Преемственность бесчестья

Что президент Украины Виктор Ющенко научился делать отлично, так это создавать видимость того, что он ни при чем, если дело касается какой-то гадости, происшедшей в государстве. Он тогда тупо отмораживается. Это в лучшем случае. В худшем – начинает читать морали тем, кому они, эти морали, нужны, как зайцу стоп-сигнал. Его аудитория в это время борется со сном всеми возможными способами, пытается читать что-то отвлеченное, жует жвачку, входит в бессмысленную, годами вырабатываемую чиновническую «нирвану»…
…Это когда выражение заинтересованности на лице чинуши каменеет, а мысли витают в бане с девочками. Или на охоте, похожей на кировоградскую. Вот о ней и разговор…

В последний раз такой вот «сеанс связи» можно было наблюдать на встрече высшего должностного лица в государстве с высшими должностными лицами Генеральной прокуратуры. На коллегии ГПУ встретились человек, обязанный гарантировать всем согражданам Конституцию и ею даруемые права граждан, с людьми, призванными стоять на страже закона и президенту помогать. И любой заинтересованный мог этот, с позволения сказать, бомондный сходняк видеть по телевизору. И понять: они так стоят на страже закона, как он гарантирует. Или наоборот: от так гарантирует, как они защищают. Рожи присутствующих лоснились, щеки багрово бугрились и выпирали из экрана, «мяса» было много, чувствовалось, что люди не бедствуют и кризис их коснулся в наименьшей мере. Но какая же скука была написана на этих мало обезображенных интеллектом лицах прокурорских чиновников!

А Ющенко вещал. И не нашлось ни одного «профессора Преображенского», который упал бы в обморок, а потом очнулся и поинтересовался: «Он еще танцует?..». Потому что вся речь главы государства очень напоминала балалаечную песню Шарикова перед научным сообществом в фильме «Собачье сердце». Людям в зале было интересно понаблюдать «говорящую собачку», а той – продемонстрировать свои «таланты». Но то в кино: Шариков выдавал руладу, а аудитория заходилась в криках и аплодисментах восторга и обожания. В ГПУ этого не было. Все было тупо, бессмысленно и непродуктивно. И все потому, что контакта между оратором и слушателями не получилось. Люди по обе стороны трибунного стола отбывали номер.

Знаете, почему? Президент, во-первых, сразу оседлал не ту эмоционально-чувственную волну. Он говорил об ответственности прокурорских работников и милиции в деле убийства Валерия Олийныка и обратился к офицерской чести присутствующих. По его словам, все должно свестись к тому, чтобы руководители прокуратуры и милиции Кировоградской области после инцидента, приведшего к гибели Олийныка, сами ушли в отставку. «Не в моей компетенции выбрасывать вас с работы, но ваш поступок может быть офицерским. Это дело офицерской чести», – сказал Ющенко. 

О-о-о-о, как же собравшиеся в душе, как сказал бы любой патриот-автохтон, «рэготалы» над этими словами президента! Какая отставка из-за того, что честь не позволяет служить? Какая честь?! У кого? У собравшихся? О чем вы говорите?! Честь – это, знаете ли, привилегия возвышенных и избранных, а не назначенных и зажравшихся, готовых за взятку, карьерный рост и «крышу» на самом верху мать родную спровадить в кутузку…

Просто по приколу приведу выдержку из «Википедии» на тему чести: честь – это «комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определенными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности. Словарь Владимира Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть»…

Ну и какое отношение это определение имеет к нашим правоохранителям в милицейских или прокурорских погонах? Это о них писано? Они же в основной массе своей понятие «незапятнанная честь мундира» воспринимают как отсутствие на униформе пятен от кетчупа, шашлычного жира или следов бурной любви а-ля Билл Клинтон/Моника Левински ниже пояса…

Не верите? Думаете, огульно охаиваю или «охульно огаиваю» всех подряд? Нет, нет и еще раз нет. Все или почти все, кто помнил об офицерской чести, или уже покинули эти «славные ряды», или их не допускают к делам, где фигурируют чиновники и депутаты, отправив заниматься мелкими карманниками и хулиганами. От греха подальше. До лучших времен, а значит, навсегда.

И вот вам подтверждение: вы знаете, когда выдали ордер на арест Лозинского? Печерский районный суд столицы только 7 июля сего года удовлетворил представление Генпрокуратуры об аресте Лозинского. А его уже и след простыл. Он за это время земной шар мог облететь несколько раз, подыскивая убежище. А глава МВД Луценко еще и прикалывается: утверждает, что Лозинский прячется у кого-то из нардепов на даче. Но не говорит, у кого. Видимо, не подобрали еще кандидатуру, на кого грязью покапать и подозрение бросить, чтобы реализовать операцию «отвлечение на негодный объект»… 

Второй эмоциональный напряг Ющенко организовал правоохранителям, когда начал «нагло» интересоваться, а где же, собственно, обвиненный в убийстве и лишенный нардеповских полномочий Виктор Лозинский, вместе с районным прокурором и начальником районной милиции организовавший «охоту на постколхозную пиранью-маленького украинца» со смертельным исходом? Мол, как так получилось, что Лозинский сдал мандат и спокойно сдрыснул из страны? Ну кто же задает такие вопросы людям, у которых корпоративная солидарность и взаимовыручка – это основа существования, сосуществования и коллективного самосохранения в креслах как некоего собирательного чиновничьего вида? 

Мне это напоминает ситуацию давно минувших дней (1994-1995 годы), когда и.о. премьера Ефим Звягильский скрылся в Израиле от неправедных обвинений, а записной демократ и нынешний нардеп-«бютовец» Григорий Омельченко выстраивал целые информационные кампании по обвинению тогдашнего спикера Рады Александра Мороза в содействии побегу и.о. главы кабинета в Землю Обетованную. Так вот все тогда подозревали, что Омельченко таким образом отводил заинтересованные взгляды от себя, потому что именно он на самом деле причастен к бегству. А Мороз так вообще как-то потешил публику рассказом о том, что он всегда «убирает Омельченко» (то есть заставляет заткнуться с разговорами на антимафиозную тематику) одним простеньким вопросом: «Гриша, где Фима?». Мороз задает вопрос, а Омельченко сразу сникает и переходит «бороться» в другую сторону… 

Так и здесь: у кого и зачем спрашивает президент «пацаны, где Витя?», если ему уже ответили? Причем ответили нагло и в высшей степени цинично по отношению и к главе государства, и к народу, и к закону. Сделал это не кто иной, как глава Службы безопасности Валентин Наливайченко, известный в определенных кругах как Валя Заливайченко (за привычку «заливать» занимательную брехню на всякие отвлеченные темы, но дело не делать по неумению). Его тоже спросили: мол, почему СБУ не задержала возможного убийцу Лозинского? «А мне команды от ГПУ не было», – ответил, ничтоже сумняшеся и нагло улыбаясь, глава СБУ. 

И это ведь была первая, а потому самая правдивая и самая характерная реакция на проблему: мол, ага, я его арестую, а вдруг окажется, что поспешил, что он чей-то «свой». Да и вообще: яйца надо раскладывать в разные корзины. Ющенко как президент на излете – хромая больничная утка, а вот премьер Юлия Тимошенко, чей именной блок сначала грудью встал на защиту однопартийца Лозинского, идет в гору, так что, так говорят кавказцы, «тарапицца нэ нада»… 

Потом все встало на свои места. БЮТ поспешно сдал Лозинского, Ющенко заактивничал, и то ли Наливайченко залил, то ли Заливайченко налил, но СБУ громогласно заявила, что денно и нощно будет трудиться, не жалея живота своего и времени, поймает Лозинского и мордой ткнет перед престолом. И МВД, и СБУ дружно заявили, что теперь им понятно: Лозинский – убийца, а значит, они его будут ловить. Ага, как же, поймают, когда он где-то на югах забугорных уже и бока обжег на солнышке, посмеиваясь над «нэнькой» и ее горе-защитниками…

И хочется только запустить ремарочку: вот так бы СБУ заботилась о поимке Лозинского, как она занимается не своим делом и пытается помочь президенту Ющенко и его псевдонаучной камарилье переиначить, а то и откровенно сфальсифицировать историю, посадив на скамью подсудимых Сталина, Косиора, Кагановича. Например, за голодомор 1932-1933 годов. Но оно понятно: с покойниками Наливайченко воевать гораздо легче, чем с Лозинским. С ним (или с ему подобными) он, возможно, бухал и по девочкам прохаживался после удачной охоты на какого-нибудь лоха с четырьмя руками, двумя пистолетами и одним ножом длиной 20 сантиметров…

Это же как нужно было Лозинскому с подельниками нажраться водки с коньяком, чтобы, устроив охоту, человека «замочить», а потом представить его, растерзанного тремя здоровыми мордоворотами, изрешеченного дробью и картечью, в таком вот свете – в виде монстра многорукого, вооруженного до зубов и террористически ориентированного! Да еще и надеяться, что люди и в этот бред поверят! Впрочем, ведь первый вице-премьер Александр Турчинов, глава МВД Юрий Луценко, нардепы-«бютовцы» Владимир Пилипенко, Роман Забзалюк, Юрий Прокопчук и Сергей Мищенко «поверили». Более того, начали требовать от Ющенко: либо он наградит Лозинского то ли званием Героя Украины, то ли Крестом Мазепы, либо они приплетут к убийству членов президентской семьи…

Неправильной была и третья посылка Ющенко в общении с прокурорскими. Точнее, не так: правильной по сути, но неправильной по форме. По сути Ющенко был абсолютно прав, когда, по словам его же пресс-секретарши, невероятно озаботился «украинской традицией» времен независимости, согласно которой высокие должностные лица и народные депутаты, которых обвиняли в совершении преступления, выскальзывали из рук украинского правосудия и до сих пор прячутся в других странах…

И тут ответ прост, как угол улья трипольской конструкции имени Васыля Вовкуна или Ивана Васюныка. В Украине давно правоохранительные органы стоят на службе не закона или прав граждан, а корпоративных интересов власть предержащих и их обслуги. Как в центре, так и на местах. И давно уже такая картина наблюдается. Что при прежних президентах, что при нынешнем, что, похоже, при будущем. Особенно если, не дай Бог, победит Тимошенко. Вы же сами все наблюдали, как «бютовцы» что в исполнительной, что в законодательной власти отмазывали Лозинского. Им в будущем нужен такой соратник: запятнанный, но отмазанный, а значит, сидящий на крючке, а потому благодарный и исполнительный. В этом – суть их корпоративной солидарности круговой поруки…

И это ведь не я утверждаю. Лозинского вели и готовили к работе на БЮТ по такой вот схеме. Вот что рассказал об этом еще один депутат-«бютовец», экс-мэр Кировограда и экс-губернатор Кировоградщины Валерий Кальченко, посланный на малую родину, скорее всего, «разгребать завалы». Он заявил, что всегда был против включения Лозинского в списки БЮТ на выборах, но на этом настоял… именно Турчинов. «Когда-то меня по команде Лозинского выбросили из помещения Головановского райотдела милиции (во время выборов президента 2004 года. – Авт.). Все это знают. Но Турчинов тогда сказал, что так нужно. Я пересилил себя. Раз так нужно, то и нужно», – сказал Кальченко. Нужен был Александру Валентиновичу свой человек на Кировоградщине, ой как нужен. И именно такой – загаженный компроматом, служивший по очереди всем, нарушивший все возможные и невозможные законы при «сбивании» своей районной мини-империи и «охотничьих угодий». Такого в узде держать вроде бы легко. Но вот не удержали – начал стрелять по людям, когда у него крыша от безнаказанности съехала, а гормон при виде девочки в машине «на троих» ударил в то место, где у людей мозг имеется…

И вот в этом-то как раз и проявляется неправота Ющенко – его попытка как бы выйти из-под огня критики. Переложить вину на других. Сделать вид, что лично он тут не при чем и что совсем не причастен к упрочению и замораживанию навеки вечные такого положения дел. А ведь это не так. Ющенко действительно пришел во власть под лозунгами «Закон – один для всех!» и «Бандитам – тюрьмы!». Люди ему поверили, устав, в том числе, и от бандитского и милицейско-чиновничьего беспредела. Но очень быстро оказалось, что и при Ющенко-президенте «все» означают далеко не все без исключения. Что для друзей – «справедливость», а для врагов – закон». И что у президента есть свои «хлопці», «чіпати яких не можна» ни при каких обстоятельствах, что бы они ни творили в Украине, отданной «оранжевым майдаунам» на откуп, как завоеванный город орде на разграбление…

С того момента, как Ющенко поделил народ на избранных «неприкасаемых», всех остальных «прикасаемых» и редких демонстративных «козлов отпущения», на законности в Украине можно было подправлять давно поставленный крест. А когда «майдауны» демонстративно рассорились и разделились, то все равно сначала они вместе построили на могиле законности новый крест, потому что каждая свора защищала «своих» и не позволяла на них «наезжать». И только сейчас, когда между ними обострилась борьба за власть, вызванная приближающейся избирательной кампанией, появились и негаданные стрелочники.

Первому не повезло Лозинскому. О нем уже ходит характерный анекдот: в свет вышли два тома мемуаров Лозинского. Первый – «Как проделать путь из грязи в князи и обратно». Второй – «Как из стрелка стать стрелочником (практическое пособие)»…

…Справедливости ради следует сказать, что особых надежд нет у многих и на нынешнюю оппозицию. Мало кто верит в то, что она сможет исправить ситуацию с защитой прав граждан, соблюдением законности и обеспечением равенства всех перед законом и верховенства права. Очень уж «вмонтированы» многие оппозиционеры в ту систему, которую нынешние псевдоэлиты окучивают с разных сторон и которую они создавали вместе. Кто – во власти, кто – в оппозиции, а нередко – меняясь местами.

Но есть еще более страшное явление – безразличие народа, его практически тотальная неготовность отстаивать свои права вкупе с готовностью быть обманутым и традиционно использованным шустрыми дельцами для получения власти. Меня просто потрясло сообщение о том, что из Головановска Кировоградской области в Киев отправилась инициативная группа… защищать экс-депутата Лозинского. Его сторонники утверждают, что депутата оклеветали, а на самом деле «он – золотой человек: храм, школу, стадион отремонтировал, пенсионерам и детям помогал, а ему в настоящий момент «дело шьют». А во главе этого дела – освящает его теоретически – журналист, редактор газеты «Вестник Голованщини» Надежда Сушкина. Она-то и заявила журналистам: «У нас в районе такая гнетущая ситуация сложилась, ветераны готовы пешком идти, спортсмены, он ежегодно проводит футбольный турнир Лозинского, готовы идти перекрывать трассу Одесса – Киев».

Да-да, люди защищают того самого, кто, как кабана, завалил их земляка. Понятно, что их купили по бросовой цене «рупь – ведро» из-за тотального безденежья на Кировоградщине и гнетущей безработицы. Купили точно так, как противоборствующие политики покупают оптом и в розницу штатных митинговальщиков в Киеве и в других городах, когда нужно сымитировать ту или иную политически окрашенную активность. Но ведь это не меняет сути дела – представлений о чести. Убежденности в том, что не все можно купить за деньги. И эта тотальная аморализация, бездуховность и беспринципность разлиты в народе и создают самую верную питательную среду для культивирования всех негативов во власти, в поведении чиновников по отношению к людям. А что еще можно ожидать от «слуг народа», если «хозяин» – народ – такой же?

Как там говаривал поэт Николай Некрасов:

Бывали хуже времена,
Но не было подлей…

…Я как-то, помнится, писал эти же слова во времена правления Леонида Кучмы. Тогда всем казалось, что при нем беспредел достиг апогея. Как же ошибались все, в том числе и я, когда так думали. Видимо, нет предела ни совершенству, ни гадости, если люди этого хотят…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам