Сделать это ему было непросто. Покинув уже бесперспективную тогда "Трудовую Украину", он сначала возглавил партию "Союз", а в декабре 2005-го присоединился к Партии регионов и даже вошел в президиум политсовета.
Весной 2006-го по списку Партии регионов Костусев повторно прошел в депутаты парламента. После формирования антикризисной коалиции и правительства во главе с лидером "регионалов" Виктором Януковичем принял предложение вернуться на пост главы АМКУ, на котором после "оранжевой" революции ему работалось не вполне комфортно.
Можно вспомнить публичные заявления главы Комитета о том, что за ним осуществляется слежка, его телефоны прослушиваются, а накинувшиеся на антимонопольный орган по распоряжению Кабмина сотрудники Генпрокуратуры в ходе комплексной проверки пытаются найти материалы для возбуждения уголовного дела.
Забегая вперед, заметим, что проект смещения Костусева в 2005 году первому правительству Юлии Тимошенко не удался. Алексей Алексеевич пересидел и ее Кабмин, и Кабмин Еханурова, дождался «своих» во главе с Януковичем и ушел только по истечению срока полномочий во второе пришествие Тимошенко.
При этом, несмотря на партийную принадлежность, он сохранял непредвзятость в расследовании резонансных дел по выявлению монопольных заговоров. Следует отметить, что в выполнении своих функций АМКУ был достаточно активен и неоднократно вступал в конфликты с мощными коммерческими структурами.
Одно из самых громких достижений Комитета – победа над американской компанией "Western Union", согласившейся в конце концов снизить тарифы на денежные переводы из стран, где больше всего украинских остарбайтеров.
Кроме того, АМКУ под руководством Костусева в разное время вполне эффективно боролся с повышением цен на бензин, мясо и хлеб, стоимости железнодорожных перевозок и жилищно-коммунальных тарифов. В частности, несколько лет назад АМКУ подверг многомиллионным штрафным санкциям двух входящих в группу "Приват" нефтетрейдеров – "Авиас" и "Сентоза". Но после длительных судебных баталий эти компании так и не уплатили штрафы, а заправки, которыми они управляли, были проданы подконтрольным «Привату» структурам.
Совсем недавно АМКУ сообщил о возбуждении дела против "Укрнафты", оштрафовал уличенных в «картельном сговоре» «пищевиков», занимающихся подсолнечным маслом, мясом, зерном, сахаром и молоком. Начал проверку крупных супермаркетов, в том числе Metro (последнему также вменяется в вину предоставление эксклюзивного права банку «Ренессанс Капитал» выдавать потребительские кредиты на покупку товаров). И дал разрешение на крупные слияния.
Вообще, надо заметить, что основная работа Антимонопольного комитета лежит в двух плоскостях. С одной стороны – это раскрытие «картельных заговоров». С другой – выдача заключений о монополизме при сделках по слиянию предприятий. Этот аспект очень важен при приватизации. Дело в том, что все участники крупных приватизационных конкурсов должны получить подобное заключение. И хотя, на первый взгляд, это пустая формальность, на самом же деле мнение АМКУ может стать решающем при допуске (или недопуске) той или иной структуры к участию в конкурсе.
Так произошло в ситуации с Одесским припортовым заводом (ОПЗ). Антимонопольный комитет не выдал разрешения на приватизацию ни одному из предприятий, намеренных участвовать в конкурсе. Из 12 претендентов на покупку акций предприятия заявления пяти возвращены без рассмотрения из-за отсутствия полного пакета необходимых документов. Остальные семь были приняты к рассмотрению. Но пока находятся в работе.
К тому же, по словам председателя ФГИ Валентины Семенюк-Самсоненко, есть заключение АМКУ о том, что ОПЗ – монополист. И хотя документ носит скорее аналитический характер, на его основании появился известный указ президента, останавливающий приватизацию завода.
Исходя из этого, сам собой напрашивается политически «окрашенный» вывод: и Кабмин, и президент нуждаются в лояльном председателе Антимонопольного комитета, а в условиях нынешнего конфликта власти он может быть лояльным только к одной из сторон. А другая сторона ни за что не допустит назначения «чужого представителя».
Возникает прогнозируемый кадровый клинч, в который уже вмешалась понуждаемая Секретариатом Генпрокуратура. По распределению коалиционных квот пост АМКУ записан за «НУНС», в самом «НУНС» портфель отошел к «Народной Самообороне», которая выдвинула своего представителя Давида Жванию сразу после подписания соглашения. Теперь же кандидатуру Жвании поддерживает Кабмин и «топит» Секретариат президента. Причем делает это чересчур жестко, если вспомнить историю с гражданством. Понятно, что портфель главы Комитета – не единственный повод для давления на бывшего соратника Ющенко. Но и не последний по важности. Вместе с тем речь о другом потенциальном «антимонополисте» пока не идет. Из чего можно заключить, что некоторое время кресло Костусева будет пустовать…