"Со стороны грузинских погранподразделений на территории Грузии в настоящее время находятся до 15 тысяч граждан России, желающих вернуться на родину", — заявил на брифинге в Москве официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко. Но этих людей грузинские полицейские кордоны насильно возвращают обратно.
"Тбилиси хочет, чтобы главным организатором массового возвращения на Родину россиян осетинской национальности заведовала марионеточная администрация Санакоева", — отметил он. (Дмитрий Санакоев — глава созданного Тбилиси альтернативного правительства Южной Осетии — прим.ред.) "Либо их заставляют часами или сутками ждать на грузинской стороне границы, пока не подъедут организованные санакоевцами группы", — сообщил дипломат.
Он сообщил, что к настоящему времени через погранпункт "Верхний Ларс" в Россию из Грузии возвратились лишь около одной тысячи россиян. Другие изыскивают возможность возвращения на родину через Армению, Азербайджан и другие страны.
МИД требует от властей Грузии не чинить препятствий российским гражданам, которые намерены вернуться в Россию из Грузии. "Требование прекратить чинить препятствия возвращению российских граждан содержится в ноте министерства иностранных дел России, которая была вручена временному поверенному в делах Грузии в России 27 августа", — сказал он.
Но режим Саакашвили нарушает не только права россиян в Грузии, но и самих грузин на территории России. Как отметил Нестеренко, односторонне разрывая дипотношения с Россией, Саакашвили нарушает права миллиона грузин в РФ. По его словам, в результате таких действий "искусственно прерываются их нормальные связи с родиной, они лишаются возможности поддерживать традиционные контакты по деловой и профессиональной, политической, культурной и семейной линиям".
У России есть также сведения, что Грузия уже начала перевооружение своих вооруженных сил, сообщил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.
"К сожалению, есть сведения о том, что перевооружение режима Саакашвили уже началось", — заявил Нестеренко на брифинге.
Он напомнил, что вторым принципом так называемого соглашения "Медведев-Саркози" было предусмотрено окончательное прекращение всех военных действий.
"Здесь главное — удержать Саакашвили от новых военных авантюр, не допустить перевооружения режима, который за последние четыре года неоднократно демонстрировал, на какие цели он использует поставляемое ему открыто и скрытно оружие", — подчеркнул Нестеренко.
Комментируя заявления некоторых зарубежных политиков о том, что Россия не до конца выполнила условия соглашения "Медведев-Саркози", представитель МИД РФ подчеркнул, что Москва неоднократно подкрепляла фактами свое выполнение этого соглашения.
Касаясь первого принципа соглашения — обязательства отказаться от использования силы — Нестеренко подчеркнул, что он адресован прежде всего к грузинскому руководству. При этом, напомнил официальный представитель МИД, Россия неоднократно добивалась подписания международно-правового обязывающего документа об отказе от применения силы между Тбилиси и Цхинвали, а также Тбилиси и Сухуми, что неоднократно отвергалось с грузинской стороны.
"Нет никаких сомнений, что выполнение первого принципа целиком зависит от Тбилиси", — подчеркнул Нестеренко.
У России нет планов навсегда оставлять своих миротворцев за пределами Абхазии и Южной Осетии, заявили в МИД РФ.
"У России нет намерений навсегда сохранять свои миротворческие силы за пределами Южной Осетии и Абхазии", — сказал официальный представитель МИД Андрей Нестеренко. "Вместе с тем, мы будем настаивать на обеспечении надежного международного контроля в прилегающих к их территории районах Грузии, чтобы предотвращать подготовку тбилисским режимом новых военных авантюр", — сказал он.
Нестеренко сообщил, что также как и в случае с Южной Осетией Россия готова рассмотреть вопрос о расширении сотрудничества своих миротворцев "с международными присутствиями" в зоне безопасности вокруг Абхазии.
Представитель МИД РФ сказал, что в ситуации с Южной Осетией Россия готова рассмотреть вопрос об участии своих представителей в международном полицейском присутствии в зоне безопасности с Грузией.
"Предстоит согласовать на международном уровне режим этой зоны, прежде всего, параметры ее демилитаризации. Когда международные механизмы — дополнительные военные наблюдатели, полицейский компонент и другие возможные форматы международного участия будут созданы и начнут полноценно функционировать, можно будет провести анализ оперативной обстановки в зоне безопасности с целью убедиться, что ее режим эффективен с точки зрения недопущения новых нападений на Южную Осетию и недопущения боевых действий", — сообщил Нестеренко.
Нет оснований говорить о том, что грузинская сторона отводит свои военные силы в места постоянной дислокации, заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко. "Четвертый принцип (соглашения "Медведев-Саркози"), требующий возвращения вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации, то есть в казармы, заслуживает особого внимания. Имеющиеся данные пока не позволяют говорить о его выполнении грузинской стороной", — заявил он.
Как подчеркнул дипломат, "необходимо, чтобы свою роль в обеспечении строгого выполнения данного принципа сыграла Миссия ОБСЕ в Грузии".
Касаясь выполнения третьего пункта так называемого соглашения Медведева-Саркози, который касается беспрепятственной доставки гуманитарной помощи пострадавшим, Нестеренко сказал: "Каких-либо препятствий на этом пути с российской стороны не существует". "Такая помощь в значительных объемах поступала и продолжает поступать с территории РФ", — подчеркнул он.
По данным МИД РФ, "наши миротворцы, контролирующие зону безопасности вокруг Южной Осетии, имеют приказ пропускать любые гуманитарные поставки с территории Грузии в соответствии с общепринятыми процедурами".
"Разумеется, такие процедуры предполагают контроль за тем, чтобы декларируемые в качестве гумпомощи грузы действительно имели сугубо гуманитарный характер", — подчеркнул он.
Однако под видом гуманитарной помощи, доставляемой военными кораблями иностранных государств в Грузию, могут поставляться и военные компоненты для перевооружения армии, заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.
"Как вы знаете, доставляются военными кораблями иностранных государств некие грузы под вывеской гуманитарной помощи, однако существует предположение, что в этих грузах может находиться не только ее гражданская часть, но и военные компоненты, которые пойдут на перевооружение или же восстановление утраченной силы вооруженных сил Грузии", — заявил Нестеренко на пресс-конференции в Москве.
В связи с тем, что МИД России загружен работой, связанной с вопросами возвращения россиян из Грузии, выдача российских виз гражданам Грузии находится под вопросом.
"Наши консульские учреждения в Грузии, видимо, смогут сконцентрироваться на решении вопросов российских граждан, находящихся в Грузии, проблемами ЗАГСа, нотариата, легализацией документов. А все, что касается выдачи виз, это останется под вопросом", — сказал на пресс-конференции представитель МИД РФ.
По его словам, в МИД РФ к настоящему моменту поступило "достаточно большое количество звонков от рядовых граждан Грузии, которые находятся здесь, с просьбой прояснить ситуацию по указанному кругу вопросов. При этом выражалось недоумение, как к такой ситуации можно было подойти".
На границе Грузии и Южной Осетии происходит перегруппировка грузинских войск, что чревато повторением провокаций с тяжелыми последствиями, заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.
"Вдоль границы этой республики, по данным наших военных, происходит перегруппировка сил. Это наблюдается и около постов наших миротворцев, которые расположены вдоль границы зоны безопасности, о которой упоминалось", — заявил Нестеренко.
"Причем речь идет о том, что там происходит перегруппировка как грузинских военнослужащих из регулярной армии, так и грузинских полицейских. Что естественно, не может нас не настораживать, поскольку все это может быть чревато новым повторением различных провокаций с очень тяжелыми последствиями", — отметил официальный представитель МИД РФ.