Подоплека

Наверное, стоит немного рассказать о подоплеке «небывалого единства демократических сил», которое якобы было продемонстрировано 3 июня. Юлия Тимошенко срывающимся от традиционного перевозбуждения голосом говорила на селекторном совещании в Кабмине о странном чувстве, посетившем ее, – чувстве понимания президента. То, что говорил гарант, лучше не цитировать, поскольку глубокое понимание происходящих процессов сделало его неадекватным.
Оформление сюжета было следующим. Президент внес на рассмотрение Верховной Рады кандидатуры трех судей Конституционного суда, назначенных по его квоте: Сергей Вдовиченко, Юрий Никитин и Юрий Баулин. В соответствии с процедурой, на принесении присяги судей КС должны присутствовать глава Верховного суда, премьер и президент.

Интрига заключалась в том, что и у БЮТ, и у Партии регионов были свои резоны погонять гаранта по зданию парламента, чтобы не допустить вступления в должность «надзирателей Основного закона».

Тимошенко несколько дней назад, аккурат после провального столичного «блицкрига», очень аргументированно говорила о коррупции, которая процветает в Конституционном суде. КС, по ее словам, выполняет политический заказ и контролируется на пару Секретариатом президента и Партией регионов. Вот вам пример той самой широкой коалиции, которая, по мнению премьера, реально действует. Поводом для столь серьезных обвинений конституционных судей стал вердикт КС, согласно которому с 22 мая приостанавливалось действие ряда статей госбюджета на 2008 год. Парламентская коалиция 22 мая приняла отдельный закон, который менял параметры налогового, таможенного и социального законодательства и, скажем так, нивелировал решение Конституционного суда. Гарант, не долго думая, наложил на это дело вето. Тимошенко мгновенно зашлась в истерике, рассказывая о разрушении бюджета, срыве выплаты пенсий и т.д. и т.п. Затем начался шантаж: или Ющенко разблокирует бюджетный процесс, или мы блокируем трибуну и не допускаем к присяге ваших судей.

Партия регионов вставила свои «пять копеек», рассказав о наличии у нее определенных претензий. Речь шла о Сюзанне Станик, которую Верховный суд восстановил в должности судьи Конституционного суда, а президент уволил во второй раз. Причем задним числом, отменив соответствующий указ о назначении, подписанный еще Леонидом Кучмой. «Регионалы» как бы давали понять, что могут сорвать присягу, если данная проблема не будет решена.

Поскольку БЮТ уже создал прецедент посыла гаранта из сессионного зала вместе с его посланием, то аналитики небезосновательно прогнозировали очередной кризис со всеми сопутствующими атрибутами: блокированием парламентской трибуны то ли БЮТ, то ли «регионалами», пресс-конференцией гаранта нации возле привычного для него места (туалета), а также последующим обращением премьера к народу. Однако развитие сюжета пошло по несколько иному сценарию.
С утра возле Рады ошивалась кучка олигархов, представляющих интересы большого бизнеса БЮТ и ПР, которые с помощью рук, а также определенных вазомоторных движений лицевых мышц давали понять: блокировать не надо, обо всем уже договорились. В сессионном зале торчал президентский штандарт, что как бы говорило о возможности появления хранителя трипольской цивилизации. Спикер Яценюк прозондировал почву и дал команду гаранту: можно заходить. Вместе с гарантом появилась Тимошенко, а также глава Верховного суда Онопенко.

А дальше все было как в банальной пьесе. Сначала приняли присягу «свежие» депутаты, которые заменили своих выбывших товарищей, перешедших на постоянную работу в правительство и другие органы власти. Затем, пугливо озираясь по сторонам, к трибуне по очереди выходили судьи КС и читали присягу. Во втором акте давали постановку президентской редакции злополучного закона, на который гарант наложил. Вето. Сразу же заглючила электронная система для голосования «Рада». Она показала, что коалиционные «кнопкодавы» надавили на пимпочки, однако наотрез отказалась посчитать общее количество голосов. Гарант нации приобрел естественный, то есть крайне землистый цвет лица, а спикер Сеня забился в истерике. Стал орать на программистов, которые «не умеют работать с компьютерами», пообещал всех уволить. Он (спикер) вообще легко возбуждается. Достаточно показать ему средний палец, как у человека моментально сносит чердак.

Но, в конце концов, систему для голосования привели в порядок, гарант посучил манжетами и замер. После пиканья был зафиксирован традиционный результат: 226 – «за». И тут коалиционеры стали радоваться, хлопать друг друга по плечам, тыкаться друг в друга губами. Отвратительное зрелище. Правда, на любителя. Тимошенко продемонстрировала залу два больших пальчика с облезшим маникюром (вся в заботах, однако). Опять началось «единение» в десна.

Теперь поговорим о том, а что, собственно говоря, произошло. В обмен на бюджетный закон Тимошенко допустила формирование в Конституционном суде большинства, плотно контролируемого Секретариатом президента. Что даст ей этот закон? Не так много: «срубит» немного денег на финансирование своей президентской кампании. Тактически, безусловно, она победила, поскольку пропихнула-таки приемлемые для нее нормы, позволяющие правительству в ручном режиме «отсасывать» из налоговых и других финансовых потоков. Однако в стратегическом плане речь идет о безусловном проигрыше, поскольку теперь ее будут иметь по полной программе в Конституционном суде. В первую очередь, речь идет об актах правительства, остановленных указами президента с последующим направлением дела в КС. Можно предположить, что самый справедливый и гуманный (по отношению к Секретариату) суд в мире станет очень внимательно относиться к представлениям гаранта и пачками отменять постановления правительства. Аналогичного отношения следует ожидать и к бютовскому проекту внесения изменений в Конституцию (парламентско-канцлерская форма правления).

Что выиграли «регионалы»? Они получили кое-что в обмен на тихую позицию. Константина Грищенко назначили послом Украины в Россию. Это уже позитив. Представляете себе в этой роли Васюныка, который заставляет «москалей» думать по-украински? Потом, СНБО отменило решение правительства по компании «Венко». Сохранены бизнес-интересы крупного капитала ПР. Получены очередные обещания от президента содействовать переформатированию коалиции. Причем речь не идет о формальном объединении «регионалов» с частью «Нашей Украины». Сегодня в моде моделирование ситуационного, то есть как бы временного сотрудничества. План примерно следующий: ускоряются центробежные процессы в «НУНС» («Единый центр», бунтующая «Самооборона», рефлексирующие национал-патриоты). Параллельно усилиями президента разрушается правительство. Например, в качестве аргумента в конституционно-бюджетных торгах гарант использовал такой, как отзыв из Кабмина шестерых министров, назначенных по квоте «НУНС». В том числе Юрия Луценко и вице-премьера Васюныка. Если смешать эти два компонента, то получим взрывчатое вещество, которое разносит коалицию и существующую парламентскую структуру. В результате спикером становится Владимир Литвин. Да, опять… А шо делать? «Кролик» Сеня идет на повышение: становится временным премьером. Все становится временным. Задача нового состава Конституционного суда – отбить все возможные атаки со стороны БЮТ по данному вопросу.

Всю эту ерунду планировали реализовать в начале июня, но, как всегда, планы пришлось скорректировать. Поскольку продолжения комбинации пока нет, то «регионалы», как всегда, выглядят «терпилами». Они опять пытаются договориться. А их опять пытаются кинуть. И небезуспешно. Поэтому тактически ПР проиграла. В активе лишь расплывчатые договоренности. Да парочка выгодных им решений.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам