Резервный полк СП

Его называют одним из разработчиков проекта "Единый центр". Поскольку трудно разобраться, что это такое — политическая интрига, похороны "Нашей Украины" или точка опоры нынешнего главы Секретариата Президента, мы обратились к Вадиму Карасеву с просьбой разъяснить суть проблемы. Вадим разъяснил.
Вадим, для чего, на ваш взгляд, премьер Юлия Тимошенко инициирует проведение внеочередной парламентской сессии? На что она рассчитывает? На принятие ее варианта изменений в бюджет-2008?

— Она, как всегда, рассчитывает на то, что выиграет в любом случае. Позитивное голосование за бюджетный законопроект — это как бы косвенный вотум доверия правительству Тимошенко. Вотум недоверия не был поддержан Верховной Радой, но и вотума доверия не было. Кстати, в украинском законодательстве не прописана технология вынесения вотума доверия, которая прекрасно работает во многих парламентских системах. Премьер сама инициирует эту процедуру, чтобы получить (или не получить) поддержку своим предложениям. Поэтому спикер Арсений Яценюк явно поторопился, когда заявил, что неголосование большей части Рады за отставку Тимошенко означает вотум доверия правительству.

Сегодня премьер с помощью созыва внеочередной сессии стремится получить и бюджет, который ей нужен, и парламентское большинство. Это даст Юлии Тимошенко основание говорить о том, что она не только легитимна как премьер-министр, но и проводит легитимную экономическую политику. Если же, допустим, депутаты опять не проголосуют за бюджетные поправки, то можно сбросить с себя ответственность на бесполезную Раду и бесполезных парламентариев, которые думают лишь об отдыхе и солнечных ваннах, а не о стране. В любом случае Тимошенко на коне. На фоне каникулярных настроений, которые овладели экспертными и депутатскими массами, премьер-министр остается активной политической фигурой, находящейся на гребне информационной войны.

Судя по последним заявлениям Тимошенко, в парламенте должна собраться не коалиция, а какое-то другое парламентское большинство?

— Ей, в принципе, сегодня без разницы, какое будет большинство в Раде — коалиционное или парламентское. Она понимает, что первого вообще не будет, а второе вполне возможно. В принципе для Тимошенко выгоднее ситуативное, а не коалиционное большинство. Гораздо удобнее быть не коалиционным премьером, который постоянно зависит от внутренних противоречий в рамках этого союза, а премьер-министром всего парламента. В таком случае Юлия Владимировна не будет привязана к коалиции, которая всегда работает со скрипом и пытается держать ее в узде. С ситуативным большинством ей будет гораздо проще действовать.

Почему Партия регионов не довела до логического конца сюжет с отставкой правительства? Не сумела договориться с коммунистами и Блоком Литвина?

— Есть разные версии. Например, следующая: Партия регионов сама не была заинтересована в отставке Тимошенко летом этого года. "Регионалы" хотели ее уволить весной. А теперь отправлять в отставку кабинет Юлии Владимировны и брать на себя предстоящий осенний экономический негатив политически невыгодно. Особенно в период активной фазы президентской кампании-2010.

Почему Блок Литвина не поддержал отставку правительства? Наверное, они сразу поняли, что результативного голосования не будет. У Владимира Литвина своя игра, рассчитанная на президентскую кампанию 2010 года. Возможно, он предполагает, что когда начнется обострение, напоминающее ситуацию 2004 года, то потребуются некие компромиссные фигуры. Вот он и не хочет играть роль младшего партнера Партии регионов.

А для коммунистов сегодня главный враг — это Президент Виктор Ющенко. Как говорится, враг моего врага — мой друг. Кроме того, я не исключаю влияния внешних центров, к мнению которых всегда прислушиваются коммунисты. И здесь ситуативно вполне могли совпасть интересы БЮТ и КПУ. Да и Президент скептически относится к отставке правительства. Во многом именно из-за его позиции результативное голосование по данному вопросу не состоялось.

Кроме того, необходимо учитывать, что все были заинтересованы в замораживании ситуации до осени. Никто не заинтересован в однозначном и четком, скажем так, течении политического процесса. Если уволить Тимошенко, то на ее место придет Виктор Янукович. Поменяем мыло (БЮТ) на шило (Партия регионов). Ситуация станет четкой и понятной. Если же сделать наоборот и дать карт-бланш Юлии Тимошенко, приняв ее вариант бюджетных изменений, то она однозначно окажется в выигрышном положении. А сегодня никто никому не дает выигрывать, поскольку не хочет проиграть. Именно поэтому ситуацию законсервировали, и она зависла. Уже осенью появятся понятные, четкие стратегии. Либо мы движемся по сценарию досрочных парламентских выборов, либо идем на переформатирование существующей коалиции. Или же все процессы будут отформатированы с прицелом на президентские выборы 2010 года.

Будет ли предпринята еще одна попытка принять резолюцию недоверия кабинету Тимошенко? Например, осенью?

— После неудачной игры в отставку летом этого года Партия регионов вряд ли пойдет на повторение данного сценария, поскольку очень трудно спрогнозировать конечный результат. Но то, что Виктор Янукович не идет в премьеры, вовсе не значит, что он заинтересован в том, чтобы оставить Тимошенко на должности главы правительства в период президентской кампании. Возможно, будет реализована иная комбинация. Появится техническое правительство, глава которого не участвует в гонке за кресло главы государства. Янукович и Тимошенко станут оппозиционерами и будут участвовать в выборах президента.

Вероятен и другой вариант: складывающаяся ситуация не устраивает ни Тимошенко, ни Януковича. В таком случае парламент принимает конституционные поправки, меняющие баланс полномочий премьера и Президента. И новые парламентские выборы проводятся уже под новые полномочия Верховной Рады. Не исключено, что президентская кампания также может быть проведена в парламенте.

Но, повторю, все станет понятно осенью. Если бы летом Юлия Тимошенко сумела добиться принятия поправок в бюджет, то все осенние расклады стали бы строиться под нее. Ситуация стала бы развиваться линейно. А так возможны варианты.

Недавно было громогласно заявлено о создании новой партии "Единый центр". Это перспективный предвыборный проект или же банальная политическая интрига?

— Проект не сводится к политической интриге или же к участию новой партии в выборах. В Украине существует пропорциональная система выборов, однако логика формирования власти остается мажоритарной. Ведь идет ожесточенная борьба за то, кто получит в парламенте большинство, а кто — меньшинство. Причем большинство минимальное, но которое бы все решало и формировало правительство. Это мажоритарная логика. Пропорциональная избирательная система и мажоритарная логика — вещи несовместимые. Следующий парадокс: парламентские выборы с президентской логикой. У нас выборы в Верховную Раду проходят в русле борьбы за кресло главы государства. Идет война между тремя кандидатами в президенты. В результате политическая система "искрит", происходят короткие замыкания.

Еще один момент: партийные лидеры должны нести ответственность перед своими избирателями. Это в теории. А на практике в стране происходят перманентные выборы, лидеры партий становятся вождями, которые "заточены" на получение всей полноты власти в стране и хотят вручную управлять экономикой. В подобных условиях партийное правительство превращается в электоральное, поскольку оно думает лишь о выборах, а не об экономической политике. Выходит, мы еще не доросли до партийных правительств европейского образца, поскольку любой Кабмин втягивает страну в очередную электоральную кампанию. Добавьте к этому то, что у нас не партии, а политические семьи. Разгораются поистине шекспировские страсти. Премьер и Президент: ну чем не Монекки и Капулетти? Кстати, термин "семьи" используется в политологии для анализа ситуации в странах с не устоявшейся, флюидной политической системой. В Украине происходит борьба семей, а не партий. Те люди, которые попадают в избирательные списки, разве думают об идеологии, развитии партийной структуры? Нет. Они думают о должностях. Поэтому лидер партии, придя к власти, в первую очередь начинает раздавать кресла. А знаете, как рассчитывается "вес" того или иного министерства при коалиционном разделе мест? В первую очередь, насколько оно ресурсоемкое (какие финансовые потоки идут через него) и электоральноемкое. Другими словами, насколько эффективно с помощью данной министерской структуры можно снизить шансы на успех конкурентов во время очередных выборов. Существующая в Украине модель партийного правительства разрушает систему политической ответственности. На Западе она укрепляется, а у нас разрушается. Необходимо провести полный ребилдинг партийной системы. Провести реформу по европейскому образцу, а не под существующий политический расклад.

Уникальность нашей ситуации состоит в том, что Украина зависла между Россией и Западом. Она ушла от путинской системы построения власти и экономики, но не дошла до европейской модели. В экономике это проявляется следующим образом: у нас конкурентная политическая система, но неконкурентная экономика, основанная на монополиях. Либо политика "переварит" экономику и сделает ее конкурентной, либо экономический монополизм приведет к созданию политической монополии. Вот такой исторический выбор нас ожидает в конце 2008 года.

И все-таки давайте вернемся к "Единому центру". Что это?

— Это такая политическая заготовка. Или инструмент. Старая гвардия в лице "Нашей Украины" показала свою политическую несостоятельность. "Нашеукраинцы" сегодня попали под магнетическое влияние БЮТ и Юлии Тимошенко. Поэтому надо было вводить в бой "резервные части", состоящие из новобранцев. Если бы у Ющенко были такие же полномочия, как у Путина, можно было бы говорить о начале нового этапа партийного строительства. Все с пляжа, занимаем ключевые политические позиции, проводим срочную мобилизацию, формируем новую политическую армию, которая будет подчиняться непосредственно главнокомандующему. Но это не так. Более того, "ЕЦ" не является инициативой Ющенко. Он пока смотрит на все это со стороны. Виктор Андреевич дал карт-бланш на создание "Единого центра", но партию нельзя назвать его проектом.

Правда ли, что в последнее время Виктор Балога и Виктор Ющенко живут, как кошка с собакой?

— Я не зоолог, а политолог.

Тогда почему, вопреки всем прогнозам, Балога не возглавил "ЕЦ"?

— Знаете, "ЕЦ" и так очень технологично подогревает интерес к себе. Кроме того, у них есть гениальный пиарщик. Это Юлия Тимошенко. Если бы она не объявила о планах создания "Единого центра" на всю страну, о нем, возможно, все бы уже забыли. А так название новой партии у всех на слуху. Мы живем в мире информационных технологий, когда любой негатив зачастую воспринимается как позитив. И тимошенковское выражение о "полярном северном звере песец" всем запомнилось. Оно интригует, формирует интерес к явлению. Юлия Владимировна создает "Единому центру" хорошую рекламу. В результате накануне съезда "ЕЦ" все гадали, возглавит Балога партию или нет. Пока не возглавил. Думаю, сегодня ему лучше поработать кулуарным политиком высочайшего класса. Перед тем как становиться публичным деятелем, ему следует адаптироваться к новой ситуации. В Секретариате Президента Виктор Балога зарекомендовал себя как квалифицированный политик, который может многих переигрывать тактически. Теперь он должен доказать свою квалификацию на публичном уровне. Но об этом пока еще рано говорить.
Что же касается политического позиционирования "ЕЦ", то позволю себе применить футбольную терминологию. Когда все фланги поля заняты, то игроки бегут в центр. А когда центр занят, то на фланги. Правый фланг — это БЮТ. Его сложно обойти. Левый фланг занят КПУ. Остается центр.

Следует также обратить внимание еще на один момент. "Наша Украина" по идеологии является правой партией, но позиционироваться она должна как центристская — между БЮТ и Партией регионов. Это необходимо для того, чтобы расширить поле для маневра Президенту. Ну не может глава государства проводить эффективную политику, если у него есть всего одна небольшая партия, которая к тому же "ходит" под БЮТ. "НУ" не способна создавать гравитационное поле, притягивающее орбитальных политиков, ищущих политический "магнит". Это проблема Президента как в парламенте, так и вне его.

По целому ряду причин "Наша Украина" не захотела занять в структуре элит центровую позицию. Пришлось создавать "Единый центр", чтобы предоставить Президенту хоть какую-то возможность для маневра и не допустить полного поглощения коалиции БЮТ. Должна же быть оппозиция у правительства, поскольку Партия регионов — это "недооппозиция". На недоопозицию надо было делать недокоалицию. Это, кстати, свидетельствует о том, что у нас не работает коалиционно-оппозиционная система. "Единый центр" призван продемонстрировать, что есть группа людей, способных работать между двумя основными политическими флангами. У Ющенко появилось поле для маневра.

Если подводить итоги первой половины текущего года для президентской команды, то они следующие: Юлия Тимошенко продемонстрировала, что она не является эффективным премьером, хотя по-прежнему выступает в роли эффективного кандидата в президенты.

Другими словами, основная задача Секретариата Президента выполнена наполовину: рейтинг Тимошенко начал падать, однако она по-прежнему опережает Ющенко, чьи электоральные показатели приблизились к нулевой отметке.

— В Украине высокий рейтинг у того, кто повышает зарплаты, пенсии, спускается в шахту и обещает горнякам резко улучшить их жизнь. Если бы у Президента был технический премьер, который бы говорил — это не я увеличиваю социальные выплаты, а глава государства, то его рейтинг резко возрос бы. А когда Президент вынужден заниматься идеологией, противоречивыми сегментами общества, его популярность, конечно же, падает. В этой стране любят сильную власть. Власть как средоточие силы. Все хотят отеческой заботы.

Партия регионов в своем конституционном проекте предлагает создать двухпартийную систему. Победитель выборов автоматически получает парламентское большинство. Как вы считаете, двухпартийность поможет преодолеть раскол элит?

— Все партии привязаны к своему избирателю. На электоральном уровне у нас проводится двухполюсная политика: есть "оранжевый" электорат и "бело-голубой". А сама структура элит многополярна. И это не дает им возможности сыграть. Для того чтобы страна двигалась вперед, необходима иная структура элит. Возможно, картельного типа. Но ни в коем случае не фронтально-коалиционного (коалиция—оппозиция). Если "Наша Украина" не смогла справиться с подобной задачей — значит, следует создавать другие политические проекты "шарнирного" типа, которые бы делали элитную структуру более гибкой и менее конфронтационной. Партия "Единый центр" как раз и является подобным проектом. "ЕЦ" не просто должен ориентироваться на избирателей "Нашей Украины". У него будет свой электорат. И от лица своего электората он будет выступать в новых элитных комбинациях. Это позволит выровнять структуру электоральных предпочтений и элит. А поскольку сегодня работает конфронтационная модель элитного взаимодействия, основанная на двух основных политических блоках, формула украинской власти очень сложна и запутанна.

Вы проанализировали эволюцию партии "Наша Украина", которая не справилась с отведенной ей ролью. А какова, на ваш взгляд, судьба Партии регионов?

— Судьба ПР может быть печальной. Если она не впишется в новую комбинацию элит, то, возможно, через несколько лет этой партии вообще не будет. Во время президентских выборов Юлия Тимошенко их переиграет, поскольку является более привлекательной медиафигурой, она лучше смотрится на телеэкране, более современна, чем лидер Партии регионов. Когда она выиграет выборы главы государства, то станет формировать парламентское большинство под себя. Она радикально поменяет партийную систему, структуру элит. И многие представители Партии регионов станут в очередь к ней, прося защиты, каких-то преференций и послаблений. Общий вывод следующий: структура элит в Украине обязательно будет меняться. Либо это произойдет с участием Партии регионов и "Единого центра", либо в 2010 году будет создано "юлианское" парламентское большинство, в котором ПР вряд ли сохранится в качестве самостоятельной политической силы. Когда будет четкое понимание, что новая власть продержится десять лет, то бизнес не сможет столько времени продержаться в оппозиции. Уже не будет переходного состояния.

Беседовали
Владимир Скачко,
Александр Юрчук
"Киевский телеграф"

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам