Субъективные заметки о кризисе

Кризис не живет отдельной самостоятельной жизнью. Он в каждом из нас. В нашем настроении, кошельке, планах на будущее. Кто-то вообще ничего не замечает, как моя саблезубая белка. Кто-то уже впал в истерику от излишней осведомленности. Но большинство карабкается, как может, надеясь пережить эту, как говорят продвинутые, «фуйню» с наименьшими потерями.
Помню, в Будапеште год назад меня поразили пустые столики в дорогих ресторанах. Когда не зайдешь – то ли вечером, то ли в обед, ты единственный посетитель. В крайнем случае, еще пара-тройка туристов, чаще всего немцев, и то не везде. Местные по ресторанам не ходят. Им это не по карману. Даже в зоопарке, полном ухоженных сытых зверей, семьи будапештцев гуляют с домашними бутербродами и дешевой уличной выпечкой. В недорогом по украинским меркам кафе с марципанами наша компания опять-таки была единственной.

В Киеве еще недавно найти свободный столик вечером в кафе или ресторане в центре города было практически невозможно. Страна, которая поставляет на экспорт преимущественно металл низкого передела, мочевину (удобрения такие) и девушек легкого поведения, жила явно не по средствам. Роскошные торгово-офисные центры, ночные клубы, рестораны и прочие злачные места плодились, как саранча в сезон. И всюду толпы народу с пачками несчитанных денег.

Сейчас ситуация изменилась. Пусть не радикально, но заметно. Сказать, что в популярных заведениях много пустых столов, не могу, но снижение потока посетителей бросается в глаза. Последние несколько дней я выгуливала подругу, приехавшую из Грузии. В субботу мы без особого труда нашли столик в «Репризе» на Богдана Хмельницкого, вчера вечером (чего раньше не бывало) – в «Якитории» на Леси Украинки.

В «Репризе» убрали из меню затратные салаты с более-менее дорогими ингредиентами, ввели плату за обслуживание. В «Якитории» плату за обслуживание не ввели и качество его резко ухудшили, пытаясь, видимо, оптимизировать работу заведения. Это выразилось в том, что при наличии достаточно большого массива незанятых столов нас пытались упечь в менее популярный у посетителей зал для некурящих; а, когда мы захотели столик в «курящем» зале, да еще и побольше – допросили с пристрастием на предмет, придет ли кто-то еще. Поскольку категоричное «да» от нас не услышали, то пристроили возле входа у вешалки. Мотив администратора: сделать так, чтобы все столы были заполнены, а количество посетителей и посадочных мест – совпало. И не важно, какими методами. Это и есть борьба за выживание, что нас здорово позабавило. Еще больше мы веселились от криатиффа в виде «Антикризисного меню». Те же суши, только в профиль.

Кстати, «антикризисную» тему пиарщики эксплуатируют в хвост и гриву. В метро появилась реклама «Дарынка» с «антикризисными предложениями» – купить диваны по сходной цене. Несколько дорогих бутиков устроили распродажи брэндового тряпья с обилием нулей на ценниках – и тоже под эгидой «антикризисности». Автомобильные дилеры придумали «антикризисную акцию»: типа продажа авто в гривнах по курсу 5,0 к доллару. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь – пиар-ход уже приедается, долго он «играть» не будет.

К слову, и в бутиках, и в магазинах офисно-бытовой техники продавцы разучились скрывать отчаяние, когда ты проходишь мимо кассы на выход с пустыми руками. Раньше как: подзываешь мальчика, спрашиваешь, чем отличаются два телефона. Он лениво объясняет, что они не телефоны, один – плеер, другой – фотоаппарат (есть такой анекдот), и топает вглубь торгового зала, глядя мимо тебя.

Сейчас этот же мальчик ходит по пятам за каждым, кто хоть с малейшим интересом присматривается к его товару, и расхваливает его всеми знакомыми «инструментами НЛП». Но стоит произнести волшебную фразу «Спасибо, я подумаю», как продавец превращается в раздраженного, бурчащего старичка: «что тут думать, лучше не найдете, вот это стоило голову морочить».

По всему видно: он так страстно желал ваших денег, что готов заплакать прямо в торговом зале, как невеста, от которой прилюдно сбежал жених. Что, в общем-то, неудивительно: магазины электронного барахла первыми ощутили на себе резкий спад продаж и первыми из торговых сетей начали сокращать персонал. Менеджеры говорят, что, если тенденция «одна стиральная машина в неделю» сохранится, они без сожаления расстанутся с тремя четвертями работников.

Жалуются на жизнь и таксисты. Еще недавно в часы пик – до начала рабочего дня, сразу после его завершения и в сильно выраженную непогоду – вызвать такси было практически невозможно. Мне не раз приходилось обзванивать с десяток таксофирм, и всюду звучал ответ: «В вашем районе машинки нет». Это, кстати, не всегда являлось правдой: наглые таксисты, имея кучу работы, брезговали невыгодными заказами. Поездки по небойким районам и на короткие дистанции отметались с ходу.

Сейчас летят, как зайчики, через полгорода за самым пустяшным заказом. Машины у многих кредитные, кредиты – валютные, проценты банки выставляют новые, высокие. А заказы, по словам одних, упали наполовину, других – в разы.

Хотя встречаются и «не догоняющие ситуации» особи: один хлопчик заартачился везти нас от Лавры до Леси Украинки (хотя там «два лаптя по карте») за щедрое вознаграждение в 30 грн. Но в чем новизна ситуации: не успел он отъехать – уже стояла очередь желающих осуществить эту «миссию».

Особую радость вызывают у меня строители. Еще в сентябре эти изверги рода человеческого вовсю издевались над зажиточными горожанами. Последние чуть ли не на карачках ползали перед «Васей с Буковины», умеющим класть плитку в туалете за $25/кв. метр. Сама видела, как этот самый Вася помыкал банковским служащим с зарплатой в «трешку зелени» в месяц и соответствующими бонусами. Потому, что таких, как этот банкир, у Васи было – хоть веники вяжи. И он со своей «церковно-приходской школой» и закреплением образования в Ичнянской колонии (по хулиганке) зарабатывал ничуть не меньше своих клиентов: напыщенной университетской публики.

Банкира сократили. И он теперь без бонусов. Хотя и с блестящим резюме. Которым можно успешно подтереться в отремонтированной ванной. А Вася… Он стал человеколюбивей и ласковей. Недавно звонил – спрашивал, не ищет ли кто-то его, не жаждет ли обновить плитки. Сказал, что работает он теперь быстрее, и цены у него упали. Чего не скажешь о ценах на жилье, которое Вася арендует в общежитии. Но никто не торопится давать буковинскому мастеру работу. Одним это теперь не по карману, другие ждут, пока «клиент созреет» и согласится продать свой труд за водку и харчи, как когда Вася только приехал покорять Киев с тремя гривнами на такси (!) и справкой об освобождении в кармане.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам