«Преступные мамаши» или Цена пропущенного слова

Сенсация! Молодые мамы являются одной из самых незаконопослушных категорий граждан Украины. Ибо преступно кормят любимых чад манной кашей. Большинство из них, конечно, даже не догадываются, что закон это запрещает. Но ведь незнание закона не освобождает от ответственности, не так ли?
Дабы вышесказанное не выглядело полным бредом, процитируем Закон Украины «О детском питании», принятый в 2006 году: «Запрещается использование в производстве продуктов детского питания мяса механического обваливания, кожи свиной, крахмала пищевого, муки пшеничной, гидратированных продуктов из сои и ее производных, а также смесей специй и пряностей, в состав которых входят незарегистрированные пищевые добавки».

Манная каша более чем на 70% состоит именно из пшеничной муки. Состав преступления налицо…

Кстати, если узнаете, что какая-нибудь мамаша потчует ребенка картофельным пюре, – немедленно звоните в милицию! Ведь картошка – это почти 90% крахмала!

А вот подстрекает молодых мам к систематическому нарушению закона Минздрав, 4 августа 2008 года официально заключивший, что «крахмал пищевой, как и мука пшеничная, являются продуктами ежедневного потребления и входят в наборы продуктов для детей разных возрастных групп». Далее Минздрав совсем уж разошелся: «Эти продукты всегда использовались в питании здоровых и больных детей», и они являются «необходимой составляющей широкого ассортимента продукции для детского питания».

Первопричина создавшейся ситуации не менее абсурдна, чем сама ситуация. Давайте-ка внимательно перечитаем вышеприведенную цитату из закона. Перечитали? А теперь между словами «производстве» и «продуктов» вставим слово «мясных». Правда ведь, теперь все встает на свои места?!

Чье-то банальное головотяпство (в виде редакторской технической ошибки, приведшей к пропущенному слову) привело к тому, что Украина стала единственной (!) страной мира, официально запретившей включать крахмал и пшеничную муку в детское питание.

По большему счету, исключение этих ингредиентов из смесей для малышей технологически возможно. Правда, продукт после этого станет на порядок дороже. И уж точно он не станет более полезным. По словам врачей, если с 27-й недели жизни не вводить в рацион ребенка глютен – вещество, содержащееся в пшенице, – в будущем это может привести к развитию неправильного обмена веществ, аллергии и диабету.

По данным производителей детского питания, практически половина их продукции содержит муку и/или крахмал. Они входят в состав каш, фруктовых пюре, детского печенья, заменителей грудного молока. И даже (о, ужас!) – в состав хлеба, картошки, киселя. Их что, тоже детям не давать?

Поэтому и неудивительно, что компании, производящие еду для самых маленьких граждан, буквально с первых минут существования закона требуют внести в него изменения. Ибо несуразность нормы о запрете использования пшеничной муки и крахмала в приготовлении детских смесей очевидна.

Казалось бы, для парламента – сущий пустяк. Всего-то и дел: внесли изменения, «голоснули» конституционным большинством, и все в порядке.

Но… Давайте не будем забывать, в какой стране живем. У Верховной Рады забот и без детского питания – выше крыши. То выборы досрочные, то коалиция валится, то «ширка» никак не «клеится». Даже с крахмалом…

И все же производители, вооружившись заключением экспертов Минздрава, обратились в Верховную Раду. На рассмотрение парламента был внесен соответствующий законопроект. Его изучила комиссия Рады по вопросам охраны здоровья и… пришла к выводу, что закон «О детском питании» следует переписать. Весь!

Соответственно, пока будут переписывать, абсурдная «пшенично-крахмальная» норма останется в силе. То, что ее в течение трех лет успешно игнорировали производители детского питания, контролирующие органы и потребители, как-то даже неловко осуждать, учитывая обстоятельства.

Вот только сомнительная норма закона, продержавшись три года в «коллекции законодательных ляпов», вдруг оказалась востребованной контролирующими органами.

Так, по решению столичного Главного городского управления по делам защиты прав потребителей был наложен запрет на реализацию продуктов таких небезызвестных производителей, как Hipp, Humana и Nestle. Причем из всех каш, производимых Nestle, пострадали почему-то только две – самые популярные. С таким решением согласился и Госпотребстандарт.

«Законопослушный», в отличие от молодых мам, начальник столичного управления защиты прав потребителей Олег Дунаевский именно следованием букве закона объяснил решение своего ведомства: «На сегодняшний день мы имеем юридический документ, в котором четко написано, что нельзя, это не подлежит обсуждению». Аргументы, сходные с приведенными в данной статье, Дунаевский отвергает: «Ошибки быть не может, закон проходит 10 министерств и ведомств, вычитывается по буквам».

Так может, в том и беда, что, вычитывая буквы, целое слово потеряли? У двух нянек дите не кормлено. А у 10 министерств и ведомств?

Юридически господин Дунаевский, возможно, и прав. Как прав в свое время был американский президент Клинтон, утверждая, что с юридической точки зрения у него «ничего такого» с мисс Левински не было.

Но это – с юридической точки зрения. На практике же досадная ошибка, закравшаяся в закон, фактически используется с целью давления на производителей детского питания. Причем избирательно. Ведь очевидно, что пшеничная мука используется не только в двух «пострадавших» кашах Nestle. И не сегодня, так завтра под «репрессии» может попасть продукция любой другой компании.

Поэтому и неудивительно, что требуют внести изменения в закон целый ряд производителей детского питания. Устав биться о стену бюрократического равнодушия, они обратились к общественности. 10 июня в УНИАН состоялась пресс-конференция «Права потребителей. На самом ли деле они защищаются?». Участники мероприятия обрисовали сложившуюся ситуацию и – уже публично – обратились к депутатам с просьбой внести необходимые коррективы в Закон Украины «О детском питании».

По большему счету, несуразная норма закона открывает возможности для чиновничьей наживы. Ведь достаточно просто избирательно применить статью с пропущенным словом, и структура рынка детского питания резко изменится. Причем уйдут проверенные временем и целыми поколениями продукты. Что придет вместо них – остается только гадать. Видимо, что-то без крахмала и пшеничной муки. Но вот с чем вместо них?

Ну, и напоследок – немножко экономики. Тотальное применение дефектной статьи приведет к бюджетным потерям. Так, по подсчетам участников рынка, снятие с реализации «крахмально-мучных» продуктов детского питания только в 2009 году будет стоить бюджету 550 тысяч гривен недополученных налогов. 

Такова цена пропущенного слова…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам