Безопасность на вырост

В Казахстане, как известно, сейчас проходит "год Украины". Так сказать, алаверды: год назад Казахстан показывал себя в Украине. Как сказали в Посольстве Украины в этой стране, по состоянию на август сего года проведено 77 мероприятий, венцом которых стал визит Президента Виктора Ющенко в Астану в марте текущего года. А 24 августа в Алматы довелось увидеть, как несколько десятков казахстанских украинцев празднуют День Независимости исторической родины.

Генеральное консульство Украины в Алматы возложило цветы к памятнику Тарасу Шевченко, а земляки поэта спели несколько украинских песен и поговорили между собой о судьбах отчизны. Это было очень трогательно и душевно. А Кобзарь выглядит весьма сурово. И ему в своей вечности есть о чем думать, глядя на "правнуків поганих". Тяжкая им досталась доля — строить родную страну, когда к этому делу "хисту нема". Во всяком случае, пока что… 

Как сказали в том же украинском посольстве, Киев рассматривает Казахстан как лидера в Центральной Азии и своего ключевого партнера в данном регионе. И в этом нет ничего удивительного. Казахстан и Украина — как выходцы из СССР — очень похожи. Схожи и их проблемы государственного становления. Главная из них — объективная и естественная. Это, увы, соседи. В первую очередь Россия, имеющая 7512 километров границы с Казахстаном и 1925 километров — с Украиной. Но у Казахстана есть еще и Китай (1700 км общей границы).
Однако Казахстан, зажатый "империями" с двух сторон, более-менее успешно решил проблему своих рубежей. С Россией 5 июля 1998 года он подписал договор о вечной дружбе и сотрудничестве. Что примечательно: Россия больше ни с кем не имеет такого договора. А еще раньше, 26 апреля 1994 года, было подписано Соглашение о казахстанско-китайской государственной границе. И впервые в истории обеих стран был проведен процесс делимитации и демаркации государственной границы, устроивший обе стороны. До этого Китай имел территориальные претензии ко всем своим соседям — СССР, Японии, Вьетнаму и Индии — и часто воевал с ними за землю. У Украины же с Россией проблемы границы остаются до сих пор — она не демаркирована. 

Общей же проблемой остается наличие в Украине до 2017 года базы Черноморского флота России, а в Казахстане — арендованного до 2050 года космодрома Байконур. Есть договора об окончании аренды украинской и казахстанской территорий, но Россия пока не хочет и думать о том, чтобы в срок уходить. 

В этом же ряду — проблема национальных меньшинств, точнее, одного из них — русского, что, однако, в двух странах приводит к разным последствиям. В Украине сначала все было хорошо, и четвертая часть ее населения (русские) чувствовала себя хорошо. Пока не началась ускоренная украинизация. Она особенно усилилась в последние годы при "оранжевой" власти, взявшей курс на вытеснение всего русского из жизни страны. Это создало дополнительную — национальную — потенциально опасную линию разлома в обществе. 

В Казахстане, где казахи только в последние годы стали национальным большинством в своей стране, проблемы с вытеснением неказахов были в начале пути. Страну покинули более 3 миллионов "некоренных". Но сейчас президент страны Нурсултан Назарбаев взял курс на гармонизацию межнациональных отношений и построение полинационального и поликультурного общества, что почти сгладило проблему. Отток русскоязычного, а значит, более квалифицированного населения прекратился. Да и сами казахи стали активно повышать свой образовательный и профессиональный уровень в соответствии с задачами страны и благодаря соответствующим общегосударственным программам, которые неукоснительно финансируются из госбюджета. Русский язык признан официальным. А созданная для согласования межнациональных отношений Ассамблея народа Казахстана недавно направила девять своих депутатов в парламент страны. Назарбаев назвал это событие историческим, поскольку впервые места в парламенте получили представители национально-культурных центров и диаспор, которые, как подчеркнул президент, должны стать в законодательном органе "послами дружбы". 

Есть и такой нюанс. Украина и Казахстан после распада СССР стали ядерными державами. И эту проблему решили одинаково — отказались от ядерных ракет. В обмен на гарантии безопасности. Потому что самая главная проблема любого нового государства — это обеспечение его безопасности. Желательно, без войны. 

И вот в этом вопросе сходство между Украиной и Казахстаном только в том, что обе страны привычно решают проблему безопасности через участие в традиционных международных мировых и региональных организациях — ООН, ОБСЕ, СНГ. Но есть серьезнейшее и ключевое отличие между Украиной и Казахстаном в подходе к участию в международных организациях. 

Во-первых, Украина практически на грани унижения просится в международные организации (типа НАТО или Евросоюза), и ее посылают. А Казахстан инициирует и создает новые структуры со своим участием. Например, 26 апреля 1996 года на встрече глав пяти государств — Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в Шанхае было подписано соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе государственных границ. После ряда встреч "пятерки" соглашение переросло в ШОС — Шанхайскую организацию сотрудничества. А 10 октября 2000 года в Астане главами 5 государств (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В документе заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определенных договором о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. 

Во-вторых, Украина если и создает структуры со своим участием, то руководствуется исключительно политической целесообразностью и объединяет в них таких же лузеров, как и сама. Например, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова), из которого уже ушло одно "У" (Узбекистан), готовится уйти "М" (Молдова), зато структура получила гордое названиие — "Организация за демократию и экономическое развитие" ("ОДЭР") и готова нести "свет западной демократии" на постсоветское пространство. По заказу США. Казахстан же объединяется в новых организациях с "грандами" современного мира — Россией, Китаем, Индией, Пакистаном и т. д. 

В-третьих, Украина (особенно при "оранжевой" власти) требует немедленной отдачи и дивидендов от своих инициатив. И если не получается, то сразу остывает и только исходит словами, за которыми нет дел. А Казахстан, вкладывая немалые средства, готов по-восточному терпеливо "взращивать" структуры, чтобы они, в конце концов, принесли пользу. Пример: Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) — международная региональная организация, которая объединяет государства Азии и ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Идею создания Совещания по образцу ОБСЕ (только для Азии) Назарбаев высказал еще в октябре 1992 года в ООН. С тех пор минуло почти 16 лет, и 25 августа 2008 года в Алматы состоялась III встреча глав МИД стран-участниц, на которой членов СВМДА стало 20. И среди них — Китай, Россия, Иран, Южная Корея, а также антагонисты Индия и Пакистан, Израиль и Палестина. 

Все вместе они уже выработали Каталог мер доверия и сейчас работают над тем, чтобы его воплотить. Трудно идет этот процесс. Но он идет, и это главное. Наряду с Японией и США Украина — единственная из стран Европы — наблюдатель в СВМДА. Но ей это не помогает учиться вести дела. И это, пожалуй, главная проблема ее же безопасности…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам