Вадим Карасев: Фортуна отворачивается от Тимошенко

Что будет, если ничего не будет? Типично украинский вопрос, полностью соответствующий нашим реалиям. Вадим Карасев, которого называют политологом, близким к Секретариату Президента, считает, что ведущие политические игроки смогут договориться о создании парламентского большинства и выборах спикера ближе к середине декабря. Поэтому на предстоящей сессионной неделе ничего не произойдет.
Вадим, судя по всему, у премьера Юлии Тимошенко не получается договориться с Россией относительно цены на газ в 2009 году. Что за этим последует: отставка или как всегда?

— Думаю, отставки не будет. Юлия Владимировна, несмотря на постоянное принуждение к уходу с занимаемой должности, делать это не собирается. У нее другая задача: продержаться в должности премьера в течение экономического кризиса, затем остаться на этом посту во время выхода из кризисного состояния. Тимошенко планирует несколько обновить свое амплуа. Превратиться из харизматичного политика в эффективного кризисного менеджера-экономиста и стартовать с премьерским бонусом на президентских выборах. Вот ее задача-минимум: день простоять да ночь продержаться.

Это она так планирует. А есть ли другие варианты развития событий?

— Да, существует несколько вариантов лишения Тимошенко должности премьер-министра. От спокойного, "бархатного" сценария, связанного с формированием новой парламентской коалиции (хотя для правительственных сил он будет шоковым), до радикального — проведения досрочных выборов Верховной Рады. На мой взгляд, Юлия Владимировна упустила возможность пролонгировать свой премьерский статус на 2009 год, поскольку она не реализовала модель Леонида Черновецкого. В свое время Черновецкому были навязаны досрочные выборы. Он их уверенно выиграл и укрепил свои позиции не только в Киеве, но и на общенациональном уровне.

Почему, на ваш взгляд, премьер не может решить газовую проблему? Более того, было выдвинуто ультимативное требование: сначала заплатите долг в размере $ 2,4 млрд. за закупленный у России газ, а потом уже будем говорить о цене.

— Что касается газовой тематики, то здесь ситуация более многомерная, чем линейная проблема отставки—неотставки. В принципе, причина выдвижения Россией ультиматума может быть достаточно банальной. Под напором финансовых и бюджетных проблем Кремлю просто потребовалось взыскать какие-то невыплаченные долги с украинских контрагентов. Россияне не стали мудрствовать лукаво и без всякой предварительной рекогносцировки сразу выстрелили из главного орудия. Я имею в виду заявление президента Дмитрия Медведева. Как раз идут переговоры с Украиной относительно цены на газ в будущем году. Так почему не воспользоваться ситуацией, чтобы выбить долги? И для Украины, и для России закончилось время дешевых денег. Ведь два миллиарда сегодня — это совсем другая сумма, чем год назад. Она более значимая, весомая.

В большой политике всегда есть контекст, подтекст, версии и контрверсии. Контекстуальных факторов в нашем случае несколько. Прежде всего, это заявление президента России. Сразу скажу: случай беспрецедентный, поскольку, как правило, игра начиналась с заявлений пресс-службы "Газпрома". Затем в дело вступал топ-менеджмент компании, тему подхватывало правительство, и только в завершение всего следовало заявление президента. И именно на уровне президентов двух стран ситуация разруливалась. Здесь же все происходило с точностью до наоборот. Российский президент не разрулил ситуацию, а завязал новые узлы в газовых отношениях двух стран.

Не исключено, что подобная реакция стала следствием публичного спора Медведева и Ющенко по поводу Голодомора. Речь идет не просто о различиях в оценке данного исторического явления, а о глубоких идеологических расхождениях между двумя странами. В ответ на историко-идеологические доводы выкладываются экономические аргументы. Ах так? Тогда отдайте нам два миллиарда долларов без всяких экспертных согласований и уточнений.

Следующий фактор: Кремль сегодня внимательно наблюдает за развитием политической ситуации в Украине. Позиции Юлии Тимошенко после упущенной возможности пойти на досрочные парламентские выборы и в связи с экономическим кризисом значительно ослабли. Поэтому возникает вопрос: с кем вести переговоры, на кого делать ставку и кому прощать долги в обмен на некие будущие политические преференции? Заключить фьючерсную сделку невозможно, поскольку нет политических контрагентов.

В то же время шансы Виктора Януковича вернуться во власть возрастают прямо пропорционально снижению шансов Тимошенко остаться на посту премьера в 2009 году. Особая позиция Партии регионов по Голодомору, присутствие Януковича на съезде партии "Единая Россия" свидетельствуют о том, что, несмотря на тактические маневры с Виктором Ющенко, "регионалы" остаются пророссийской партией. С Юлией Владимировной в этом отношении гораздо сложнее. Она, скажем так, не проявляет проатлантической прыти, но и не делает четких месседжей относительно своей пророссийской позиции. Россия же, которая в настоящее время восстанавливает свой статус гегемона на постсоветском пространстве, нуждается не просто в партнерах в Украине, а в политических союзниках. Время, когда россияне могли позволить себе делать ставку на нейтралов — лишь бы они не демонстрировали крейсерской скорости по вступлению в НАТО, давно прошло. Им нужны прогнозируемые и надежные партнеры.

Получается, что Юлия Владимировна больше не является фаворитом Кремля?

— Сегодня очевидно, что и электоральная, и экономическая фортуна отворачивается от Тимошенко и поворачивается лицом к Януковичу. Россияне рассуждают следующим образом: зачем делать подарки Юлии Владимировне, сдавая ей козырную газовую карту? Пусть хотя бы посоревнуются в лояльности к Кремлю, когда станут договариваться по газу. Внезапно обнаружившийся долг является сигналом: Россия до завершения украинского парламентского кризиса и прояснения исхода президентских выборов никому не даст преференций в газовой сфере. И, разумеется, ни на кого ставку делать не будет. Вот поэтому, на мой взгляд, и началась вся эта долговая кутерьма, что дало повод Президенту Виктору Ющенко упрекнуть Тимошенко в невыполнении взятых на себя обязательств. В частности, по газовым контрактам с Россией. С самого начала это была инициатива Юлии Владимировны. Это не только ее премьерская "фишка", но и позиционирование в качестве кандидата в президенты. Теперь мы видим, что Тимошенко взяла чересчур резкий старт на марафонской дистанции и рискует быть снятой с забега либо Москвой в пользу Януковича, либо внутри Украины Ющенко.

Виктор Ющенко заявил, что намерен лично договариваться с Россией, если Тимошенко не в состоянии решить газовую проблему. О чем может гарант говорить с Дмитрием Медведевым после своей ругани с ним относительно Голодомора?

— Это будет не политическая сделка, а переговоры двух президентов. Без проекции на внутриполитическую ситуацию в Украине и на будущие президентские выборы. Состоится разговор на уровне межгосударственных отношений, полностью очищенный от политической и геополитической конъюнктуры. Украина в таком случае может сыграть свою игру, используя имеющиеся выигрышные позиции. Например, есть газотранспортная система, транзит российского газа в Европу. В конце концов газовый долг можно отдать за счет получения предоплаты за транзит газа в 2009 году. Может начаться действительно серьезный переговорный процесс, когда на стол будут выложены все карты. А премьер-министр озабочена своими предвыборными позициями. Она дает России подачу и ожидает взамен подачки.

А если Кремль пойдет по пути выдавливания украинских долгов при помощи международных судов? Сегодня позиции России в Европе сильны как никогда.

— Да, но не в судах. Слава Богу, европейские суды отличаются от украинских. Поэтому вопрос, скорее всего, зависнет. Но если Россия станет давить на Украину в газовой сфере, угадайте, кто выиграет из большой тройки: Ющенко, Янукович или Тимошенко?

Виктора Андреевича мы сразу вычеркиваем.

— Зря, поскольку выиграет именно Ющенко. В канун Нового года всегда особенно сильно проявляется такой феномен, как газовый национализм. Это усилит позиции Президента, который, прежде всего, думает об экономической и энергетической независимости страны. В отличие от Тимошенко и Януковича, готовых ради конъюнктуры сдавать позиции Украины.

С вашей идеей насчет Президента-переговорщика можно было бы согласиться, если бы Ющенко перед началом первого раунда переговоров честно заявил: так, мол, и так, я не собираюсь баллотироваться на второй срок. Понимаю, что всех достал, и ухожу.

— Вы правы. Кругом одна политика. Но дело в том, что Россия никогда не поддержит Ющенко на президентских выборах. Это и есть гарантия того, что Виктор Андреевич будет вести переговоры не с позиции будущего кандидата в президенты, а с позиции государственного деятеля.

Министерство иностранных дел Украины публично осудило заявление Виктора Януковича, сделанное им на съезде партии "Единая Россия". С каких это пор МИД вмешивается в деятельность оппозиции?

— На мой взгляд, МИД должен был реагировать, поскольку что это за страна, где у каждой партии своя внешняя политика? Если бы лидер оппозиции делал свои заявления в рамках общенациональных приоритетов, то никаких проблем не возникло бы. Кроме того, мы должны учитывать, где было сделано заявление. В России, на съезде партийной элиты Кремля! Поэтому надо быть очень сдержанным в оценках и высказываниях. Тем более не реанимировать тему формирования Единого экономического пространства, о которой все уже давно забыли. Надо искать новые идеи, которые бы улучшали отношения между Украиной и Россией.

Какими могут быть последствия непредоставления Украине ПДЧ на декабрьском саммите НАТО? Ведь исчезнет брэнд, к которому так стремился Виктор Андреевич.

— В данном случае ПДЧ — это брэнд какого-то геополитического продукта, который себя не оправдал. Значит, будут искать новый брэнд. Но суть останется неизменной: НАТО — единственный защитник суверенитета Украины в сложившихся условиях. Ведь в чем заключалась главная ценность апрельского саммита НАТО, который проходил в Бухаресте? Было принято принципиальное решение, что Украина и Грузия когда-нибудь будут в НАТО. И уже не важно, под каким брэндом: ПДЧ, усиленный диалог с Альянсом. Это уже проблема политического маркетинга.

Нам все равно придется искать внешние гарантии безопасности страны. Это может быть программа адаптации к критериям НАТО. Можно придумать другую формулу. Не важно. Главное — курс остается неизменным, независимо от того, кто станет президентом — Тимошенко или Янукович. Мы можем формально не быть членами НАТО, но будем адаптированы к критериям евроатлантической системы безопасности. Да и Россия понимает, что в одиночку, опираясь только на собственные оборонные возможности, сегодня жить невозможно.

В настоящее время идет процесс деконструкции экономических институтов, систем безопасности. Философский термин "деконструкция" означает институциональную разборку с последующей сборкой, но уже на новом уровне. Все хотят в этом участвовать, поскольку момент очень подходящий: любая сильная страна может создавать совместно с другими новые правила игры. Сказанное относится и к НАТО, и к мировой финансовой системе. Поэтому, на мой взгляд, это даже хорошо, что Украина не получит ПДЧ. У нас появится поле для маневра. Не надо будет идти по узкой лыжне, которую проложила для нас Польша и страны Балтии. Мы пойдем своей дорогой, но в том же направлении.

Эксперты пока сходятся во мнении, что мировой кризис продолжится на протяжении всего 2009 года. А если в Украине он будет длиться до конца 2010 года? Сметет ли подобный кризис украинскую властную элиту, которая оказалась неспособной противостоять новым экономическим вызовам?

— Если отвечать на ваш вопрос коротко, то не сметет. Поскольку, как говорил когда-то Сталин, "других писателей у меня для вас нет". Другой элиты в Украине нет. Не знаю, хорошо это или плохо, но факт остается фактом.

Получается, что народ — это быдло, которое станет есть то, что дают…

— Вот смотрите: вы идете в супермаркет и покупаете в нем то, что есть. Кабинет министров сегодня предлагает всем покупать замороженное старое мясо: аргентинское, польское. И народ вынужден брать буйволятину. Так вот, наша элита сегодня — это буйволятина, которой правительство Тимошенко завалило все торговые сети и лотки. Более того, мы и покупаем-то в основном на лотках, поскольку украинские партии сегодня в большей степени напоминают уличные лотки, а не серьезные супермаркеты и торговые сети. На самом деле обновление элит в Украине произошло в 2004 году. И поколения, которое могло бы обновить нынешнюю элиту, на подходе просто нет. Посмотрите на лидеров сегодняшних молодых партий. Да они еще хуже, чем нынешние!

Какой формат парламентской коалиции наиболее реален: "широкая" (ПР + "НУНС"), "демократическая" (БЮТ + "НУНС" + Блок Литвина), "техническая" (ПР + КПУ + Блок Литвина + часть "НУНС") или какая-то другая? И кого изберут спикером? 

— Технический формат коалиции возможен, но нереален, поскольку не соответствует Конституции. Он не решает главной проблемы — смены правительства. При нем остается кабинет Тимошенко. Ведь то, что сейчас происходит, — это не парламентский, а правительственно-парламентский кризис. Толку от того, что депутаты изберут технического спикера? Он будет в состоянии лишь подписать закон о финансировании досрочных парламентских выборов. Техническим спикером может быть только представитель Партии регионов Александр Лавринович.

На следующей неделе вряд ли будет избран новый глава Верховной Рады, поскольку нет оптимальной кандидатуры. Когда выбирают спикера, неизбежно возникает вопрос, кого он станет представлять: коалицию или всю Раду? Можно теоретически предположить, что спикером изберут Владимира Литвина. Но нужна ли такая фигура БЮТ? Ведь Литвин претендует на роль председателя Верховной Рады. Он хочет получить статус топового третьего игрока: президент, премьер, спикер. А нужно ли это Партии регионов, Виктору Ющенко? Вот в чем вопрос. Они сделают все, чтобы не допустить подобного развития событий.

Есть еще Иван Плющ, которого Президент хотел бы видеть на должности спикера. Но у Виктора Ющенко есть возможность не допустить избрания невыгодного ему председателя Рады, однако нет ресурса, чтобы пролоббировать выгодную ему кандидатуру.

На мой взгляд, переговоры между основными политическими игроками до 2 декабря явно не закончатся. Все, как всегда, будет решаться на ходу, но не на следующей парламентской неделе. В итоге парламентские выборы пока отодвигаются на неопределенный срок, как и создание коалиции. Второе: правительство и парламент продолжают оставаться в ситуации полной неопределенности. Третье: у Президента по-прежнему есть возможность совершать тактическое маневрирование. Ведь еще должен появиться указ, в котором будет проставлена новая дата парламентских выборов. И это переговорная позиция Президента для ведения политического торга. Как с Юлией Тимошенко относительно будущих и нынешних событий, так и с Партией регионов по поводу будущей коалиции и состава нового правительства.

Можно, конечно, предоставить возможность Партии регионов создать техническую коалицию и додавить вопрос проведения досрочных парламентских выборов. С одной стороны, "регионалы" получают инициативу. Однако нужно ли это ПР и Президенту? Вне всякого сомнения, "регионалы" станут лоббировать досрочные выборы не в открытую, стыдливо, поскольку данная идея не пользуется популярностью. Они станут объектом критики. Им будут говорить: "Вы пошли на выборы в условиях экономического кризиса". Если Партия регионов все же продолжит настаивать на проведении досрочной парламентской кампании, то Ющенко всегда сможет сделать им какие-то кадровые предложения по составу будущего правительства в обмен на выборы. Но пока, думаю, ситуация в определенной мере заморозится. Она будет такой, какая есть. Ближе к середине декабря все станет понятно.

Да, еще один момент: если спикером будет Плющ, то можно забыть о досрочных выборах. Придется думать о других вариантах: смене коалиции, формировании нового правительства. Хотя непонятно, кто будет участвовать в коалиции. "Наша Украина" никогда не пойдет на союз с Партией регионов. Получается, что Тимошенко остается в должности премьера. Остаются выборы. Но Иван Степанович, будучи спикером, согласится на их проведение только в том случае, если ему будут предоставлены гарантии переизбрания председателем ВР после досрочных выборов.

Это жирно…

— Нет, не жирно. Выход из ситуации — согласование большого кадрового пакета на 2009-й и, возможно, на 2010 год. Кто премьер, кто спикер, а кто — президент?

А где гарантии? Пообещать можно все, что угодно.

— Это делается при помощи выстраивания определенной кадровой композиции, которая застрахует от риска разрыва отношений. И напоследок: правительству Тимошенко осталось работать недолго. Разве может Президент согласиться с тем, что у него нет влияния на силовой блок? Поэтому смена Кабмина неизбежна. Либо произойдет глобальное переформатирование власти и появится новая, стабильная конфигурация, которая будет действовать на протяжении нескольких лет. Либо это будет переформатирование правительства и коалиции.

Беседовали Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам