Трупология

До начала парламентских каникул осталось две недели. Это восемь пленарных заседаний, четыре из которых – сокращенные. То есть до обеда. Предотпускной отсчет начнется 17 июня. Могу ошибаться, но шансы на объявление длительной политической паузы есть. И они гораздо выше, чем на проведение хирургической операции по смене политической ориентации «демократов». Были узкие, а стали широкие.
Проблема заключается в том, как законсервировать относительное публичное затишье хотя бы до августовского Дня независимости, который традиционно принято считать стартом нового политического сезона. 

Потеря «коалицией» двух штыков при наличии постоянно воздерживающегося Ивана Плюща – это относительно надежная основа для замораживания ситуации. Развивать успех по развалу «демократов» с последующей сменой правительства Партия регионов вряд ли захочет. И на это есть несколько причин. Первая – все та же пресловутая пауза, которую так долго держат «регионалы». Смотрите, как интересно получилось: все винят в развале коалиции Секретариат президента во главе с «дэмоном-2» (Виктор Балога). ПР как бы не при делах и выступает в роли пассивного наблюдателя естественных процессов «оранжевого» разложения. Они должны предложить свой вариант выхода из ситуации, что и было сделано. Имеется в виду переформатирование большинства и создание объединения части «Нашей Украины» с «регионалами» и «литвиновцами». Сделав предложение, «регионалы» отошли в сторону и как бы ждут ответной реакции. Появился чудесный повод поговорить, «потанцевать» и все такое. Педалировать процесс, учитывая очень непростые отношения между фрагментами ПР, никто не заинтересован.

Вторая: обозначены временные маячки, которые как бы задают темпоритм грядущих событий. 6 июня два депутата вышли из коалиции. Если считать этот момент отправной точкой, то через 30 дней, в начале июля, истечет срок, отведенный Конституцией на реанимацию парламентского большинства. Понятное дело, что это вопрос более чем спорный. Есть две противоположные точки зрения с соответствующими правовыми и квазиправовыми аргументами. Но, тем не менее, спикер Арсений Яценюк официально объявил о коалиционных потерях, и поэтому данный факт задокументирован. Теперь он должен публично констатировать распад парламентского большинства. «Регионалы» требуют сделать это немедленно. Яценюк отказывается. Честно говоря, его можно понять. Как только он это сделает, то автоматически подпишет себе приговор. Ну как может быть спикером человек, которого избрало уже не существующее большинство?

Реализовать масштабный процесс переформатирования власти в месячный или двухмесячный срок практически нереально. Переговорный процесс отнимет гораздо больше времени.

Третья: практика, как известно, – лучший критерий истины. В нашем клиническом случае реальные голосования в сессионном зале должны наглядно зафиксировать фактическую смерть коалиции. Действительно, зачем спорить до хрипоты о юридических аспектах коалиционного развала? В этом случае и Конституционный суд не поможет, поскольку, как всем известно, КС круто облажался при исполнении роли «высшего арбитра». Поэтому «регионалы» не будут особо возражать против проведения следственного эксперимента. Имеется в виду голосование по ключевым для коалиции вопросам: утверждение нового главы Фонда государственного имущества, внесение изменений в бюджет-2008, отмена депутатской неприкосновенности и принятие закона об императивном мандате для слуг народа, обитающих в здании под куполом. Достаточно продержаться в режиме нерезультативных голосований две недели, и можно с чистой совестью уходить на каникулы. Готовиться к досрочным парламентским выборам. Или к расширению.

Для «демократов» единственный способ оттянуть свой конец – это привлечь к помощи доноров. То есть восполнить нехватку «депутатского материала». Перекупить голоса на индивидуальной основе вряд ли удастся. БЮТ и «НУНС» сегодня не в том состоянии, чтобы делать предложения, от которых невозможно отказаться. Идет речь лишь о ситуативном сотрудничестве на фракционной основе. Привлечь голоса Блока Литвина и коммунистов для имитации коалиционной жизнедеятельности. Многое не требуется. Достаточно поддержать отставку Валентины Семенюк с должности главы Фонда государственного имущества. И все. Даже не надо никого назначать взамен Валентины Петровны. Обезглавленный Фонд станет легкой добычей для рейдеров из БЮТ. Насколько нам известно, подобные переговоры ведутся, но взаимопонимание пока не достигнуто.

Если не удастся преломить ситуацию в первые два дня работы сессии, то резко повышается вероятность потери «коалиционной крови». Ведь не зря «бютовец» Михаил Волынец говорил о восемнадцати членах своей фракции, готовых выйти из состава парламентского большинства. Надо знать Волынца, чтобы понять – это серьезный сигнал. Дело в том, что Михаил является одним из немногих идеалистов, которые еще водятся в парламенте. Это представитель вымирающего вида. Он, например, никогда не врет, за что ему и достается. Поэтому я нисколько не сомневаюсь в том, что его информация верна. Только вот она не предназначалась для опубликования. Волынец по наивности мог рассказать кому-то об этих процессах на условиях конфиденциальности. А его использовали как источник для слива. К сожалению, многие «шакалы пера» знают, что Волынец никогда в жизни не станет мстить. И пользуются этим.

Последние конвульсии коалиции, которые будут продолжаться еще пару недель, должны зафиксировать реальную политическую смерть. У БЮТ, а именно фракция Юлии Тимошенко является главным игроком в настоящее время, есть два основных сценария поведения в это критическое время.

Первый: попытаться плавно съехать с темы, переключив внимание на «прагматические вопросы». Урожай гибнет… Солярка кончилась… Кукуруза не заколосилась, сука такая… Призвать Раду принять несколько «крайне необходимых законопроектов, которые должны консолидировать депутатов, независимо от фракционной принадлежности». Фактически это капитуляция и оттягивание времени перед осенним контрнаступлением.

Второй: биться в истерике. Привычный для правительства и БЮТ способ решения проблем. Выбирается какая-нибудь жертва, и начинается скандал. Неважно, кто выбран на роль «козла отпущения»: «Вэнко», «РосУкрЭнерго», облэнерго или же свечной заводик в Хацапетовке. Главное – это «пробить» тему в информационном плане. Параллельно говорить о единстве коалиции и ее могучем демократическом потенциале.

Если коротко суммировать, то можно сказать, что парламентская площадка в коалиционном формате исчерпала свой потенциал. Однако для ее ликвидации еще необходимо сделать ряд телодвижений, которые займут несколько месяцев. Работать в режиме «теневой коалиции» можно только до определенного предела, который уже давно «успешно» преодолен.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам