Халид Арикат: «В этой войне Израиль гоняется за миражом»

Старый год закончился, а новый начался полномасштабной войной на Ближнем Востоке: Израиль начал "зачистку" Сектора Газа от боевиков ХАМАС. Об этой войне и разговор с Чрезвычайным и Полномочным Послом Палестины в Украине г-ном Халидом Арикатом.

Господин посол, как вы думаете, почему Израиль начал военную операцию "Литой свинец" именно сейчас? Может, израильтяне решили воспользоваться кризисом, надеясь, что сейчас остальному миру не до Ближнего Востока?

— Для начала я бы хотел сказать несколько слов о территории, на которой сейчас происходят главные события и где разворачивается конфликт. Ее площадь — 360 кв. км. И представьте, на этом клочке земли живут 1,5 млн. человек. Это значит, что все населенные пункты здесь очень густо застроены, буквально дом на доме. И Израиль прекрасно знает, что любой удар повлечет за собой жертвы среди мирного населения. Но тому, что было выбрано именно такое время для свершения варварской агрессии, есть ряд причин. Во-первых, в Израиле предстоят парламентские выборы, и каждая политическая сила хочет набрать как можно больше голосов в парламенте. Вторая причина — это президентские выборы в США. И израильтяне хотят использовать себе во благо переход власти от Буша к Обаме, от республиканцев к демократам. Третья причина в том, что арабские страны, в том числе и наш президент Махмуд Аббас, выступили с призывом не предпринимать агрессивных действий против Сектора Газа и дать возможность посреднику (имеется в виду Египет) содействовать продлению перемирия, которое закончилось 19 декабря прошлого года. Но есть силы, не желающие мира. Вот самые главные причины начала агрессии против палестинского народа.

В СМИ шла о речь о том, что многие мусульманские государства предложили вновь обратиться к Мирной арабской инициативе 2002 года и принять ее как основу для мирных переговоров. Почему? И почему до конца прошлого года не было заключено мирное соглашение между палестинцами и израильтянами, как это было предусмотрено в 2007 году в Аннаполисе (США)?

— Мы считаем, что Мирная арабская инициатива — основной инструмент для разрешения арабско-израильского конфликта со стержнем, которым является палестинско-израильский конфликт. Эта инициатива включает в себя наши предложения и ряд резолюций Совета безопасности, которые призывают Израиль вывести свои войска с оккупированной арабской и палестинской территорий в границы, которые существовали до войны 1967 года. Израильская оккупация — самая главная причина происходящего на нашей территории. Если мы сможем добиться разрешения этой проблемы, то это снимет основной повод для конфликта. Пока продолжается оккупация, мира быть не может.

А почему сейчас и ХАМАС, и Израиль отказались от резолюции Совета Безопасности ООН, принятой недавно?

— Израиль первым отказался от этой резолюции, прямо заявив о продолжении военных действий, пока не добьется своей цели. ХАМАС же заявлял о несогласии лишь с некоторыми пунктами резолюции.

С чем именно был не согласен ХАМАС?

— ХАМАС не согласен с некоторыми деталями этой резолюции. Например, с пунктом о международных силах. ХАМАС не видит для их ввода оснований и считает, что это лишь сыграет на руку Израилю. Кроме того, представители ХАМАС считают, что вопрос палестинско-израильского конфликта необходимо рассматривать в комплексе, а именно: немедленно прекратить агрессию Израиля в отношении Сектора Газа, вывести войска, снять блокаду, открыть пропускные пункты, установить временное перемирие, тем самым получив принципиальное согласие Израиля на мирный процесс. Израильтяне же пока лишь временно приостанавливают военные действия для "предоставления гуманитарных коридоров" в Сектор Газа, пуская пыль в глаза мировой общественности.

Недавно появилось сообщение со ссылкой на "Иерусалим Пост" о том, что это Иран запретил ХАМАС соглашаться с резолюцией ООН и заключать перемирие с Израилем. Правда ли это?

— Да, в прессе часто появляются сообщения о том, что Иран поддерживает ХАМАС, но представители ХАМАС подобную информацию опровергают. И мне трудно сказать, правда ли это.

Тем не менее ХАМАС выступил против ФАТХ, фактически уничтожил его структуры в Секторе Газа. Могут ли они объединиться и совместными усилиями добиться хотя бы перемирия?

— Конфликт между ХАМАС и ФАТХ длится уже полтора года после незаконного переворота, который совершил ХАМАС в Секторе Газа. Но наш президент Махмуд Аббас с первого дня израильской агрессии призывал стороны сесть за стол переговоров для разрешения внутреннего конфликта. Причем не только ХАМАС, ФАТХ, но также "Аль-Джихад" и все партии и организации, входящие в Организацию освобождения Палестины (ООП), и остальные силы, действующие на нашей территории. Он призвал всех объединиться против внешней агрессии. В настоящее время в Рамалле ежедневно собираются представители входящих в ООП сил для обсуждения и решения насущных вопросов. К сожалению, ни ХАМАС, ни "Аль-Джихад" к ним до сих пор не присоединились. Несмотря на это, в целом у нас у всех общая позиция — защита палестинского народа от израильской агрессии.

Возможно ли создание своего рода объединенного противостояния Израилю, скажем, на уровне исламских государств, которые могут поддержать Палестину, или некоего объединенного фронта борьбы с израильской агрессией на уровне радикальных организаций вроде "Хизбаллы"?

— По моему мнению, ничего подобного в ближайшее время ожидать не стоит. Заявления многих стран и организаций это только подтверждают. Как известно, с юга Ливана были выпущены ракеты, но никто не взял на себя ответственности за этот запуск. Так что, я считаю, о государственной поддержке Палестины речи не идет, хотя, безусловно, мусульмане поддерживают палестинский народ на человеческом уровне — от арабских же государств поступает дипломатическая и гуманитарная помощь. Но несомненно, что весь исламский мир призывает к прекращению огня и мирному разрешению ближневосточного конфликта. Это следует из заявлений и членов Лиги арабских стран, и совета министров иностранных дел исламских стран, и большинства государств мира.

А палестинцы предпринимают какие-то конкретные шаги с тем, чтобы снова сесть за стол переговоров с Израилем? Выдвигаются ли инициативы, проводятся ли встречи?

— Палестинская сторона все это время и не прекращала предпринимать различные меры для продолжения мирного процесса, но с началом военной агрессии все инициативы выдвигаются исключительно при посредничестве Египта, который играет очень важную роль в деле прекращения этой агрессии и дальнейшего разрешения палестинско-израильского конфликта.

Было сообщение о том, что ХАМАС частично согласился с египетскими инициативами. Что его привлекло в планах Египта?

— Египет ведет переговоры с ХАМАС, с одной стороны, и с Израилем — с другой, о прекращении огня. Позиция египетской стороны очень важна. Мы надеемся на положительный результат.

Да, не секрет, что среди всех жертв израильских атак 90% составляет гражданское население. И когда Израилю выдвигают подобные претензии, он оправдывает это тем, что основные палестинские ракетные установки ведут огонь с гражданских объектов — детских садов, школ, магазинов…

— Конечно, эти заявления Израиля не соответствуют действительности. Так израильтяне вынуждены оправдывать свою жестокость. По телевизионным каналам были показаны кадры, как израильтяне бомбили объекты под флагами ООН, даже школы, жилые дома. В них не было никаких ракет, но люди погибли. Израиль пытается оправдать свою агрессию, прекрасно зная, что там, куда в Секторе Газа уже вошли израильские танки, находятся лишь мирные люди. Они и становятся жертвами агрессии.

Появилась информация о том, что в два раза сократилось количество ракет, выпущенных ХАМАС по территории Израиля. Израиль на этом основании заявляет, что нападение на Сектор Газа себя оправдывает. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Я не знаю о количестве ракет, но гибель тысяч палестинцев не может быть ничем оправдана.

А как вы думаете, почему в зону конфликта представителей СМИ с одной стороны не пускает Израиль, а с другой — ХАМАС?

— Насколько мне известно, Израиль не пускает со своей стороны журналистов и делает это для того, чтобы скрыть свои военные преступления по отношению к палестинскому народу. Представители арабских телеканалов есть, и не только в Секторе Газа.

На ваш взгляд, эти арабские СМИ объективно освещают ситуацию? Ведь по мнению многих, "Аль-Джазира" является чуть ли не дочерним предприятием CNN…

— Там, кроме "Аль-Джазиры", есть и другие — "Аль-Арабийя", "Абу-Даби", журналисты египетских и российских СМИ. Они освещают события с обеих сторон и показывают происходящее объективно. Они передают информацию и по телефону, хотя из-за военных действий это непросто.

Сейчас Израиль опять вернулся к своей излюбленной карикатуре с двумя детскими колясками, на которой палестинский солдат прячется за коляской, а израильский солдат ее защищает. Израильтяне к тому же говорят, что мир наступит только тогда, когда палестинцы будут любить своих детей больше, чем ненавидеть израильтян. Это правда? Есть такие настроения в Палестине — бороться с Израилем до победного конца, до уничтожения его как государства?

— Как я уже говорил, палестинцы предлагают Израилю сесть за стол переговоров. После подписания соглашения между ООП и Израилем в Осло в 1993 году и до 2009 года нет никакого прогресса в процессе мирного урегулирования. И главная причина этого — израильская оккупация. Мирный процесс необходимо начать с решения проблемы оккупации палестинской территории. Если бы мы были так непримиримы, как говорят израильтяне, разве мы поддерживали бы резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН и стояли бы на позиции мирного разрешения конфликта? Просто мы считаем, что у Израиля нет никаких оснований для продолжения оккупации, для продолжения строительства поселений, Стены апартеида, которая разделила наши территории. Израиль очень осложняет нашу жизнь и предпринимает все возможное, чтобы мирный процесс не достиг успеха.

Те же израильтяне задают такой вопрос: почему на территориях, заселенных палестинцами, не развивается экономика, не расформировываются лагеря беженцев, не меняется программа образования в школах, а наоборот — маленьких детей воспитывают в духе ненависти к Израилю?

— О каком развитии экономики можно сейчас говорить, когда Палестина находится в полной экономической блокаде? Дух ненависти в сердцах палестинцев Израиль воспитывает своими агрессивными действиями. А в учебных программах ничего подобного нет. Любой может посмотреть их, чтобы убедиться в правоте моих слов.

Говорят, до второй интифады 2000 года рост промышленности на палестинских территориях был чуть ли не самым большим в мире — до 30%. И вдруг он резко прекратился. Почему? Этот вопрос кажется абсолютно логичным не только с точки зрения Израиля: если люди заняты делом, они не хотят воевать…

— Вы же понимаете, что для успешного роста промышленности, экспортирования и импортирования товаров нужны нормальные условия. Действительно, когда будет обеспечена стабильность, безопасность и мир, тогда палестинская промышленность сможет развиваться. В Секторе Газа, например, выращивают цветы, которые пользуются спросом. Но из-за экономической блокады этот товар невозможно продать. То же можно сказать и о многих других палестинских товарах, которые нельзя реализовать. Мы находимся под оккупацией, все контролируется израильскими силами, даже передвижение людей между населенными пунктами. Израиль делает все возможное, чтобы палестинская экономика была в полной зависимости от его экономики, а Палестина была рынком сбыта израильских товаров. В связи с блокадой Сектора Газа уже два года у людей отсутствуют самые элементарные, необходимые для жизни вещи — медикаменты, нефть, газ, электричество, продовольствие. Разве могут так жить люди в XXI веке?

Граждане Израиля присылают через интернет сообщения, в которых нападение на Сектор Газа называют "принуждением к миру": мол, Россия имела право принуждать к миру Грузию — и Израиль имеет такое же право, США насаждают демократию в Ираке — и Израиль может себе это позволить. Может быть, действительно сверхдержавы виноваты в том, что они показывают негативный пример, решая свои проблемы вооруженным путем?

— Израиль заявляет о том, что палестинцы обстреливают его города ракетами и посылает в Сектор Газа армию с самым современным вооружением. Мы считаем, что в первую очередь разрешением конфликта должны заниматься посредники. Если у них ничего не получится, нужно искать другие способы, но не использовать военную силу как единственный способ решения проблем.

Конгресс США принял резолюцию о том, что Израиль имеет право защищать свою территорию…

— Израиль имеет право защищать свой народ, это понятно. Но ведь и палестинцы имеют право действовать, чтобы покончить с оккупацией своих территорий любым путем. Нет в мире таких примеров, чтобы население не пыталось избавиться от оккупации всеми возможными способами. Но стол переговоров, снова повторяю, мы считаем наилучшим способом разрешения конфликта. Чтобы сотни тысяч мирных граждан не стали жертвами войны.

Любые переговоры предполагают уступки с обеих сторон. На какие уступки готовы пойти палестинцы, если все-таки будут новые переговоры с Израилем?

— По-моему, это очевидно: наши уступки будут на основании резолюций Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН и Мирной арабской инициативы. И отступить от этого дальше, я думаю, для нашего народа невозможно. Многие международные резолюции подтверждают существование двух государств — Израиля и Палестины. И необходимо, чтобы Израиль был готов признать мнение мирового сообщества и действовал на его основании. Ведь Палестина не заставляет Израиль выполнять требования палестинского руководства, а лишь предлагает придерживаться принятых резолюций ООН. Но вот уже более 60 лет Палестинского государства как не было, так и нет.

Готовы ли палестинцы в случае мирного разрешения конфликта спокойно отнестись к тому, что израильтяне будут полностью нести ответственность за эту территорию? Например, будут инициировать приход туда инвестиций, чтобы не погибли цветочные плантации, чтобы функционировали фабрики? Как далеко могут зайти палестинцы в своем желании сдружиться с израильтянами, если все закончится миром?

— Наша позиция и наше согласие на мирный процесс позволяет нам быть в нормальных отношениях с Израилем. В полном смысле этого слова. Отношения двух народов — палестинского и израильского — вполне могут быть добрососедскими и дружественными. Если будет мир между нашими государствами, то и экономические отношения сложатся как с остальными странами. Кроме того, Мирная арабская инициатива откроет дорогу для сотрудничества Израиля со всеми арабскими и исламскими странами.

Если бы войну начали арабские государства, можно было бы даже подумать, что вся проблема в нефти — ведь любая война ведет к повышению цены на нефть. Но войну начал Израиль, а цена нефти, тем не менее, все равно растет. Насколько нефтяной вопрос или торговля оружием замешаны в этой войне? Кто еще за пределами Ближнего Востока заинтересован в том, чтобы война там длилась бесконечно?

— Трудно сказать, кто заинтересован, — настолько необъясним этот конфликт, который длится уж 60 лет. Наверное, есть силы, которым это выгодно. А Израиль, как мне кажется, просто действует согласно своей политике.

Раньше говорили, что за Израилем стоят США, теперь у США также хорошие отношения и со многими арабскими государствами. Как вам кажется, кто толкает Израиль на войну? И кто не позволяет многим мусульманским организациям заключать мир, признавать Израиль? Может, в этом заинтересован Иран? Какова позиция Ирана, Сирии в этом конфликте? Может быть, эта постоянная война нужна некоторым арабским лидерам, чтобы держать в постоянной готовности арабское население и склонять его к терроризму?

— У лидеров разных государств имеется свое видение решения палестинско-израильского конфликта, и это их право. Я могу утверждать только одно — что выбор палестинского руководства — это мирные переговоры, которые приведут к полному и справедливому миру на Ближнем Востоке.

Не кажется ли вам, что посредством этого внешнего конфликта с Израилем Палестина может решить свои внутренние противоречия между ХАМАС и ФАТХ? Ведь сколько бы Махмуд Аббас ни договаривался о мире, но если лидер ХАМАС Халед Машаль не согласится, то ничего не получится…

— Вы знаете, конфликт между ФАТХ и ХАМАС мы со временем можем решить, это ведь внутренний вопрос. Когда отличаются точки зрения по нескольким неключевым вопросам, то в процессе переговоров можно достичь принципиального согласия и добиться результата.

Израиль заявляет, что войну в Секторе Газа будет вести до победного конца. Возможна ли победа Израиля?

— Победа над кем? Над мирным населением? В этой войне в Секторе Газа Израиль гоняется за миражом.

Беседовали
Константин Николаев,
Александр Сергий,
Владимир Скачко

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам