Троекурсие

На межбанковском валютном рынке гривна танцует «семь-сорок». В обменных пунктах продолжают навязывать покупку по 6,7-6,9 грн./$. Продажа, как и прогнозировали «Версии», не наблюдается. Причина в том, что постановление НБУ, согласно которому официальный курс гривны должен соответствовать рыночному, начнет действовать в лучшем случае 5 декабря. Поэтому на сегодня в стране есть четыре курса гривны: наличный, безналичный, официальный и теневой…
Именно эта импозантная дама, а не Стельмах, Ющенко или Пинзеник, определят нынче курс национальной валюты Украины. Согласно Меморандуму, Нацбанк имеет право девальвировать (или ревальвировать, если получится) гривну за день не более чем на 2%. До какой отметки будет снижаться курс национальной валюты – никто не знает, потому что НБУ говорит одно, а делает – совсем другое.

В Меморандуме лишь сказано об отмене коридора обменного курса гривны и определении официального курса исключительно на основе межбанковского за предыдущий день торгов с удержанием его в пределах плюс-минус 2% к рыночному.

Когда Меморандум подписывался, Владимир Стельмах заявил: «Если нам дадут $16,5 млрд., то официальный курс будет минимум 6 грн., и я его как-то удержу". Это заявление было сделано при большом стечении банковского народа и породило в нем призрачную надежду на лучшее. Однако не выполнено.

Уже через неделю стало ясно, что курс, словно телега без лошади, катится с горы вниз, а Нацбанк, подобно неумелому вознице, бежит за ним следом и… не успевает. Схема, выписанная МВФ в Меморандуме, на практике привела к трем разным курсам.

Что произошло: на межбанке гривна стала обесцениваться быстрее, чем на 2% в день, а Нацбанк, не в состоянии угнаться за этим процессом, был вынужден снижать официальный курс только на пресловутые 2%. Таким образом, коммерческий, рыночный, безналичный (как хотите, так и назовите) курс уже достиг отметки 7,4 грн./$, а Национальный банк на 1 декабря смог спустить официальный лишь до 6,87 грн./$.

При этом он не сдержал еще одного своего обещания: отменить требование к банкам продавать наличную валюту не выше 1,5% от официального курса. Тоже поразительная штука – еще в пятницу зампред НБУ Александр Савченко заявил, что все отменено. По информационным агентствам разошлось сообщение, что доллар должен вернуться в обменки. Но общение с банкирами по состоянию на утро сегодняшнего дня показало – никаких документов они не получали. Поэтому доллар у граждан продолжают скупать по заниженному (в сравнении с межбанковским) курсу.

В то же время в прошлую пятницу вступило в силу постановление Нацбанка №351, которым регулятор с 28 ноября (!) привязал официальный курс гривны к среднему межбанковскому. Другими словами, взял на себя обязательство выставлять, скажем, на вторник курс по итогам торгов на межбанке в понедельник, а в среду – по итогам вторника и т.д.

Да, как мы заметили выше, это определено Меморандумом, но абсолютно нереально. Для чего НБУ сам себе приказал и сам же не выполнил – загадка природы. Банкиры по углам перехихикиваются, что, дескать, Владимир Семенович забывает, что подписывает. Но Владимир Семенович оказался не промах и на 34 банка «наслал» проверку аудиторов. Тоже, кстати, в соответствии с Меморандумом МВФ. Хихиканья прекратились.

К тому же далеко не все банкиры в шоке от происходящего. Некоторым ситуация очень даже нравится. Пока существует официально отмененный, но фактически действующий запрет отклоняться от официального курса на 1,5%, можно скупать наличные доллары у населения по ЗАНИЖЕННОМУ курсу. А потом их конвертировать в безнал и выгодно продать на межбанке.

Это делают те, кто, по мнению коллег, имеет инсайдерскую информацию о конечной точке девальвации гривны. «Есть несколько банкиров, которые точно знают, на какой отметке остановится падение: будет ли это 7,6 грн., 8 грн. или 10 грн. за доллар», – говорит пожелавший остаться неназваным представитель рынка. Остальным приходится гадать и высчитывать.

Самое неприятное, что показатели падения реального ВВП, инфляции, дефицита бюджета и т.д., заложенные в Меморандум, на основании которых грамотные специалисты могут произвести приблизительные расчеты, – это не постоянные величины, а переменные. Мы можем легко не выполнить любое из условий Меморандума. Что, собственно, уже и делает Национальный банк, играя в «троекурсие».

Для простых граждан это приводит к плачевным результатам. Во-первых, доллары купить нельзя даже в банках. Моя подруга пришла в банк, чтобы заплатить кредит за машину, и принесла пачку гривен. На банковской кассе висел обменный курс продажи 6.97 грн./$, но даже для выплаты кредита долларов не нашлось. Не только наличных, но и безналичных. Интересно, куда могли деться из банка безналичные доллары? Когда девушка подняла шум, к ней прискакал менеджер и предложил прийти «после 3-го числа».

Подруга позвонила мне, и мы вместе вычислили, что к 3 декабря Национальный банк уже гарантировано доползет со своей 2%-й ежедневной девальвацией до отметки 7,1 грн./$. То есть подлые банкиры хотят получить не только кредит с процентами (недетскими, я вам скажу), а еще и навар на курсовой разнице.

В Интернет-магазинах давно считают по 7,4 грн./$. Наличный обменный курс их не волнует. Поэтому, если хотите купить мобильный телефон за гривны, готовьтесь к тому, что менять придется большую сумму.

В некоторых магазинах бытовой техники при оплате гривной по безналу не принимают дисконтные карточки, этими же сетями эмитированные. А предложение оплатить долларами, от которого раньше шарахались, воспринимают «на ура», да еще и скидывают 10%.

На теневом рынке курс держится в пределах 7,1-7,3 грн./$. То есть меньше, чем на межбанке, что в очередной раз доказывает: валютных менял породили банки, а весь этот бардак – нацбанковское «троекурсие» под прикрытием МВФ.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам