Окаменевшая тщета истории

Когда-то давно София Ротару в песне называла Кишинев "цветком из камня". И молдаване тащились, гордясь своей столицей. Или гордились, тащась. Как черепашка по теплому песку, заметавшая еле заметные следы. И просто невозможно представить, что написал бы поэт, прочувствовали бы молдаване и спела бы "вечная хуторянка", если бы не железный занавес, помешавший им еще 40 лет назад побывать в Иордании и увидеть Петру. Город, вырубленный из камня две тысячи лет назад. Как символ могущества народа, в нем проживавшего и ушедшего в песок времен…
Первым поражает узкое, вертлявое изгибами ущелье Сик — 80 метров в высоту (или в глубину — это как смотреть: снизу или сверху) и около километра длиной. Это один из самых привычных проходов в Петру. Щель в скале, похожей на окаменевшее мясо красно-розового цвета с серо-бело-бежевыми прожилками, переплетенными в самые причудливые узоры. И когда, наконец, вырываешься из ущелья на овальную площадку перед огромным фасадом то ли храма, то ли дворца, понимаешь — и трудолюбивый народ, имеющий много времени и вдохновения, может быть скульптором, отсекающим от скал все ненужное. Чтобы получилось нужное, удобное, красивое и т. д. и т. п. Двухъярусный 39-метровый фасад — это и есть знаменитая Аль-Хазне (или по-русски — Сокровищница, Казна). Он полностью вырублен из скалы, равно как и внутренние покои, напоминающие спальни великана, жившего в горе. И такое в Петре все — монастыри, храмы, усыпальницы, жилые дома, водохранилища, акведуки, алтари, театр на 3 тысячи мест…

Ученые сошлись на том, что "натворили" все это в Петре арабы-набатеи, пришедшие на эту землю после библейских народов эдомитян и моавитян в VII веке до н. э. и создавшие здесь процветающее царство. Оно контролировало всю торговлю в регионе и потому могло себе позволить развлекаться с камнем, увековечивая себя в удивительно красивых, но трудоемких строениях. И, видимо, что-то главное было упущено — все постепенно закончилось упадком и песчаным тленом забытья, когда в 106 году уже нашей эры легионы императора Траяна подчинили Петру и забрали у нее торговлю…

Вот с тех пор и до 1812 года, когда Петру заново "отыскал" для европейцев швейцарец Иоганн Людвиг Буркхардт, только небо и песок царили над удивительным городом. Да еще бедуины на верблюдах находили здесь приют в вечных путешествиях из ниоткуда в никуда и познавали на себе, что все — суета сует…

Петру нужно видеть самому еще и по этой причине, а не потому, что по ней лазил Индиана Джонс. Но у меня две рекомендации: а) этого нельзя сделать за полдня, приезжая из Египта; б) ни в коем случае нельзя пользоваться там услугами египетско-международной турфирмы "ТЕЗ-тур" — эти обманут, надуют по деньгам и не покажут десятой части сказочного города. Но это уже другая история… 

«Корабли пустыни» в театре

По следам Индианы Джонса

Неспешное начало

Каменный сюр

У этих гробниц тайн уже нет, осталось очарование

Откуда пришел, туда и уходишь…

Фото автора

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам