Путь к социализму

Социалистическая Республика Вьетнам — еще один осколок социалистического прошлого планеты, который не считает, что прежние годы были прожиты зря и ничего полезного в них не было. Но Вьетнам и не копирует кубинскую или китайскую посткоммунистическую модель экономического развития, а идет своим путем. Об этом и рассказывает "КТ" Чрезвычайный и Полномочный Посол Вьетнама в Украине г-н Нгуен Ван Тхань.
Господин посол, не секрет, что Украину и Вьетнам связывают дружеские отношения еще со времен СССР. Каковы двусторонние отношения сейчас? Какова их динамика? Каковы перспективы?

— Да, вы правы, можно смело утверждать, что связи между Украиной и Социалистической Республикой Вьетнам установились достаточно давно. А дипломатические отношения между нашей страной и вашим независимым государством начались 23 января 1992 года, то есть фактически через четыре месяца после обретения Украиной независимости. Хотя, безусловно, еще во времена Советского Союза мы уже дружили с входящей в него Украиной практически с 50-х годов прошлого века. Правда, по большому счету, можно сказать, что наши двусторонние контакты начались еще в 1919 году, когда будущий президент Вьетнама Тон Дык Тханг участвовал в знаменитом восстании французской эскадры на Черном море. А вот с 50-х годов ХХ века советский, и в частности украинский, народ уже сопровождал каждый шаг вьетнамского народа в его истории, особенно в самые трудные ее моменты. Вы очень помогли нашим людям и нашей стране в борьбе за независимость и в строительстве нового государства. Поэтому, пользуясь случаем, я от имени правительства Вьетнама и вьетнамского народа хочу через вашу газету выразить благодарность за ту помощь и поддержку, которые оказал нам весь советский (включая украинский) народ в том нелегком прошлом и которые продолжает оказывать сегодня.

А сейчас все хорошо?

— В целом могу констатировать, что украинско-вьетнамские двусторонние отношения складываются прекрасно, являясь традиционно дружескими. Практически с первых же дней установления между нами дипломатических отношений наши страны стали обмениваться визитами делегаций и государственных деятелей самого высокого уровня. В 1993 году министр иностранных дел Социалистической Республики Вьетнам посетил Украину. В 1994 году уже глава внешнеполитического ведомства Украины Анатолий Зленко стал нашим гостем. В том же году премьер-министр СРВ Во Ван Киет совершил визит в Украину. И опять-таки в 1994 году президент Украины Леонид Кучма посетил Вьетнам. В 2000 году в вашу страну прибыл с визитом вьетнамский президент Чан Дык Лыонг, и, кстати, я был в составе его делегации. В 2003 году председатель Национального собрания (парламента) Вьетнама Нгуен Ван Ан посетил Украину. И в нынешнем году, буквально в прошлом месяце, у вас побывал с неофициальным визитом зампредседателя парламента Уонг Чу Лыу. Хочу особо отметить, что серьезное внимание наши народы уделяют дружбе между нашими городами-побратимами, что, откровенно говоря, бывает не так часто в двусторонних отношениях. Например, между Ханоем и Киевом, Хошимином и Харьковом, городом Кханьхоа и Харьковом, портом Феодосия и портом Хайфон. Эти города довольно часто обмениваются делегациями. И в ближайшем будущем планируется визит харьковской делегации в Хошимин и Кханьхоа.

Очень важно, что в не столь уж длительный срок наши государства создали достаточную для развития наших отношений юридическую базу. Было подписано уже 32 договора, которые устанавливают режим максимального благоприятствования в сотрудничестве. Я думаю, не очень много стран добились такого успеха. Хотя, к сожалению, нельзя не отметить, что за последнее время украинско-вьетнамские двусторонние отношения несколько застопорились, видимо, в связи с обострением в Украине политической ситуации. В прошлом году, когда я уже стал послом, я всеми силами старался организовать визит украинского премьер-министра Виктора Януковича в нашу страну, уже даже была составлена программа, но, к сожалению, из-за парламентского кризиса в Украине этот визит так и не состоялся. В этом году я приложил также немало усилий для организации визита в СРВ председателя Верховной Рады Украины Арсения Яценюка, который должен был состояться 1—4 июля. Однако очередной кризис в Раде помешал и этой поездке. Это, безусловно, очень прискорбно, поскольку с 1996 года с украинской стороны не было ни одного визита на высшем уровне во Вьетнам. Но мы надеемся, что все это происходит по объективным причинам, а отношения между нашими странами остаются по-прежнему дружественными. Не менее обидно, кстати, что при такой хорошей юридической базе для двусторонних связей, которую мы создали совместными усилиями, торгово-экономическое сотрудничество, тем не менее, развивается не слишком активно. Торговый оборот между Украиной и Вьетнамом, правда, ежегодно возрастает, а самого высокого показателя мы добились в 2003 году — $236 млн. Я очень надеюсь, что в нынешнем году торговый оборот вырастет еще, ведь уже за первые четыре месяца, по данным украинской стороны, он достиг $90 млн., а по нашим данным, за шесть месяцев эта цифра выросла до $179 млн. Так что есть надежда, что в 2008 году товарооборот составит около $300 млн. Но все-таки не могу не заметить, что это довольно низкий показатель, учитывая наш потенциал.

Главное — чтобы и Украина это понимала…

— Когда я вручал Президенту Украины Виктору Ющенко верительную грамоту, он также выразил уверенность в том, что торгово-экономический обмен между нашими странами достигнет $1 млрд. И на заседаниях на межправительственной комиссии по сотрудничеству как в прошлом году в Киеве, так и в этом году в Ханое были составлены планы до 2010 года, в которых также значится эта цифра — $1 млрд. Но, откровенно говоря, мне кажется, что это довольно труднодостижимая цель, поскольку товарообмен на официальном уровне все еще слабо развит, речь идет больше о неофициальном обмене товарами. Между нашими странами также развивается сотрудничество в оборонной области. Украинская сторона принимает вьетнамских граждан для подготовки офицеров, командного состава и военных инженеров. Украина также поставляет Вьетнаму запчасти для вооружения советских времен и осуществляет ремонт этого вооружения. Помимо прочего, между Украиной и СРВ подписан договор в области образования. В соответствии с ним обе стороны ежегодно посылают на учебу друг к другу по 15 студентов. В настоящее время в Украине обучаются 102 вьетнамских студента, а во Вьетнаме — 12 украинских. Существует также соглашение о взаимном признании дипломов, однако почему-то в некоторых местах в Украине не признают дипломы, которые выданы вьетнамскими институтами. Кроме студентов, которые учатся в Украине по договору, сегодня еще больше тысячи молодых вьетнамцев учатся у вас на частной основе, за свои деньги. В общем-то, об украинско-вьетнамском сотрудничестве можно рассказывать долго, поскольку оно осуществляется во многих сферах. Я коснулся лишь основных моментов.

В 80-е годы прошлого века и в Украине, и во Вьетнаме наступил кризис. И у вас руководство КПВ инициировало реформы в экономике с сохранением курса на строительство социализма, назвав эту политику "дой мой" — "политика обновления", вьетнамский вариант советской перестройки. Эта политика по-прежнему проводится в стране? Каковы ее результаты? Удалось ли построить новую модель вьетнамской экономики?

— Да, действительно, тогда наше государство прошло через серьезные испытания. После многолетней борьбы за независимость и объединение страны вьетнамская экономика пережила сильный спад. Наступил просто тотальный кризис. Инфляция достигла 700%, это страшная цифра. Вьетнам был сельскохозяйственной страной, тем не менее, мы были вынуждены импортировать рис, причем в огромных количествах. Наша экономика тогда очень сильно зависела от внешней поддержки. Доходило даже до того, что перед формированием бюджета государства нужно было узнать, какую внешнюю помощь наша страна смогла бы получать. Даже товары первой необходимости продавались только по карточкам. Нам всего не хватало. Конечно, население страдало. Необходимо было срочно принимать меры, создавать законы, развивать экономику, чтобы вырваться из этой трудной ситуации. И тогда на VI съезде Коммунистической партии Вьетнама, состоявшемся в декабре 1986 года, был предложен план экономического развития страны, направленный на развитие многоукладной экономики и рыночных отношений под контролем государства. И надо сказать, что в начале 90-х годов уже были получены первые успешные результаты этой политики благодаря эффективным механизмам ее реализации. Особенно в аграрном секторе, где отказались от коллективизации и предоставили крестьянам землю в долговременное пользование с правом наследования и передачи в аренду.

А когда Вьетнам прекратил завозить рис?

— В общем-то, в начале 90-х нам уже не нужно было импортировать рис. Более того, впервые с колониальных времен образовались даже его излишки. Сейчас Вьетнам становится второй в мире, после Таиланда, страной — экспортером риса. А промышленное производство, заводы и фабрики перешли на самоокупаемость. И если предприятия добивались крупных прибылей, то могли выплачивать из нее повышенную зарплату работникам. Начался переход на рыночные отношения. В общем, с того времени вьетнамская экономика начала расти. И наш народ, безусловно, очень этому рад.

А каков во Вьетнаме на сегодняшний день прирост ВВП?

— С начала 90-х годов показатель ВВП во Вьетнаме, естественно, вырос, и темпы его прироста ежегодно достигают в среднем около 7,5%. Объем экспорта также ежегодно увеличивается приблизительно на 25%. Растет объем внешних инвестиций, который в прошлом году достиг $48 млрд. А общая сумма правительственной иностранной помощи на развитие Вьетнама в этом году достигла $6,5 млрд. И если вы приедете к нам, вы увидите уже совсем другой Вьетнам, активно развивающийся. Товаров очень много, вы можете купить все что хотите и вам будет предоставлена любая услуга.

Рядом с вами есть огромный "дракон" — Китай. Он даже в свое время у вас отбирал территории. Как у вьетнамского народа получается достойно противостоять такому соседу, который, скажем так, не всегда корректно себя ведет, но который сейчас очень бурно развивается?

— Китай — это огромная держава, которая соседствует с Вьетнамом. В нашей истории есть период, который длился 1000 лет, когда страна была под гнетом феодального Китая. Но с 1949 года, после прихода к власти Компартии Китая, отношения между нашими странами улучшились и стали дружественными. Хотя были моменты, когда существовало некое непонимание между нашими государствами. Но в общем отношения нормализовались. Я бы сказал, партия, правительство и народ Вьетнама неизменно дорожат братскими отношениями добрососедства, дружбы и сотрудничества с партией, правительством и народом Китая. Мы всегда благодарны китайскому правительству и народу за их поддержку нашему народу как в годы войны, так и в мирное время. Принципы нашей дружбы заключаются в таких золотых словах: "Дружественное соседство, всестороннее сотрудничество, длительная стабильность и стремление к будущему". Остается одна проблема — это Парасельские острова, находящиеся в северной части Восточного моря, принадлежность которых оспаривают страны региона. Но в целом стороны достигли договоренности решать эту проблему путем переговоров. В экономической сфере между Китаем и Вьетнамом, безусловно, наблюдается здоровая конкуренция, и это совершенно нормально. Вообще, основная идея внешней политики Социалистической Республики Вьетнам заключается в том, чтобы поддерживать партнерские и дружеские отношения со всеми государствами не только региона, но и всего мира.

А не планирует ли Вьетнам в определенной степени пойти по китайскому пути? В Китае все время растет доля частного бизнеса в экономике, расширяется присутствие иностранных компаний в стране…

— Видите ли, я глубоко убежден, что у каждой страны свой путь. У Китая — своя экономическая модель, у Вьетнама — своя. И вообще, модель развития каждого государства должна основываться на его традициях и культуре. Поэтому Вьетнам идет по пути развития рыночных отношений с сохранением курса на строительство социализма. Но между двумя нашими странами идет процесс обмена опытом. И в политической, и в экономической сфере, и в управлении обществом. Хочу сказать, что уже доказано историей: когда Вьетнам пытается перенять чужую модель развития, ничего не получается.

Вьетнам установил хорошие отношения даже с США. Американский пилот, который был сбит над Ханоем, даже был послом во Вьетнаме. Не боится ли Вьетнам, что Америка будет использовать его, например, для противостояния с тем же Китаем или другими странами региона?

— Вообще, по этому вопросу уже существует очень много комментариев зарубежных политиков и журналистов. Одни считают, что Вьетнам планирует объединиться с США против Китая. Другие уверены, что Вьетнам сблизился с Китаем, чтобы вместе с Россией составить противовес Соединенным Штатам. На самом деле у нас совершенно прозрачная и ясная внешняя политика. Вьетнам готов быть другом и надежным экономическим партнером всем странам в мире. Так что мы не собираемся делать ставку на отношения с какой-то одной страной. Мы стремимся поддерживать мир в регионе, чтобы все народы имели возможность спокойно развиваться и дружить друг с другом. И мы, надо сказать, на сегодняшний день очень эффективно реализуем этот курс. Вьетнам установил дипломатические отношения почти с 200 государствами мира. И имеет экономические отношения с ними. Наша страна не состоит в военно-политических блоках, а проводит самостоятельную внешнюю политику. Вьетнам является членом движения неприсоединения. Он — активный член АСЕАН, АТЭК, стал 150-м членом ВТО. В июле 1995-го Вьетнам и Европейский Союз заключили соглашение о торговле и сотрудничестве. В октябре 2007 года стал непостоянным членом Совбеза ООН. В этом месяце Вьетнам является председателем Совбеза ООН. Вообще Вьетнам очень активно участвует в разных международных организациях. И, надо отметить, сейчас авторитет СРВ на международной арене высок как никогда.

Вьетнамские войска покончили в соседней Кампучии с "красными кхмерами". Во всяком случае, отстранили их от власти. Но, тем не менее, "красные кхмеры" пользуются популярностью, они даже могут опять прийти к власти. Как вы думаете, почему?

— Да, в 1979 году "красные кхмеры" совершили в Кампучии геноцид, который унес жизни более 2 млн. мирных жителей. Это событие мы не могли игнорировать, и вьетнамские войска пришли на помощь, свергли правительство "красных кхмеров". И все человечество уже признало их заслугу в спасении камбоджийского народа от режима Пол Пота и правильно поняло сущность помощи вьетнамского народа камбоджийскому народу. Сейчас уже никого из "красных кхмеров" нет во власти и никогда не будет. Остатки их отрядов скрываются в джунглях, а большинство их лидеров уже были арестованы и теперь ждут суда международного сообщества. И сейчас уже международный суд готов их осудить, провести процесс.

Но, тем не менее, процесс не начинается.

— Да, это большая проблема. Многое зависит от некоторых внешних сил, а не от самой Кампучии. Хотя, по большому счету, сейчас уже не так важно, будут ли их судить, главное, что практически от них ничего не осталось, и страна свободна.

В азиатском регионе сегодня существует проблема ядерной программы КНДР. Каково отношение Вьетнама к этому вопросу? Это спекуляция, реальная угроза или политическая игра?

— Знаете, наша страна и наш народ пережили войны, и мы хотим мира. Мы очень надеемся, что ядерного оружия и гонки вооружений в мире и особенно в Северо-Восточной Азии не будет. Мы искренне этого желаем. А кроме того, поскольку долгое время Вьетнам также был разделен на две части, мы хотели бы, чтобы Корея тоже смогла найти мирное решение, чтобы население Северной и Южной Кореи могло спокойно поддерживать друг с другом отношения.

А чем закончились угрозы Пхеньяна отозвать своего посла из Ханоя, которые прозвучали в августе 2004 года из-за скандала с северокорейскими беженцами, переправленными в Южную Корею?

— Посол Северной Кореи всегда оставался на своем месте. Честно говоря, я не припоминаю ничего другого. Вообще, хочу сказать, что в последнее время отношения Вьетнама и Северной Кореи значительно улучшились. Вьетнам даже помогает КНДР, посылая туда рис.

И напоследок, нравится ли вам Украина? Как вы относитесь к украинской кухне?

— Я очень люблю Украину. Я провел здесь студенческие годы, тогда я был очень счастлив. У меня остались с тех пор только хорошие воспоминания. Поэтому она всегда в моем сердце как вторая родина. А украинская кухня мне нравится, особенно борщ и сало.

А где вы учились?

— Я учился в Киевском институте легкой промышленности. Пять лет жил на улице Киквидзе и год — на улице Просвещения. Вообще, я не был в Киеве больше 30 лет. Он, конечно, очень изменился. Киев все так же остается зеленым, но уже становится очень оживленным городом. Но самое большое впечатление у меня остается от украинцев. Это современные и динамичные люди, которые в то же время остаются открытыми и добрыми, такими, какими я их когда-то видел.

Беседовали Александр Сергий
"Версии. сom", Владимир Скачко, "Киевский телеграф"

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам