Новые приключения “кнопкодавов”

Не помню еще ни одного политического сезона, который за последний десяток лет не обозвали бы «горячим». Кстати, сезонность украинского политикума традиционно связана с двумя временами года, по странному стечению обстоятельств совпадающими с обострениями у определенного контингента жителей страны. Это весна и осень. Правда, в последнее время высшие эшелоны власти колбасит и в разгар лета. Но плановые обострения, безусловно, никто не отменял.
А по плану – открытие сессии Верховной Рады. Не важно, что никто уже ничего хорошего и, тем более, судьбоносного от данного события не ждет. Традиция есть традиция. Раз сессия открывается – значит, начинается новый политический сезон. 24 августа является всего лишь прелюдией. Действие начнется во вторник, 2 сентября. В десять утра. Кстати, хочу выразить более чем глубокую благодарность пресс-службе Верховной Рады вообще и Виктории Шведовой в особенности. Это с ее легкой руки журналистам стали выдавать аккредитации на год. Не на каждую сессию отдельно, а оптом, на целый год. Очень правильное решение. Честно говоря, после отпуска заниматься оформлением различного рода бумажек, открывающих доступ в парламент, – настоящий облом. К тому же бессмысленный. Из года в год практически одни и те же лица проходят перерегистрацию, заваливая пресс-службу ВР однотипными документами и фотографиями. Чем ближе открытие сессии, тем сильнее зашивались девочки, выписывающие сотни стандартных бланков аккредитации. Как правило, всегда находятся «шакалы пера», которые не успевают. В результате в день открытия сезона возникают безобразные сцены у «рамки» (пункт допуска представителей СМИ в здание ВР). «Годовой абонемент» – просто находка. Непонятно только, почему раньше никто до этого не додумался. Всем хорошо. Никто не засоряет мозги новыми правилами аккредитации (была такая «мулька» несколько лет назад). Красота. Правда, поговаривают, что по инициативе спикера снова будет пересматриваться порядок допуска журналистов в Раду. Никто толком не знает, какие именно нововведения грядут. То ли бланки аккредитации поменяют, то ли количество журналистов урежут. Да мало ли что может прийти в голову Арсению Петровичу. Однако не будем отвлекаться на непроверенные факты и слухи. Перейдем непосредственно к сессии.

Сначала, как водится, депутаты споют гимн. Потом почтят память Михаила Сироты (блок Литвина), который погиб в автокатастрофе. Что и говорить – трагическая смерть. А дальше… Могут быть различного рода отклонения от устоявшейся церемонии «запуска» политического процесса. Дело не в приходе гаранта на открытие. Это как раз никакой особой роли не играет. Разве что у БЮТ появится хороший повод выразить протест против политических репрессий, «развязанных Секретариатом президента» против премьера Юлии Тимошенко. Так исторически получилось, что большая часть членов великой и могучей коалиции демократических сил оказалась натуральными предателями. Справедливости ради отметим: другая, гораздо меньшая по численности часть коалиционеров вообще была найдена на помойках во время профилактического осмотра данных мест гарантом нации. Там он их, по собственному признанию, и подобрал. Да, еще там есть «отравитель» Ющенко, которого тоже надо немедленно, по мнению Виктора Андреевича, привлечь к уголовной ответственности. Естественно, предварительно лишив депутатской неприкосновенности, что сделать законным путем невозможно.

И все же об отклонениях. Арсений Петрович, несмотря на массовые протесты простых работников парламента в лице «кнопкодавов», все же подготовил всем большой сюрприз. Это новая, модернизированная система для голосования «Рада», которая позволяет не на словах, а на деле реализовать конституционный принцип «один депутат – один голос». Не будем вдаваться в технические детали (две кнопки, сенсоры, реагирующие на тепло конкретного «кнопкодава»). Дело в другом. Если Яценюк хотел сделать большую гадость всем и, в первую очередь, самому себе, то он достиг потрясающего успеха. Он станет первым в истории независимого украинского парламентаризма спикером, которого будет ненавидеть весь депутатский корпус. Объяснить, почему?

В принципе, Бог с ней, с демократической коалицией. В полном составе ее наблюдали всего лишь один раз, во время утверждения Тимошенко премьером. Зрелище не для слабонервных. Одних ведут под руки, поскольку самостоятельно передвигаться они не в состоянии по причине, не зависящей от содержания коалиционного договора. Другие бодро скачут на костылях, третьи прибыли в сессионный зал прямо из реанимации. Под подъездом дежурят машины скорой помощи. Но все закончилось хорошо. Никто не умер, а Юлию Владимировну утвердили. И больше мы эту могучую коалицию не видели. По крайней мере, в полном составе. А после выхода из ее состава двух депутатов даже виртуальное существование коалиции в виде депутатов-«многостаночников» уже невозможно. Чего нет, того нет.

Дело в другом. Почти во всех фракциях ВР (кроме разве что коммунистов) есть очень важные персоны, которых видели в сессионном зале лишь считанные разы. Не миллиардерское это дело – на кнопки жать. Можно сколько угодно и как угодно рассуждать на тему долга перед народом, но ситуация от этого не изменится. У нас один из немногих парламентов в мире, где непосредственно представлены люди с состоянием от ста миллионов долларов. Ну такая вот у нас демократия. Бизнес, сука, прочно сросся с властью. Как сиамские близнецы. Если бы в Раде были представлены технические «шестерки», выполняющие волю пославших их олигархов, – тогда никаких проблем с явкой не возникало бы. Однако депутатский иммунитет по-прежнему является весьма привлекательным средством вложения капитала. Это раз. Только считанные олигархи уже улетели в настолько далекий «космос», что не считают нужным непосредственно участвовать в процессе. Хотя тот же Пинчук уже, похоже, наигрался в меценатство. Однако ситуация у него непростая. Раз Леонид Данилыч сознательно абстрагировался от политики, значит, и ему туда дорога. Остаются только элтоны джоны по праздникам да Ялтинская инициатива, от которой ни холодно, ни жарко. Зато в Ялте.

Второй момент, который стимулирует к участию в большой политике лиц олигархической ориентации, заключается в следующем – верить никому нельзя. Особенно соратникам. Кто, кроме тебя, родного, лучше всего побеспокоится об обеспечении своих интересов? Да никто. Тем более что система выборов способствует участию в большой игре. Купил место в избирательном списке – и работай себе спокойно.

Третий фактор: принадлежность к группировке. Атавизм «совка» периода девяностых, только слегка цивилизованный. Но суть осталась прежней. Есть крыша – Секретариат президента, Кабинет министров, силовики. И, соответственно, возможности для использования данного ресурса. «Ты че, не понял, на кого рыпаешься? Да тебя Юлька (другое действующее лицо) в асфальт без тапок закатает!». Политическое деление четко отражается в бизнесе. Это бютовские предприятия, это президентские, а это – ах какого человека.

В результате сформировалась и соответствующая архитектура Верховной Рады. В любой фракции есть узкий круг лиц, допущенных к процедуре «решения вопросов». Только очень немногие из допущенных не обладают солидными финансовыми ресурсами. Это закрытые клубы миллионеров, которые реально «делают дела». Картинка получилась несколько упрощенной, поскольку в каждой фракции есть свои особенности. Например, внутрипартийный тоталитаризм БЮТа, противоречивый дуализм Партии регионов, призрак инвестора в КПУ и клуб спонсоров Литвина. Для нас главное другое: четкое деление депутатского корпуса на сверхэлиту реальных управленцев и общую депутатскую массу. В разряд последней попадают даже те парламентарии, кого назвать бедными просто язык не поворачивается. Тем не менее, они при таких раскладах тоже являются «биомассой» с депутатскими значками. И, естественно, производной системы «белых» и «негров» является дистанционное голосование. Работает механизм следующим образом: типа серьезные, реальные пацаны перетерли тему и дали руководящие установки. Поскольку позиция ясна, то дело всех остальных – тупо исполнять линию фракции. В работу включаются штатные комментаторы и «говорящие головы» политических группировок. У каждого есть определенный допуск. А серьезные пацаны занимаются серьезными вопросами. Им некогда тусить в сессионном зале. Разве что по приколу прийти. Посмотреть на «зоопарк» и удалиться с чувством выполненного долга. Технологически процесс голосования обеспечивается путем введения системы дежурных. Есть дежурные по ряду. Это депутаты, которые «играют на кнопках», голосуя за десяток своих отсутствующих коллег. Поскольку данная практика распространена во всех без исключения фракциях, то подобное состояние дел устраивает всех. Только в наиболее острые моменты, связанные с голосованием по значимым вопросам, вспоминают об обязательном присутствии парламентариев в сессионном зале. Правда, и для подобных случаев был найден выход: ручное волеизъявление.

И тут появился Яценюк со своими кнопками. Голосовать можно только за себя. За другого парня уже не получится. Во всяком случае, именно так уверяют разработчики системы. Дескать, у парламентария во время процесса будут заняты обе руки, поэтому он в состоянии обслужить лишь себя. Ну, во-первых, человеческий разум решал и не такие задачи. А, во-вторых, кому нужна подобная система? Это все равно, что в принудительном порядке заставить всех путан восстановить девственность. Но в чем смысл данного мероприятия – непонятно. Ни одна, даже самая изощренная электронная система не в состоянии решить чисто политический вопрос. Уместно привести аналогию с Конституционным судом. Бессмысленно ждать от него решения вопросов, регулирующих отношения между ветвями власти. Пока премьером является Тимошенко, а президентом сами знает кто (не к ночи будет помянут), то никакой вердикт КС по определению не стоит и ломаного гроша.

Стремление спикера построить весь депутатский корпус, конечно же, весьма похвально. Только, сдается мне, вот эти самые кнопочки станут его лебединой песнью. Бежать впереди паровоза, конечно, можно. Но только не очень долго. Примерно в такую ситуацию и попал Арсений Петрович. Руководствуясь, ясное дело, исключительно конституционными нормами. Торжество норм права в стране, где правовой беспредел является нормой жизни, а гарант Конституции ничего не гарантирует, более чем сомнительно. Тем более, в одном конкретном случае.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам