Газовый поединок, который мы проиграли

Сегодня, 29 декабря, Совет директоров «Газпрома» проведет внеочередное заседание для обсуждения текущей ситуации. Как ожидается, в центре внимания будет проблема газового долга Украины, а также возможность принять платежи в альтернативной форме – транзитом, сбытом и т.д. Но даже если мы (о, волшебство!) сумеем расплатиться до праздничного боя курантов в последнюю минуту 31 декабря, цену на газ-2009 нам все равно не назовут. Пока ее не скажет г-н Бердымухамедов…
Так уже повелось, что добрая российская традиция – отключать Украине газ в новогоднее утро и национальная особенность Украины – не платить за газ вовремя и целиком всегда «ходят» вместе, как Дед Мороз и Снегурочка. У них в «Газпроме» даже дежурный для этих целей есть. Обычно не везет Сереже Куприянову. Пока все нормальные люди отсыпаются после ночного буйства и безобразий, он, аки зайчик, в 10 часов утра уже стоит в импозантном пальто с английских распродаж возле символического вентиля и позирует для телекамер.

Правда, все годы, кроме 2006-ого, мероприятия по дисциплинированию Украины ограничивались короткой фотосессией Куприянова на январском ветру. И только три года назад конфликт вокруг цен на газ и так называемого несанкционированного отбора привел к реальному кратковременному отключению и сбою поставок голубого топлива в Европу.

Следующие неприятности имели место в октябре 2007-го. Тогда "Газпром" вновь заявил, что сократит поставки газа для Украины в случае непогашения задолженности, которая на тот момент составляла $1,3 млрд. Впрочем, сторонам удалось договориться. И до февраля 2008-го (нового витка конфликта) речь о возможном сокращении подачи газа в Украину не шла.

В феврале всплыл очередной украинский долг в сумме $1,5 млрд., повисел, словно дамоклов меч, почти месяц, а с 3 марта "Газпром", как и обещал, сократил поставки на 25% (30 млн. куб. м в сутки). Потом поставки возобновились, но долг и ныне там. Причем чем больше мы якобы платим, тем быстрее он (долг) растет. В общем, все не как у людей.

В последнем конфликте «Газпром» утверждает, что Украина должна ему $1,7 млрд. за газ и $450 млн. штрафа. Украина на официальном уровне долг так и не признала, но платить потихоньку начала. Естественно, не такими темпами, чтобы успеть к новогоднему столу.

Все это накладывается на политический фактор: Ющенко обозвал Медведева «неадекватным» из-за «непорозумінь» по Голодомору. Медведев велел Миллеру принять меры. Миллер пообещал в тот же день газ по $400 и выше за тысячу кубометров и пошел писать иск в Стокгольмский суд. Все вздрогнули, кроме Фирташа: он тихонько заключил договора о прямой поставке голубого топлива чуть ли не от месторождений в Сибири на свои украинские заводы (и один завод «Привата», с которым у них связка) и тихо радовался.

К слову, условия, поставленные российским монополистом относительно увеличения квоты на прямой сбыт своего газа в Украине, похоже, прописаны не в Москве, а на каком-нибудь швейцарском курорте, где собираются наши «олигархообразные» соотечественники. Выгода тут очевидная. И, главное, обоюдная.

Наши олигархи с учетом падения стоимости их активов ввиду мирового финансового кризиса уже, по большому счету, не олигархи, а зажиточные провинциальные бюргеры. Для «полного счастья» им не хватало только высоких цен на газ. А так приятная неожиданность – персональная скидочка от «Газпрома».

«Газпром» в свою очередь расширяет рынок (экономическая составляющая) и создает «агентуру» среди украинской бизнес-элиты (политическая). Это его типичная, применяемая во всем мире стратегия. В Европе через дочерние фирмы и совместные предприятия активно скупаются внутренние газотрейдерские компании. А бывший канцлер Германии Герхард Шредер, как известно, пристроился после отставки в "Газпром" с окладом $1,8 млн. в год. Благодаря этому любая попытка американцев надавить на Россию через международные структуры, например – ООН, тут же упирается в сопротивление Старого Света. Оказывается, что газ сплачивает людей больше, чем водка. Очень точное наблюдение, услышанное от группы финских товарищей в питерской пивной.

Исходя из этого, номинальные угрозы «Газпрома» по отношению к неплательщику «Нефтегазу» – это лишь дань публичности. На самом деле «Газпрому» выгодно, чтобы Украина не торопилась с выплатой долга. Поскольку это позволяет, во-первых, оказывать переговорное давление с целью расширить свою долю на внутреннем рынке, мотивируя это тем, что мы самостоятельно не может закупить необходимые объемы газа из-за отсутствия средств. Во-вторых, назначить «в наказание» более высокую цену на газ, чем та, которая реально складывается на стремительно падающем мировом рынке. Наконец, это дает возможность России сохранить лицо и сделать Украину виноватой во всем, хотя на самом деле отсутствие газовой цены на 2009 год это следствие не нашего долга, а затянувшейся игры туркменов с «Газпромом».

Не секрет, что формально Украина получает от России среднеазиатский газ, в котором основная часть «коктейля» – туркменский. Хотя на самом деле газ не имеет ни вкуса, ни запаха, ни родины. Он не носит тюбетейку и после смешивания в трубе теряет всякие признаки своего происхождения.

Отличается лишь цена: российский газ всегда был дороже среднеазиатского. В Европу он попадал по цене, достигавшей $580 за тыс. кубометров, хотя его себестоимость колебалась вокруг цифры $65. Однако это никогда официально не озвучивалось. И странам, которые никак не могли покупать газ по европейской цене (например, Украина), поставлялся якобы более дешевый среднеазиатский газ по «субконтрактам», подписанным с участием посредников.

С 2009 года посредников в лице «РосУкрЭнерго» из игры вроде бы исключают. НАК «Нефтегаз Украины» должен подписывать прямые контракты с «Газпромом» и покупать среднеазиатский газ у него.

Но вот незадача: «Газпром»-то еще не договорился по закупкам газа c Туркменией. Это официально подтверждает все тот же Куприянов. "В ближайшее время состоится визит в Туркменистан, где будут обсуждаться условия закупки газа в 2009 году, конкретные цифры я пока назвать не могу", – сказал Куприянов, отвечая на вопрос о возможной цене туркменского газа для "Газпрома" в следующем году.

Почему не могут договориться Москва и Ашхабад, тоже очевидно. 10 апреля 2003 года ООО "Газпром экспорт" (стопроцентная "дочка" "Газпрома") и ГТК "Туркменнефтегаз" заключили долгосрочный контракт купли-продажи туркменского природного газа на период действия соглашения. Контракт был подписан в рамках соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли на 25 лет.

Согласно этим документам, поставки туркменского газа осуществляются через систему транзитных газопроводов "Средняя Азия – Центр", проходящих через территории Узбекистана, Казахстана и России. "Газпром" также обеспечивает транзит туркменского газа по территории России в Украину.

Грубо говоря, российский монополист скупил у не имевшего своих трубопроводов и выхода на внешние рынки Туркменистана газ на 25 лет вперед по «взаимовыгодной цене». Цена должна устанавливаться ежегодно. Пока был жив Сапармурат Ниязов, несмотря на все его капризы, в выгоде всегда оставалась Россия. Гурбангулы Бердымухамедов оказался не таким сговорчивым партнером. С самого начала своего правления он развил очень активную политическую международную деятельность, обзавелся иностранными советниками, в том числе – американскими. А что могут посоветовать американцы: продавать газ россиянам как можно дороже!

А тут – кризис. 2009-й (это все понимают) будет самым тяжелым годом для российской экономики вообще и для бюджета «Газпрома» в частности. Нефть подешевела до $40 за баррель, газ пока держится, но в соответствии с мировой практикой его цена догонит цену нефти через 9 месяцев. Самый пик «пушистого северного зверька» наступает для «Газпрома» в «юном месяце апреле». Вполне возможно, что с учетом всех обстоятельств из самой прибыльной компании России, а то и мира «Газпром» превратится в убыточного беспомощного гиганта. Пока такое развитие событий кажется нереальным. Но достаточно вспомнить, что еще летом Миллер обещал в ближайшие 7-10 лет сделать «Газпром» крупнейшей по рыночной стоимости компанией в мире с капитализацией в $1 трлн. Тогда капитализация "Газпрома" составляла $360 млрд. Теперь она сократилась примерно на три четверти…

В этой ситуации каждая копейка на счету, и переговоры с Туркменистаном являются намного более серьезной головной болью для «Газпрома», чем долг Украины, который она рано или поздно заплатит. То ли транзитом, то ли внутренним рынком, то ли ржавыми трубами. Более того, есть вероятность, что Бердымухамедов так и не уступит россиянам до Нового года, и переговоры продолжатся в 2009-м. В таком случае Украина не будет знать цену на свой газ (якобы в наказание за невыплаченный долг) еще несколько недель.

Что в таком случае останется нам, грешным? Немного поработать на «Газпром». Если Россия официально прикрутит вентиль за долги, Украина, как уже заявил Виктор Ющенко, не позволит мерзнуть европейским соседям и будет поставлять газ за счет накоплений в ПХГ. Благо, его в этом году «наскирдовано» в астрономических объемах – свыше $30 млрд. Естественно, закачивали мы для себя – чтобы «размыть» цену для внутреннего рынка в 2009 году. Но придется «потрясти мошной»: россияне провели грамотную пиар-кампанию по созданию общественного мнения в Европе, что в случае отключения поставок виновата Украина, которая не платит. Украина ничего не сделала, чтобы доказать обратное, сэкономив на анти-пиаре. А скупой, как известно, платит дважды. В нашем случае – газом…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам