Валентин Симоненко: Власть занимается — «Хлестаковщиной»

Вот уже 12 лет Счетная палата Украины (СПУ) постоянно говорит неприятную для многих правду о состоянии бюджета и деятельности госорганов в части использования казенных средств, невзирая на лица (должностные) и политическую конъюнктуру. Сейчас, когда реальные данные падения экономики фактически засекречены, заключения аудиторов СПУ стали единственным официальным источником достоверной информации: все цифры там сверены и подписаны, и за каждую, подчеркивает председатель Счетной палаты Валентин Симоненко, он отвечает как руководитель.

В связи с 200-летием со дня рождения Николая Гоголя стало популярным проводить аналогию между героями его произведений и нынешними известными персоналиями. Когда вы слышите "антикризисные спичи" первых лиц государства и одновременно видите перед собой заключения ваших аудиторов, какие ассоциации у вас возникают?

— Лично мне вспоминается одна из образных, ставших крылатыми характеристик основного персонажа комедии "Ревизор" — небезызвестного Хлестакова: "он врал по вдохновению". Применительно к нашим реалиям: "хлестаковщина", по моим наблюдениям, возведена в ранг методологии и практики государственной политики. Причем создается впечатление, что правительство само верит в ту неправду, которую говорит. 

Скажем, Госкомстат, не без влияния правительства, приостановил публикацию ежемесячных показателей валового внутреннего продукта, что позволяет, с одной стороны, создавать иллюзию эффективной деятельности правительства, а с другой — лишать оппонентов аргументов для его объективно-обоснованной критики. В то же время, по экспертной оценке Счетной палаты, спад реального ВВП за два месяца текущего года превысил 20%, промышленное производство сократилось на 32,8%. Напомню, что при утверждении госбюджета был предусмотрен годовой рост реального ВВП на 0,4%. 

Потребительская инфляция за два месяца составила 4,4% против 9,5% по правительственному прогнозу на текущий год. Профицит текущего счета платежного баланса в сумме $0,6 млрд. достигнут за счет сокращения импорта (52,8%), и прежде всего природного газа. Дефицит финансового счета платежного баланса составил $4,5 млрд. В результате сальдо платежного баланса сохраняется отрицательным ($3,9 млрд.).

А что у нас в "сухом остатке" по бюджету?

— Показатели общего фонда государственного бюджета, откровенно говоря, плачевные. Они не выполнены ни по доходам, ни по расходам. Так, при плане (который установил сам себе Минфин) 22,7 млрд. грн. в общий фонд поступило 21,6 млрд. грн. 

Дальше — больше. При плане 25,6 млрд. грн. фактические расходы общего фонда составили 23,6 млрд. грн. Из 638 бюджетных программ (без учета межбюджетных трансфертов, расходов на обслуживание госдолга и резервного фонда) полностью проведены расходы только по 17 программам на сумму 6 млрд. грн. 451 программа недофинансирована, а по 170 оно даже не начиналось. 

Напряженная ситуация сложилась и с остатками бюджетных средств на едином казначейском счете. В целом на 01.03.2009 года остатки по государственному бюджету составили 11,7 млрд. грн. Однако остатки собственно общего фонда составили только 30 млн. грн., остальное — спецфонд. То есть, по сути, наполнение общего фонда идет "с колес". Такого не было никогда начиная с 1995 года. И каких-либо объективных обстоятельств и условий для улучшения названных показателей в финансовой и экономической сфере, к сожалению, не просматривается.
Отдельно надо остановиться на проблеме специального фонда (58 млрд. грн). Существующий учет в доходах специального фонда общегосударственных налогов и сборов нивелирует главную цель его создания и требует оптимизации доходов и накоплений специального фонда. 

Недавно Юлия Тимошенко заявила на заседании Кабинета министров, что указанный фонд недополучает 10 млрд. грн. за счет предоставления админуслуг государственными предприятиями. Цитирую: "Когда мы провели предварительный анализ, а я думаю, что никто к такому анализу в предыдущие годы даже не приближался, то выяснилось, что государственные административные услуги, в соответствии с действующим законодательством, а также нормативными актами правительства, в значительном количестве случаев предоставляются не бюджетными учреждениями и непосредственно министерствами, а специально созданными государственными предприятиями, и средства не поступают в специальный фонд государственного бюджета". 

Ознакомившись с этим заявлением, еще раз убедился, что в своем отечестве пророков нет. Видимо, открывать Америку через форточку интереснее, чем читать и анализировать результаты проведенных аудитов Счетной палаты. За последний год мы направили Кабинету министров около 10 писем с конкретными предложениями по получению более 2 млрд. грн. в госбюджет по таким госструктурам, как МВД Украины, Минюст Украины, Государственный департамент по охране интеллектуальной собственности, Минобороны. 

Думаю, что министр Кабинета министров Петр Крупко как бывший замминистра юстиции может подробно проинформировать Юлию Владимировну о деятельности предприятий, созданных Минюстом. Кстати, это Министерство является "законодателем мод" в этом вопросе. Всем известны такие одиозные предприятия, как "Информационный центр" и "Укрспецюст", которые Счетная палата дезавуировала и расформирования которых добилась. Правда, только через суд.

Вы неоднократно на протяжении ряда лет поднимали вопрос о размерах дефицита государственного бюджета, в том числе и после аудита законопроекта на нынешний год. Прислушались ли к выводам и предложениям Счетной палаты?

— В интересах страны его необходимо свести если не к нулю, то хотя бы к минимуму. Коллегия Счетной палаты по результатам упомянутой вами экспертизы предлагала сформировать и утвердить бездефицитный государственный бюджет и минимизировать влияние мирового финансового кризиса, более того, это утверждено в законе. Условия для реализации этих предложений были. Однако на практике они не реализованы. Предельный размер дефицита государственного бюджета на текущий год предусмотрен в сумме 31,1 млрд. грн., что негативно влияет как на макроэкономическую ситуацию в стране, так и на взаимоотношения с международными финансовыми институциями. 

Финансирование дефицита государственного бюджета предусмотрено более чем на 85% за счет новых заимствований, что приведет к увеличению государственного долга в два раза (почти до 200 млрд. грн.). В 1,7 раза увеличатся расходы на погашение и обслуживание государственного долга, до 42,5 млрд. грн. 

Государственные заимствования на финансирование дефицита общего фонда государственного бюджета и погашение государственного долга предусмотрены в сумме около 80 млрд. грн., или в 5 раз больше, чем в прошлом году. От выпуска облигаций внутреннего государственного займа предусмотрено получить более 65 млрд. грн., которые из-за отсутствия спроса в основном могут быть выкуплены лишь Национальным банком, что, по сути, является банальной эмиссией, то есть неконтролируемым запуском печатного станка. 

Таким образом, из внешних источников предусмотрено получить 14,6 млрд. грн., и здесь вся надежда на очередной транш Международного валютного фонда. Фактически за реализацию этих планов платит население, хотя их реальность вызывает, мягко говоря, недоумение и глубокое сомнение.

И что делать в такой ситуации?

— Необходимо сосредоточить все профессиональные и интеллектуальные усилия на масштабной корректировке государственного бюджета 2009 года. Иначе говоря, трансформировать его из подобия кассы по выдаче зарплаты и пособий в концентрированное выражение экономической политики государства. 

Критиковать и говорить о бюджете текущего года бесполезно, он абсолютно не отвечает реалиям жизни. Нужно начинать с упорядочения макроэкономической системы показателей, и немедленно. Об этом мы говорили еще в сентябре и декабре прошлого года. Но на властном олимпе нас не услышали. 

Нужно, по примеру других стран, максимально либерализировать налоговое законодательство, используя его регулирующую функцию, снизить ставки налогов и сборов. При этом условия налогообложения должны также стимулировать энергосбережение и повышение технологического уровня производства, модернизацию, реконструкцию и техническое переоснащение предприятий. 

Правительству пора вспомнить, что по итогам экспертизы проекта госбюджета Счетная палата настаивала на обязательном внесении в закон статьи о запрете проведения операций со средствами государственного бюджета в неденежной форме, в том числе путем взаимозачетов, бартерных операций, зачисления встречных платежных требований и тому подобного. 

Однако в текущем году правительством уже принято постановление от 04.02.2009 №86, согласно которому внедрены клиринговые расчеты за приобретение зерна из государственного продовольственного резерва в счет бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость. 

В настоящее время разрабатывается механизм первоочередного возмещения НДС предприятиям, накопившим долги по зарплате, налогам, уплате за энергоносители. С целью возобновления бартерных операций в Киеве создана электронная товарная биржа. Если не прекратить эти процессы, то мы скатимся в бездну неплатежей и, как в первые годы независимости, станем выдавать зарплаты сковородками, кастрюлями и чайниками.

О том, что Украина стоит на краю экономической пропасти, говорить почти банально. Реальный сектор это осознает довольно четко. А власть, судя по антикризисным законодательным метаниям, нет…

— Конечно, нет. Проведенный Счетной палатой анализ свидетельствует: комплексной антикризисной программы правительства Украины в стране практически не существует. Все предусмотренные им антикризисные меры носят даже не тактический, а хаотический характер. В правительстве никто не сможет ответить на вопросы: сколько законопроектов внесено, принято и какое количество их будет еще предложено? Параллельно, учитывая "плодотворную" практическую деятельность "самого лучшего" правительства, возникает и другой, совсем не праздный, вопрос: сколько из принятых законов будет отменено? Возникает он потому, что обратный процесс уже пошел. Достаточно вспомнить судьбу 13-процентной надбавки к действующим ставкам импортных пошлин, игру "в прятки" с бастующими водителями по поводу транспортных сборов, а также проблему НДС в отношениях с малым бизнесом. Надо откровенно признать и то, что львиная доля так называемых антикризисных законов — это требования МВФ, а не результат продуманных действий правительства.

Возможно, причина бездарной работы правительства в целом — это "заслуга" плохой работы каждого министерства в отдельности. К сожалению, кроме Счетной палаты, никто не "теребит" ведомства, позволяя им играть с бюджетными деньгами как захочется…

— О безответственности министерств можно судить на примере сферы, которая касается каждого гражданина нашей страны. Пять лет назад парламент принял закон об общегосударственной программе реформирования и развития отрасли ЖКХ на 2004—2010 год. Однако ни Минэкономики, ни Минфин не приняли необходимых организационных, финансовых и контрольных мер по ее выполнению. 

Только в прошлом году работы по капитальному ремонту теплотрасс, котельных, систем водоснабжения и ремонту жилых домов в сумме 550 млн. грн. остались непрофинансированными. А что касается 2009 года, то несмотря на критическое состояние отрасли, Министерство финансов в госбюджете средств на выполнение этой общегосударственной программы реформирования вообще не предусмотрело. 

Деятельность Минэкономики была еще более "радикальной". Оно перестало учитывать эту программу в Перечне действующих государственных целевых программ. Такими действиями Министерство экономики своими ведомственными решениями фактически отменило закон Украины, поставив себя выше Президента страны и парламента. 

Как вы понимаете, такая ситуация недопустима. Она ведет к экономическому и финансовому коллапсу. Значит, необходимо говорить людям и себе правду об истинном положении дел в государстве и принимать адекватные меры, а не заниматься "хлестаковщиной". 

И что интересно: с одной стороны, Минэкономики и Минфин не обеспечивают эффективного использования средств государственного бюджета, с другой — себя они не обижают. Притчей во языцех уже стала люстра, достойная императорских дворцов, повешенная в Минфине. Этот факт, растиражированный в прессе, меркнет по сравнению с другими примерами, свидетельствующими о невыполнении функций, возложенных на министерства действующим законодательством. 

Например, результаты аудита показали, что Минэкономики не сумело нащупать стратегические перспективы развития государства — прогнозы экономического и социального развития на среднесрочную перспективу отсутствуют. Пофакторный анализ причин невыполнения показателей краткосрочных прогнозов не осуществляется. Хотя это должно быть основой для принятия решений по улучшению социально-экономического положения страны. 

Взять даже тот факт, что в течение 2005—2008 годов импорт товаров в Украину превысил экспорт в среднем на 16%, и за 2008 год негативное сальдо во внешней торговле достигло $18,5 млрд. Тем не менее преодоление негативного сальдо во внешней торговле не было включено в приоритеты деятельности Минэкономики на 2008 год. 

Аналогичная ситуация и в Минфине. В течение прошлого года было проведено только четыре заседания коллегии, на которых заслушали всего три вопроса, непосредственно связанных с деятельностью министерства. Такие проблемы, как формирование и реализация государственной финансовой, налоговой, таможенной политики на коллегии не рассматривались вообще. А это, согласно положению о министерстве, является его основными задачами. 

Согласно Бюджетному кодексу, на Минфин возложена общая организация и управление выполнением государственного бюджета. В то же время Минфином не обеспечено выполнение бюджета в соответствии с показателями, утвержденными законом "О Государственном бюджете Украины на 2008 год". Неудовлетворительным является состояние платежной дисциплины, сокращение налоговой задолженности обеспечивалось в основном за счет списания, отсрочки и рассрочки налоговых обязательств. 

Отдельная тема — это как Минфин сам себе определяет зарплату. Не буду вдаваться в детали, просто скажу: завышение фонда оплаты труда по Минфину привело к образованию искусственной экономии, которая дает возможность устанавливать его работникам наивысшие среди центральных органов исполнительной власти размеры премирования. Простой пример. Притом что в расчетах к смете на 2008 год по центральному аппарату Минфина премия предусматривалась в размере 50% должностного оклада, фактический ее размер в среднем за 2008 год составил 105,1%. Это повлекло дополнительные расходы из государственного бюджета в сумме 63 млн. грн.

Ничего себе Пинзеник и компания погуляли!

— Слушайте дальше. Использование Минфином средств на приобретение в октябре 2008 года жилья для своих работников в сумме 20 млн. грн. было осуществлено с нарушением законодательства в сфере закупок. Закупка под предлогом возникновения острой потребности была проведена у одного исполнителя. Таким образом, не учтены предложения, существующие на рынке жилья по более низким ценам, что могло дать экономию бюджетных средств от 2 до 6 млн. грн.

Валентин Константинович, вы рассказываете о вопиющих фактах, и в любой нормальной стране после таких аудиторских проверок ряду чиновников светила бы перспектива "небо в клеточку, друзья в полосочку". Есть ли реакция на материалы, которые Счетная палата согласно закону направляет Президенту, премьеру и прочим для, подчеркнем, реагирования, а не чтения на ночь?

— Реакция есть, но абсолютно избирательная. Каждый выковыривает свой изюм из булки аудита, который проводит Счетная палата. А для того, чтобы была объективная и неискаженная картина, нужна свободная пресса. Вы только задумайтесь: мы — государственный орган — создаем острейший информационный продукт, на который объективно есть спрос в обществе. Но, оказывается, не все СМИ рискуют это публиковать. Называть вещи своими именами, а лица — пофамильно?! Они боятся… Вот вы напечатаете все, что я сказал?

Мы напечатаем все…

— Обещаете?

Обещаю…

— Ну, значит, вы свободны…

Беседовала Галина Моисеева "Киевский телеграф"

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам