Караджич умолк

Радован Караджич вновь не ответил, признает ли он себя виновным в преступлениях, инкриминируемых ему МТБЮ. Согласно правилам Гаагского трибунала, это расценивается как непризнание себя виновным ни по одному пункту обвинения. 3 марта Караджичу был зачитан обновленный обвинительный акт, включающий три эпизода, касающиеся массовых убийств, по которым ранее прокуратура МТБЮ не представила доказательства…

Необходимость вновь задать вопрос о виновности связана с тем, что 16 февраля этого года судьи подтвердили новый вариант обвинительного акта в отношении экс-лидера боснийских сербов, выдвинутый прокуратурой МТБЮ (Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии) в сентябре 2008 года. Караджич должен был ответить на вопрос о признании вины 20 февраля, но тогда процедура была отложена из-за процессуальной ошибки. В новый, уже третий по счету, вариант обвинительного акта, обнародованный трибуналом, включены три эпизода, касающиеся массовых убийств, по которым ранее прокуратура МТБЮ не представила доказательства, из-за чего судебная палата не включила их во второй вариант документа. Это и послужило причиной отмены процедуры 20 февраля.

В обновленном обвинительном акте Караджичу предъявлены обвинения по 11 пунктам, в том числе два – в геноциде несербского населения Боснии и Герцеговины (БиГ). Один эпизод относится к 1992 году, второй – к событиям в Сребренице в 1995 году. Он также обвиняется по пяти пунктам в преступлениях против человечности и по четырем – в нарушении законов и обычаев войны. Эти пункты касаются убийств, депортации, негуманного обращения, незаконных нападений на гражданских лиц и других преступлений, совершенных в отношении боснийских мусульман, хорватов и других несербов в ходе боснийской войны.

Караджич обвиняется в этнических чистках в БиГ в 1992-95 годах, в кампании террора против мирных жителей в ходе осады Сараево в тот же период, во взятии в заложники сотрудников ООН в мае и июне 1995 года и в геноциде в Сребренице в июле 1995 года – самом жестоком в Европе со времен Второй мировой войны. Там были убиты около 8 тысяч боснийских мусульман – мужчин и подростков.

Геноцид считается самым тяжелым преступлением в рамках международного права, однако доказать факт его совершения весьма непросто. До сих пор Гаагский трибунал осудил только одного человека по обвинениям, связанным с геноцидом, – командира боснийских сербов Радована Крстича, который был признан виновным в 2004 году.

Ранее сообщалось, что Караджич надеется на поддержку из России. По его мнению, на слушаниях в Гааге российские дипломаты, политики и эксперты могли бы выступить в качестве свидетелей защиты. Как напомнил младший брат экс-президента Лука Караджич, такая практика была при рассмотрении обвинений против Слободана Милошевича. На этом процессе в качестве свидетелей защиты выступали экс-премьер СССР Николай Рыжков, экс-глава российского правительства Евгений Примаков, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал Леонид Ивашов.

"Россия активно участвовала в процессе боснийского урегулирования, поэтому свидетельства ее представителей могли бы помочь установить истину. К примеру, Евгений Примаков знает о существовании соглашения, заключенного в 1996 году Радованом Караджичем и тогдашним спецпредставителем президента США на Балканах Ричардом Холбруком", – считает брат экс-президента.

По словам Луки Караджича, этот документ от имени американского правительства гарантировал лидеру боснийских сербов неприкосновенность при условии, что тот покинет пост президента Республики Сербской и не будет выступать с публичными заявлениями. Ричард Холбрук прямо заявил Караджичу, что знает о его невиновности, однако его присутствие в политической жизни Боснии и Герцеговины "создает проблемы" для реализации Дейтонского мирного соглашения 1995 года.

Кроме того, младший брат экс-президента Лука Караджич считает, что Россия также могла бы оказать дипломатическое содействие, активно выступая в ООН и с других трибун с разоблачением незаконной антисербской практики Гаагского трибунала. "Согласно решениям Совбеза ООН трибунал должен был завершить рассмотрение всех дел до 31 декабря 2008 года, а затем два года работать с апелляциями, – пояснил Лука Караджич. – Однако деятельность трибунала продолжается, несмотря на требования о его закрытии и передаче оставшихся дел на рассмотрение национальных судов балканских стран". Радован Караджич с самого начала выступал за то, чтобы его судили на Балканах – в боснийской Республике Сербской или в Сербии, где он был арестован, добавил его брат. Говоря о психологическом состоянии брата Лука Караджич отметил, что "он держится бодро, сохраняет присущий ему оптимизм и ожидает предстоящие слушания с уверенностью в своих силах".

Бывший президент Республики Сербской скрывался от международного правосудия в течение 13 лет. По официальной версии, Караджич был арестован спецслужбами Сербии в пригороде Белграда 21 июля 2008 года. Последние годы Караджич под именем доктора Драгана Дабича занимался нетрадиционной медициной, участвовал в семинарах по всей Сербии, писал научные статьи. В своей "новой жизни" один из самых разыскиваемых военных преступников носил большие очки, имел густую седую бороду и волосы, заплетенные в маленькую косичку, что сильно отличало его внешность от ранних фотографий и позволяло ему оставаться неузнанным столько лет.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам