Обе публикации отдаленно напоминают… газетное объявление о возникших трудностях. Судя по всему, в Mirax, которая еще недавно демонстрировала полный оптимизм и раздаривала апартаменты Мадонне, решили, что нужно первыми из российских девелоперов признаться в нехватке денег.
Почин поддержали и другие российские строители. Через несколько часов после признания Mirax Group президент компании "Строймонтаж" Артур Кириленко сообщил, что его компания приостановит новые проекты, в том числе за рубежом. Правда, Кириленко – фигура, близкая к собственнику Mirax Group Сергею Полонскому, ему принадлежит 10% "Строймонтажа", и потому он явно выполнял просьбу друга.
Но в любом случае, все это означает, что тайное постепенно становится явным: строительные корпорации начинают признаваться в неспособности противостоять наваливающемуся кризису. При этом Mirax Group находится не в самом плохом положении: по подсчетам экспертов, его долг на конец года составит $1,2 млрд. (против $713 млн. по итогам 2007 года), в то время как у компании практически достроены объекты еще более чем на $2 млрд. В гораздо худшем положении оказались многие другие строительные компании, которые настроили недвижимости, скажем, в курортных городах за счет кредитов не под 8%, а под 20% с лишним, рассчитывали покрыть все затраты большой прибылью, а теперь «лижут лапу» в отсутствии спроса.
Неделю назад мне посчастливилось провести отпуск под Ялтой. И знаете, чем поразила наружная реклама вдоль приморского шоссе? Навязчивыми, почти истеричными предложениями уже готового жилья. Не того, что только закладывается, а того, которое построили и даже местами отделами под евроремонты, поддерживать которые в товарном виде еще труднее, чем сохранить в нормальном состоянии замороженный недострой.
Путь в Ялту сегодня – это сплошные бигборды, которые предлагают в кредит без процентов (!), с пропиской, с рассрочкой, скидкой, дисконтом, с «облизыванием клиента» и т. п. любое престижное жилье. Виллы, жилые комплексы – многоэтажные дома, жилые комплексы как дома, но оформленные в гостиничные центры с «комнатами для приезжих» (отличительная особенность – в них нельзя прописаться), клубные дома, «Белый Дом», «Ришелье Шато», «Фамилия» в Гурзуфе, «Дача доктора Штейнгольца» в Алуште, «Лазурный» в Гаспре, «Респект-Холл» в Кореизе, «Дарсан-Палас», «Апарт-отель» в Ялте, «Южная Пальмира» в Курпатах, «Парк Чаир» в Мисхоре – все это продается от $10 тыс. за квадратный метр, но… не покупается.
«Белая кость» ялтинских риэлтерских контор, те, кто работали с россиянами (они покупали до 40% новой недвижимости на полуострове, а с учетом оформления жилья на подставных лиц – и все 70%), гуляют без дела. Россияне потеряли интерес к Ялте.
Украинские покупатели, которые приобретали квартиры в основном с двумя целями – перепродажи или сдачи внаем, – стараются от них избавиться. И не только потому, что в бассейнах не всегда есть вода, шикарные лифты не всегда работают из-за перебоев со светом, а в ближайшем супермаркете владельцу апартаментов за сотни тысяч долларов нахамят так же, как обычному туристу. Дело не в инфраструктуре, а в кризисе. Содержать крымские квартиры (а ежемесячно коммунальные услуги и сопутствующие платежи в среднем съедают до $500) стало невыгодно. Кризис ударил по туристической сфере в первую очередь. Если совсем недавно люди платили по кредиту за квартиру, машину и при всем этом могли позволить себе отдых, то теперь им не до моря и Медведь-горы.
Многие опасаются в результате кризиса остаться без работы и средств к существованию, поэтому лихорадочно накапливают «неприкосновенные запасы» на черный день. Другие вложили деньги в строительство квартир в Киеве, и шестое чувство подсказывает им, что с этими деньгами можно уже сейчас смело прощаться.
О том, что накрылось «медным тазом» жилищное строительство, которое вели мелкие компании, уже можно говорить как о свершившемся факте. Еще в июле, когда наметилось существенное падение спроса на новое жилье (по данным консалтинговых агентств почти на 60%), мелкие компании-застройщики, заморозившие строительство еще минувшей зимой, практически поголовно отказались от доведения начатого до конца. Большей частью им удалось продать «недострои» крупным компаниям. Часть объектов так и останутся «братскими могилами» денег инвесторов в виде котлованов и «коробок», которые будут реанимированы только после окончания кризиса. То есть не скоро, так как кризис только начинается.
Но и это не все. Частным жилищным строительством и замораживанием возведения небоскребов ситуация не ограничивается. В Украине приостанавливается строительство и необходимых для экономической безопасности страны промышленных объектов. Например, приостановлено строительство стратегического энергообъекта Украины – Днестровской ГАЭС. При этом кто бы как ни объяснял причины, все они относительно честно изложены лишь в «объявлении» Mirax Group и формулируются одной фразой – «денег нет и неизвестно»…