принятия ключевых экономических решений. Затем замкнуть на Кабмин губернаторскую вертикаль. Запугать несогласных реприватизацией их бизнес-активов. Другими словами, без всяких конституционных изменений де-факто сформировать премьерскую республику. Как говорится, высший интеллект подавляет низший со всеми вытекающими последствиями.

Партия регионов пытается выжать максимум дивидендов из конфликта Тимошенко с Ющенко. На самом деле, согласовать проект конституционных изменений с БЮТ «регионалам» не так сложно, как некоторые пытаются представить. Проблема в другом: стороны прекрасно понимают, что решить задачу по устранению гаранта сегодня относительно легко. А вот как поделить власть с Тимошенко? Это отдельный вопрос, не имеющий четкого алгоритма решения. С одной стороны, хочется подыграть Юлии Владимировне. С другой – никто не заинтересован в устранении такого противовеса Тимошенко, как Секретариат гаранта. Когда «сестры и братья» по Майдану от всей души смешивают друг друга с политической грязью – это, согласитесь, захватывающее зрелище, которое, к сожалению, не может организовать оппозиция.

Поэтому игра БЮТ и ПР в конституционное очко идет очень осторожно. Гарант после решения Конституционного суда о невозможности принятия новой редакции Основного закона на референдуме в данном мероприятии уже не участвует. По сути, он выступает в роли залога. «А мы сыграем на его золотой зуб!».

Наиболее вероятный сценарий развития событий следующий: тринадцатого числа в Раде, скорее всего, будет «кризисно-холостой» день. Как всегда, не хватило времени для согласования позиций сторон. Его никогда не хватает. Спикер Арсений Яценюк станет объявлять бесчисленные перерывы, которые, в конечном счете, закончатся ничем. У Яценюка одна основная задача – сделать все возможное и даже невозможное, чтобы вопрос о создании конституционной комиссии не был рассмотрен.

Тем не менее, попытки запустить процесс внесения изменений в Основной закон все же будут предприняты. В секретариате ВР могут быть зарегистрированы несколько конституционных проектов. Один – от Партии регионов, один – от БЮТ, один – от коммунистов. И так далее. Парад проектов обусловлен тем, что времени на раскачку нет. У Тимошенко, в отличие от других политических сил, есть четкий временной ограничитель: 20 и 25 мая. Это начало правительственной приватизации и дата выборов столичного мэра. БЮТ попытается максимально обострить ситуацию, поскольку электоральное поражение в Киеве необходимо компенсировать всеукраинским хаосом.

Серьезное парламентское обострение начнется только тогда, когда будет полностью укомплектовано руководство Верховной Рады. Это и есть сигнал к атаке. Очень четкий показатель. Если Арсения обложат замами – значит, ему фактически сплели лапти и парламент готов “замутить” тему с внесением изменений в Основной закон. Без “кадровой прелюдии” подобный вариант вряд ли станут реализовывать.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам