Технологии хаоса

В конце 2004 года казалось, что Украина окончательно попрощалась с авторитарным прошлым. Было достаточно сложно представить, как после Майдана кто-то сможет загнать украинцев в клетки.

Однако следует помнить, что слишком часто в мировой истории встречались печальные примеры, когда страны с намного большими традициями демократии буквально с головой бросались в водоворот тоталитаризма.

Как свидетельствуют многочисленные примеры, для быстрого установления диктатуры есть одно действенное средство — посеять в обществе неуверенность в завтрашнем дне, продемонстрировать неэффективность демократических институтов власти, создать у людей иллюзию полного беспорядка и хаоса. Фактически, квинтэссенцией этого метода является большевистское «чем хуже, тем лучше».

Жизнь еще не раз докажет эффективность этой циничной формулы – большая часть государственных мятежей в Европе ХХ века происходила именно под лозунгами борьбы с хаосом. Именно так объясняли свои действия и Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), и «черные полковники» в Греции.

Причем для захвата абсолютной власти не всегда был нужен вооруженный мятеж. Для установления тоталитарного режима использовались сугубо демократические процедуры. Именно таким образом в Германии в начале тридцатых годов фюрером стал Адольф Гитлер. Для этого ему даже не понадобилось получать абсолютное большинство в парламенте. Было достаточно только безразличной позиции президента и желания недальновидной части немецких политиков хоть немного подержаться за краешек власти. Именно благодаря им Гитлер стал сначала канцлером, а впоследствии получил чрезвычайные полномочия.

Однако эти чрезвычайные полномочия сначала нужно было получить. С этой целью НСДАП изобрела простую и эффективную стратегию. Был найден враг, продемонстрировано его деструктивное и разрушительное влияние на государство и общество и выдвинуты требования относительно получения почти неограниченной власти. Естественно, для благородной цели – преодоления хаоса.

В Германии все закончилось известной провокацией — поджогом рейхстага. В Украине пока еще такие экстремальные приемы не зафиксированы, но, судя по градусу политических заявлений и обид, осталось совсем немного. Тем более, что безответственная экономическая политика правительства уже отражается на рейтинге главных претендентов на роль спасителя нации.

Очевидно, именно с этой целью в украинском информационно политическом пространстве был осуществлен ряд провокаций. Их главной целью является демонстрация неуправляемости страной, дискредитация демократических институтов власти и «назначения» врагов народа Украины.

Да, вполне понятно, зачем Юлия Тимошенко открыто объявила войну президенту Украины. Возникает вопрос, почему она так жестко нападает на парламент, в котором вроде бы имеет большинство. В середине мая премьер-министр обвинила Верховную Раду в том, что та саботирует принятие антиинфляционных мер, предложенных Кабинетом министров. По ее словам, об этом свидетельствует тот факт, что три антиинфляционных законопроекта сегодня опять не были включены в повестку дня заседания Верховной Рады. А затем произошел беспрецедентный случай – представители фактически правящей партии заблокировали трибуну. Можно только догадываться, какой рейтинг доверия среди украинских граждан будет иметь не только парламент, но и институт парламентаризма вообще.

Еще интереснее была ситуация с ревальвацией гривни. Невзирая на то, что Юлия Тимошенко в 2005 году уже проводила такой фокус с карманами украинцев, а накануне и после выборов 2007 года ее «партийные» экономисты (Сергей Терехин, Виктор Пинзеник) ставили вопрос увеличения курса национальной валюты одним из главных заданий нового правительства, звучит настоящей насмешкой над украинским народом утверждение, что все, кроме правительства, буквально днем и ночью заняты препятствованием деятельности Кабинета Министров, в том числе и через ревальвацию гривни. Следствием таких опасных игр с экономикой может стать падение производства и сокращение рабочих мест. Ну а противоречивые заявления представителей Национального банка и фактическое существование двух официальных курсов доллара являются слишком ярким примером существования хаоса в системе государственного управления, который сможет преодолеть лишь «сильная рука».

Дублирование руководства учреждений (как это было в ФМД) должно стать яркой иллюстрацией для украинских граждан наивысшей формы неэффективности не просто государства, а именно демократических процедур. Демократических процедур, которые мешают навести порядок в государстве.

А для того, чтобы продемонстрировать людям, как хаос входит в их семьи и дома, была начата громкая информационная кампания относительно прививок детей. Проблема в том, что если бы Кабинет Министров действительно хотел бы разобраться с ситуацией, пришлось бы наказывать в том числе действующих чиновников правительства Тимошенко. Поэтому и подменяется настоящая кропотливая работа по совершенствованию самой системы вакцинации лозунгами и заявлениями о мировом заговоре против украинских детей.

Ну а наивысшей точкой дискредитации государства являются досрочные выборы в Киеве. Мало того, что откровенно неправовой характер их назначения создает опасный для местного самоуправления прецедент. Так к тому же активное применение административного ресурса и подкупа избирателей силами, которые пришли в Киевраду, прямая агитация за свой блок в рабочее время премьером и первым вице-премьером (который должен был бы решать большинство определенных экономических вопросов) фактически сводят на нет такую уязвимую традицию проведения честных выборов и принятия властью даже неблагоприятных для себя результатов, которые появились после 2004 года.

Следствием таких изменений может быть попытка двух политических сил, которые соревнуются за власть над Киевом, организовать свой Майдан. Нечего и говорить, что любые столкновения двух негативно настроенных лагерей, один из которых уже празднует победу, а другой ищет спасения от позора, опасно кровопролитием. Вот тогда вопросы о «необходимости» предоставления чрезвычайных полномочий правительственные может опять появиться с новой силой.

Тем более, что времени у Кабинета Министров почти не осталось. Экономика продолжает сползать в кризис, и через несколько месяцев народ уже не будет видеть в Юлии Владимировне именно ту личность, которая способна навести порядок.

Именно поэтому стоит ожидать последнего и решительного боя за Конституцию по-тимошенковски. Интересная вещь, но по своему духу она фактически воспроизводит пресловутый Закон о чрезвычайных полномочиях Адольфа Гитлера. Здесь и подчинения всех силовиков правительству, и полное отсутствие контроля за его действиями со стороны государственных или общественных институций, и фактическое создание механизма устранения с политической арены почти всех политических партий страны.

Что было дальше в Германии, мы знаем. Начался процесс «привлечения к господствующей идеологии», назначение на все важные государственные посты своих людей и, наконец, решение про объединение должности президента с должностью рейхсканцлера. Именно так и появился фюрер – из-за поглощения премьерской властью президентской и создания системы, по которой побеждает лишь одна партия (вспомним позицию в тимошенковской конституции о выборах по партийным спискам в два тура).

Эти аналогии слишком страшные и прямые, чтобы так просто от них отмахнуться. Остается лишь вспомнить, что Гитлер шел к абсолютной власти через ситуативные союзы, беспардонный популизм и демагогию. Есть надежда, что украинские политики и украинский народ все же способны учиться на чужих ошибках. Особенно на таких страшных.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам