Переворот здравого смысла

Это был черный парламентский вторник. Для «оранжевых» и гаранта нации. Президент таки консолидировал Верховную Раду. На свою голову. Да так удачно, что практически девяносто процентов состава депутатского корпуса сделали ему мини-импичмент. Свыше 300 депутатов еще и получили откровенное удовольствие в процессе. Интересно было наблюдать за истерикой Вячеслава Кириленко («НСНУ»). Он очень забавно прыгал на парламентской трибуне и колотил по ней кулачками, требуя прекращения «антипрезидентского шабаша» и «государственного переворота».
Спикер Арсений Яценюк, который с детского сада привык принимать самостоятельные решения, но недалеко ушел по развитию с того счастливого времени, реагировал адекватно: быстро убежал из сессионного зала. Однако отряд не заметил потери «бойца». В сценарии, согласованном накануне «черного вторника», так и было записано: Яценюк убегает в кабинет, а ведение сессии переходит к первому вице-спикеру Александру Лавриновичу. Это правильный ход, поскольку рассчитывать на Арсения Петровича нельзя. Психика неустойчивая. Длительное одиночное ведение сессионных заседаний подорвало его нервную систему и привело к неадекватному восприятию окружающей действительности. Один ремонт Верховной Рады чего стоит. Яценюк решил изгнать из зала «злых духов» и посшибал все «знаки тоталитарного советского прошлого», которые присутствовали в декоре помещения в виде серпов, молотов, гербов СССР. Особая история связана с картой Украины, которая висела прямо над головой спикера. Ее снесли. А карта-то чем провинилась? Оказывается, на ней не было острова Змеиный и Косы Тузла. Если приделать эти «неотъемлемые атрибуты» государственности, то могут заметить коррекцию. Поэтому было принято гениальное решение – снести все нафиг и повесить государственный флаг. Но возник неожиданный казус. Совершенно непонятно – этот флаг на штукатурке висит или стоит? Судя по расположению цветов – стоит. Однако и ежу понятно, что полотнище самостоятельно стоять не может. Тогда получается, что висит. А раз висит, то цвета перепутаны. Вот, собственно говоря, и все, что оставил после себя Арсений Петрович Яценюк.

Прощальный тон выбран не случайно, поскольку Яценюк со вчерашнего дня является номинальным спикером. Своего рода зиц-председателем, который абсолютно не вписывается в новую парламентскую «архитектуру». Этакий символ темного «оранжевого» прошлого. Формально он еще может тормозить процесс. Например, отказываясь подписывать законы из так называемого «малого антипрезидентского пакета» (о временных следственных комиссиях ВР, Конституционном суде, Кабинете министров и Службе безопасности Украины), принятые более чем конституционным количеством голосов. Но лучше бы он этого не делал, поскольку кидаться с макетом гранаты под танк – не совсем разумное решение даже для блестящего выпускника детского сада в Черновцах. Арсений Петрович что-то говорил о своем намерении пойти в отставку, «если что»? Ну так это время уже наступило. Конечно, если ему нравится играть роль одинокого клоуна, комментирующего принятые без него решения вне сессионного зала, то он может продолжать действовать в том же духе. Короче, дни его сочтены. И это абсолютно закономерный результат деятельности «киндер-сюрприза». Он заслужил подобный «сюрприз».

А теперь давайте разбираться, что, собственно говоря, произошло. Секретариат президента и психующие остатки «мощной пропрезидентской силы» вместе с экс-спикером Яценюком называют события 2 сентября «антиконституционным государственным переворотом». Думаю, они, как всегда, поторопились. Какой переворот? У нас что, кто-то свергнул гаранта нации? Да нет, вроде бы он продолжает поддерживать очаг трипольской культуры в отдельно стоящем здании Секретариата президента, окруженный остатками верных голодоморцев. Премьер тоже на месте. Верховная Рада продемонстрировала абсолютную дееспособность. Тогда к чему этот истерический шум и крики про гибель демократии? Пойдем по пунктам.

Первое: «президента цинично не пустили в сессионный зал». Действительно, гарант планировал с утречка прийти в парламент и консолидировать его с помощью замысловатых «мэсседжей», сопровождаемых характерным подергиванием манжет и причмокиванием. Предложить слугам народа «дорожную геополитическую карту», состоящую из трех пунктов: а) Грузия – это наше все; б) весь украинский народ в лице гаранта как один человек осуждает агрессию России против братского грузинского народа; в) надо срочно вступать в НАТО, и тогда будет всем счастья немеряно. Он что, не понимал, к чему подобное послание может привести? Видимо, до последнего момента не осознавал. Часов в восемь утра в Раду приходила собака с кинологом из Секретариата. Искала взрывчатку. Пластид найден не был, но, видимо, четвероногий друг гаранта унюхал какую-то гнетущую атмосферу. Или же кто-то слил окружению лидера нации планы «теплой» встречи носителя послания. Думаю, до драки бы дело не дошло. Просто фракции БЮТ, Партии регионов и КПУ решили молча выйти из сессионного зала в момент выступления «лидера нации». И кому, скажите, пожалуйста, рассказывать о судьбоносности роли гаранта в деле противостояния «российской агрессии»? Поэтому президент в Раду не пошел. А зря. Иногда полезно посмотреть на результаты своей деятельности, чтобы почувствовать «поддержку». И кто виноват в подобной ситуации? Только сам Виктор Ющенко, сумевший втянуть страну в военный конфликт. Парламентская оценка деятельности президента однозначна. Несмотря на то, что ВР на протяжении восьми часов обсуждала десяток проектов постановлений об оценке ситуации в Грузии, ни один из них не получил поддержки сессионного зала. Это более чем красноречивый результат. Особенно когда на голосование ставились проекты Вячеслава Кириленко и Юрия Костенко, набравшие аж 66 голосов. Какие могут быть комментарии? Более того, была создана специальная следственная комиссия, которая должна заняться анализом поставок украинского оружия в Грузию. В такой ситуации отсутствие результата (принятого постановления) – это более чем красноречивый результат. Внешнеполитический курс Ющенко провалился. Переворот? Нет. Просто один субъект политических отношений переоценил свою роль и место в истории. Закономерный результат подобных действий – банкротство.

Второе: «была создана антидемократическая коалиция Партии регионов и БЮТ». Это неправда. Такой коалиции не существует. Хотя бы потому, что из сессионного зала не вынесли вперед ногами коалиционный труп, который в Секретариате президента считают живым и дееспособным. Даже собирались провести тестирование его жизнеспособности. Дескать, голосование по грузинскому вопросу должно стать тестом для «демократической коалиции». Но тестирование показало совсем другое. Абсолютное большинство парламентариев – почти четыреста (!) – более чем наглядно продемонстрировали свое неприятие курса президента. И никто, кроме гаранта, в этом не виноват. Он поручил СБУ «упаковать» Тимошенко в СИЗО по обвинению в измене Родине. И думал получить в ответ искренние признания в любви?

Вот именно поэтому БЮТ, ПР, коммунисты и литвиновцы голосовали за включение в повестку дня знаковых законопроектов из «малого антипрезидентского проекта». В конечном итоге все они были приняты, что говорит о стремлении сторон придерживаться достигнутых ранее договоренностей. Было ли нарушено так называемое коалиционное соглашение? Вячеслав Кириленко бился в истерике, орально принуждая коллег по коалиции одуматься и прийти на заседание Совета коалиции. А смысл ходить? Чтобы послушать о желании гаранта в очередной раз перевернуть все с ног на голову? Одобрить его горячее желание поездить на танке вдоль украинско-российской границы? В своем «демократизме» ребята зашли далеко за грань здравого смысла, перепутав Львов с Украиной. А в стране все не так. И не замечать этого может только очень недалекий человек.

Идем дальше. Почему Кириленко не объявил о выходе «НСНУ» из демократической коалиции до голосования по «антипрезидентскому пакету»? Ведь накануне «черного вторника» гарант собирал свою фракцию и в открытую принуждал их к коалиционному развалу. Подобный ход был бы весьма уместен. Коалиция не существует, парламент вступает в период нестабильности, поскольку необходимо будет думать как над формированием нового коалиционного большинства, так и над назначением нового состава Кабинета министров. Но Кириленко не пошел на подобный шаг. Почему? Да потому, что прекрасно понимал: ни он сам, ни многие его национал-демократические коллеги, подобранные, по меткому выражению гаранта, на помойке, не будут востребованы ни в одном предвыборном проекте. Только после «черного вторника», глубоко ночью, «демократы» приняли решение о выходе из коалиции. Правда, уже поздно «пить Боржоми». Получается, что все голосования в «черный вторник» проходили при формальном существовании «демократической коалиции». Какой переворот? Просто в первый раз парламент адекватно прореагировал на реальную ситуацию в стране. И до новой коалиции дело не дошло. Только через десять дней после объявления о выходе из соглашения «НСНУ» может ставиться вопрос о формировании новой коалиции.

Третье: «в нарушение всех договоренностей были избраны заместители спикера Верховной Рады». Арсений Петрович, как ненормальный, тряс бумажкой с подписями лидеров всех пяти фракций о порядке избрания первого вице-спикера и просто вице-спикера. Кричал, что была проигнорирована воля двух фракций. Действительно, коммунисты и литвиновцы оказались за бортом процесса. Ну и что? Уже почти год считалось, что место по левую и правую руку от Яценюка – это квоты ПР и БЮТ. Другое дело, что долгое время руки не доходили до практического решения данного вопроса. Наконец-то дошли. Александр Лавринович и Николай Томенко конституционным большинством были избраны для усиления Арсения Яценюка. Да, при таком раскладе он стал третьим лишним. Но кто виноват? И разве это переворот?

Четвертое: «были приняты законы, которые делают реальной процедуру импичмента президента». Это один из основных пунктов обвинения в «заговоре». А что тут незаконного? Процедура устранения президента в порядке импичмента выписана в Конституции. Другое дело, что сначала Леонид Кучма, а затем и Виктор Ющенко делали все возможное, чтобы сказка не стала былью. Теперь сделан небольшой шаг в направлении реализации данной конституционной концепции сдержек и противовесов. В принципе, это крайне полезный шаг, поскольку иногда не мешает кое-кого слегка привести в чувство. Правда, дело не столько в импичменте, сколько в пресечении практики незаконного использования гарантом своих полномочий. Возьмем тот же Конституционный суд. У президента давно появилась пошлая привычка останавливать действие постановлений Кабмина с помощью КС. Использовалась следующая незаконная технология: выходит постановление КМ. Ющенко останавливает его действие, мотивируя несоответствием текста акта Основному закону. Отправляет его на экспертизу Конституционного суда. КС, естественно, не может, даже при всем желании, определить наличие конституционных противоречий в сугубо экономических действиях правительства. Но пока он приступает к рассмотрению вопроса по сути, идет время. А как только отказывает в открытии дела, гарант сразу же издает новый указ. Точно такой же. И процесс идет по новой. Скажите, пожалуйста, в чем заключается заговор? В том, что президента заставляют выполнять Конституцию?

Теперь возьмем закон о Кабинете министров. Юлия Тимошенко была вынуждена в свое время проявить откровенный мазохизм, согласившись на новый вариант закона о Кабмине в редакции Секретариата президента. Теперь просто отменяются нормы, которые противоречат Конституции. В частности, об обязанностях правительства согласовывать с президентом инициативу об увольнении отдельных министров; о беспрекословном выполнении указов гаранта, об обеспечении выполнения решений СНБО. Это тоже переворот?

Пятое: «Рада незаконно отстранила Валентина Наливайченко от исполнения обязанностей главы СБУ». А в чем проявляется эта самая «незаконность»? С декабря 2006 года (!) Наливайченко исполняет обязанности главы Службы. Это откровенное издевательство над СБУ, которая на протяжении последних лет фактически обезглавлена. Подобная ситуация была выгодна Секретариату президента, поскольку позволяла чиновникам СП фактически руководить спецслужбой в ручном режиме. ВР положила конец мучениям Наливайченко. Ни один из депутатов не проголосовал за его утверждение председателем СБУ. Ноль! Это тоже «антиконституционный переворот»? Ведь президент сам внес представление на назначение Наливайченко. Правда, больше года оно не рассматривалось по политическим мотивам. Теперь рассмотрено с прогнозируемым результатом. А к чему еще может привести превращение СБУ в инструмент для политических репрессий?

В заключение можно сказать, что переворот действительно состоялся. Но это переворот здравого смысла. «Демократы» оказались именно теми, кем были изначально, – кучкой авантюристов, монополизировавших право говорить и действовать от имени народа. Правда, это еще не конец истории. Сотрудничество с Тимошенко – это все равно, что дружба с питбулем. Никогда не знаешь, что он (она) выкинет: то ли оближет, то ли искусает.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам