Запоздалое прозрение

Градообразующему предприятию Новой Каховки грозит экономический коллапс. И не из-за кризиса, а потому, что владелец контрольного пакета акций бизнесмен Валерий Шамотий сознательно уничтожает предприятие, спасая от банкротства свою дутую днепропетровскую корпорацию «Логос». Под угрозой оказались не только всемирно известный коньячный бренд – национальная гордость Украины, но и две тысячи рабочих мест, а также доходная часть городского бюджета.

Само виноделие и виноградарство в каховских степях имеет необычную рукотворную историю. Сто двадцать лет назад сюда пришли три колониста из Европы – Жан Жатон, Юлий Майер и Луи Гехлер. Десять лет нечеловеческого труда потребовалось им, чтобы высадить и сохранить виноградники на сыпучих песках, где раньше вообще ничего не росло. Так в Каховке появилось виноделие, а чуть позже и коньячное производство.

Хозяйство пережило революцию, оккупацию и две войны, ни у белых, ни у красных не поднялась рука на национальное достояние. Виноградники спасли даже от зловещей кампании КПСС по борьбе с пьянством. В результате появился всемирно признанный и уважаемый коньячный бренд.

Согласно стандартам ВТО, вступившим в силу с мая 2008, АПФ «Таврия» вошла в число редких предприятий Украины, которым разрешено маркировать свою продукцию как «коньяк». А с1970 по 2007 год продукция из Новой Каховки получила на Международных дегустационных конкурсах и выставках 82 золотых, 77 серебряных и 33 бронзовых медали.

А сегодня и виноградники, и коньячное производство, и торговый бренд стоят в сантиметре от края пропасти. И виной тому отнюдь не нынешний кризис. Настоящий кризис на предприятии начался три года назад, и имя этому кризису – Валерий Николаевич Шамотий, владелец контрольного пакета (68%) акций ОАО.

Черные схемы

Когда-то журнал «Фокус» поспешил внести Валерия Шамотия в список украинских миллионеров. Сегодня абсолютно точно известно, что Валерий Николаевич – «миллионер в кредит». Его общий долг перед пятью украинскими банками зашкалил за 120 миллионов долларов. Его затратные и неприбыльные проекты под Киевом, в Днепропетровске, Севастополе, Алуште, Одессе, Партените, в Закарпатье остановлены и погрязли в долгах.

А всю показушную «красивую жизнь» на протяжении последнего десятилетия «бизнесмен» позволял себе только потому, что он сумел присосаться к заводу «Таврия» и безжалостно выдавливал из него все соки.

Началась эта история в 2000 году с продажи госпакета акций (14%) ОАО «АПФ Таврия». Предприятие было заинтересовано в приходе добросовестного инвестора, имеющего не только собственные средства, но и торговую сеть национального масштаба. Как коллектив и директора сумел тогда ввести в заблуждение Валерий Шамотий, сегодня никто и объяснить не может. Вспоминают, что он много обещал – и выход на международные рынки, и модернизацию производства, и раскрутку бренда. Вспоминают, что хвастался богатым опытом виноторговли (к тому времени Шамотий торговал сигаретами и вином «из Болгарии»), имел небольшую дистрибютерскую сеть.

Директор предприятия Александр Сидоренко – далеко не наивный мальчик, он вырос вместе с заводом, является признанным международным авторитетом в коньячном производстве, знает все тонкости и нюансы технологии. Как он попался на удочку, понять трудно. Скорее всего «клюнул» на готовую торговую сеть, ведь любому предприятию трудно совмещать производственную и торговую деятельность. Сидоренко прекрасно понимал, что для роста продаж и развития предприятия нужна торговая сеть, нужны магазины по всей стране.

Шамотий зашел на «Таврию» сразу в двух лицах – и как акционер, и как эксклюзивный дистрибьютер продукции завода. Проще говоря – монополизировал продажу коньяка, продавать мог только он и больше никто. В рекламных целях успел даже выполнить какие-то крохи из своих роскошных инвестиционных обязательств, купив пару тракторов для заводских виноградников. Но уже через год занялся главным своим делом, ради чего он и пришел в «Таврию» – выстроил цепочку вымывания оборотных средств предприятия на свои собственные нужды.

Новый акционер сразу же убедил наблюдательный совет в том, что отпускные цены на продукцию нужно в маркетинговых целях надолго заморозить, чтобы товар стал более конкурентоспособным. И это при том, что рынок бурно рос, и потребность на продукцию была огромной. И вот уже много лет подряд эти цены не меняются, даже сегодня, когда ежегодно дорожает даже вода из под крана.

А вот отпускные цены на коньяк для торговли Шамотий повышал регулярно, эксплуатируя спрос на популярную «Таврию». Сегодня разница между ценами завода и торговых сетей составляет более 100%. И вся эта огромная маржа идет в сейф Шамотия, не возвращаясь на предприятие в виде финансирования инвестиционных программ.

Дальше – больше. Начались систематические, сначала небольшие, а потом — очень большие по срокам, задержки возврата денег заводу за отгруженную продукцию.

А самое циничное в это схеме то, что вместо выполнения взятых на себя инвестиционных обязательств, Шамотий за украденные, по сути, у завода деньги, стал скупать акции ОАО у миноритарных акционеров. Таким образом в его руках оказался контрольный пакет (68%) акций, и Шамотий переформатировал наблюдательный совет ОАО, который стал полностью ему подконтрольным.

Вот тогда главный акционер АПФ «Таврия» перестал маскироваться под «хорошего инвестора» и начал откровенно грабить предприятие.

Долг Шамотия перед предприятием к лету 2009 года составил более 39 миллионов. А на счетах завода вообще не осталось оборотных средств, нечем заплатить даже за тару и этикетки.

Шамотий взял под залог имущества предприятия около 23 миллионов долларов кредита. Формально, как было написано в кредитном договоре, «на развитие производства». А фактически – на затыкание финансовых дыр в своих убыточных проектах в других городах. А на завод не попало ни копейки от этих кредитов, деньги пошли на спекулятивную скупку земель в Киеве и Крыму, на новые яхты и салоны «Мазератти».

Дальше – больше. К июню этого года Шамотий через наблюдательный совет ОАО огласил свой план распродажи целостного имущественного комплекса предприятия по частям.

И это стало той последней каплей, которая переполнила терпение директора и коллектива в целом. Стало понятно, что 120-летняя история может быть продана с молотка. До этого дня борьбу с планами «инвестора – захватчика» вел только директор предприятия Александр Сидоренко. И главная задача Шамотия сегодня – любыми способами уволить Сидоренко, чтобы довести свои планы до логического конца.

Что требует директор

Александр Николаевич Сидоренко долгое время пытался уладить проблемы миром, запрещая коллективу переходить к активным действиям. Пока он разрабатывал бизнес-планы, просчитывал и предлагал Шамотию экономически обоснованные шаги по выходу из искусственно созданного кризиса и склонял на сторону здравого смысла наблюдательный совет, директора терпели. Морщились, но не увольняли. Ему даже прямо не отказывали, просто переводили вопросы в плоскость многомесячных «изучений», «обсуждений» и обещаний.

А когда вопрос стал ребром: жить предприятию или умереть, директор не вытерпел и перешел к жестким действиям. К этому времени окончательно прозрел и коллектив.

А что, собственно говоря, требует директор от владельца контрольного пакета акций? Это чрезвычайно важно знать и понимать!

1. Требует немедленного погашения долгов по дистрибьютерским контрактам с шамотиевской фирмой Торговый дом «Маркет групп». Если 40 миллионов долга вернутся в кассу предприятия, то сразу будет решена половина проблем, появятся хотя-бы оборотные средства для того, чтобы предприятия не остановилось из-за отсутствия, например, тары для розлива или прорыва канализации.

Шамотий долги обещает вернуть (это он делает на протяжении последних трех лет), но при этом, скорее всего, возвращать не собирается. Ему просто негде взять эти деньги. Бизнесмен кивает на кризис и на трудности в торговле. Однако, при этом, буквально месяц назад его так называемый Винодельческий Холдинг хвастливо заявил в пресс-релизе, что «Таврия» укрепила лидерство на коньячном рынке с долей в 24,3% в натуральном выражении, 20,9% и 25,4% в денежном и бутылках соответственно. За 3 месяца 2009 по категории «Коньяк» перевыполнение плана реализации составило 9% в натуральном выражении, а за полугодие только на украинском рынке было продано более 2,1 млн литров коньяков производства «Таврии».

Значит, товарооборот и прибыль есть, а вот куда уходят заводские деньги может рассказать только сам Шамотий.

2. Директор требует от Шамотия, чтобы тот начал возврат кредитов, взятых им на свои нужды под залог «Таврии». Если прибыль есть, то почему до сих пор кредиты даже не начинали возвращать, хотя честная кредитная политика со стороны главного акционера позволила бы предприятию экономить до 14 миллионов гривен только на банковских процентах.

Кредиты – это не только финансовая удавка на предприятии, это еще и потенциальная схема фиктивного банкротства «Таврии» в интересах Шамотиячерез его подставные фирмы.

3. Директор выступает категорически против плана Шамотия по распродаже предприятия. Шамотия можно понять, ведь он пытается спасти для себя хоть что-то, хоть какие-то деньги, пока банк за долги не забрал всё. Но коллектив категорически не согласен. Главная угроза заключается в том, что первыми в списке на продажу числятся… виноградники АПФ. Если это произойдет – на производстве натурального качественного коньяка можно ставить жирную точку. Требования ВТО к понятию «коньяк» и «коньячное производство» включает в себя, прежде всего, наличие собственной уникальной сырьевой базы. Нет виноградников – нет коньяка, продукция завода сразу переходит в категорию «шмурдяк» и «бормотуха», а выход на торговые прилавки Европы и стран СНГ ей заказан навсегда.

Подконтрольные Шамотию члены наблюдательно совета предлагают отдать виноградники в аренду фермерам. Это – очень хитрый и опасный ход. Зачем фермерам то, что не принесет им доход? Вспомните, как крестьяне сегодня пускают под нож молочный скот, поскольку натуральное молоко большинству молкомбинатов не нужно, там давно перешли на технологию «молоко из порошка». Быстро, малозатратно и прибыльно.

По такой схеме «из порошка» сегодня работает большинство украинских винодельческих и коньячных хозяйств. Закупается дешевый импортный спирт, перегнанный из нефти или древесных опилок, добавляются красители и ароматизаторы – затраты минимальные, прибыль бешеная.

Очень похоже, что именно к этой схеме идет и Шамотий. Ему на самом деле нужен вовсе не бренд и традиции «Таврии», ему нужна этикетка «Таврия». Используя инерцию покупательского спроса, из этой этикетки много лет подряд Шамотий сможет выжимать баснословную прибыль, подменяя коньяк пойлом. А традициями, технологией, опытом, славой национального бренда можно и пренебречь. Бизнесмены такого разлива на лирику и чистоплотность плюют, им нужны только деньги, сейчас и любой ценой.

Кстати говоря, такая же судьба, как выяснилось, ожидает и принадлежащий Шамотию винодельческий завод «Инкерман». Там действует точно такая схема, растут точно такие же долги, тяжким грузам висят точно такие кредиты. Представители «Инкермана» уже побывали на «Таврии», чтобы разобраться в схемах уничтожения предприятия, и встать вместе на их защиту.

4. Директор против плана Шамотия, который хочет переложить свои большие бизнесовые финансовые проблемы на плечи маленького трудового коллектива трудолюбивой Новой Каховки. На предприятии заморожена зарплата, растет задолженность. А теперь акционеры решили распродать в свою пользу весь заводской соцкультбыт: санаторий-профилакторий, Дворец культуры, спортивно — оздоровительный комплекс. Им наплевать на то, что в результате такой продажи, на этой дальней окраине Новой Каховки жители вообще будут лишены каких-либо заведений для медпомощи, оздоровления, культуры.

На встрече с трудовым коллективом томная дама из наблюдательного совета ОАО цинично посоветовала рабочим взять эти объекты …в аренду! Коллектив в ответ взорвался: «мы это все за свои средства и своими руками строили, а теперь должны сами у себя арендовать»? Арендовать, чтобы Шамотий и дальше беззаботно раскатывал на своих дорогущих яхтах? Люди посоветовали горе-бизнесмену: пусть он сначала продаст свои пафосные «Бартоломео» и «Цунами», и за свой счет рассчитается со своими долгами.

5. Директор выступает категорически против планов главного акционера продать контрольный пакет хоть и ограбленного, по пока еще живого предприятия кому-то «на сторону». А такая угроза существует, поскольку вся «империя» Валерия Шамотия по уши увязла в долгах и обязательствах. И если он потеряет свое эксклюзивное право выдаивать реальные живые деньги из «Таврии» и «Инкермана» (а он его уже теряет), то все его мертворожденные стройки и проекты окончательно и очень быстро обанкротят Шамотия.

6. Директор жестко ставит вопрос о том, что Шамотий должен вернуть заводу те акции, которые он скупал у заводчан за деньги самих заводчан, вовремя не возвращая на предприятие торговую выручку.
Юристы сегодня уверенно говорят о том, что такого рода сделки нарушают действующее законодательство. А окончательную точку в этом вопросе вскоре поставит суд.

Стоять до конца

Последующие действия г-на Шамотия легко предсказуемы. Долги он отдавать не будет, ибо денег у него нет. Но он обязательно постарается через наблюдательный совет уволить директора предприятия, поскольку тот сегодня представляет главную угрозу для черных планов Шамотия. Наверняка этот разоритель «Таврии» бросится за помощью к своим друзьям – нардепам, чтобы те «сверху» надавили на местные власти и суды. Наверняка навезет из Киева центральные телеканалы и газетных журналистов, чтобы морально давить на коллектив. Наверняка будут поданы два – три фиктивных иска в суд, чтобы судебными определениями заморозить нынешнее состояние дел на предприятии.

А вот насколько стойким окажется трудовой коллектив во главе с Александром Сидоренко – покажет время. Известно только то, что завод обратился с письмом о помощи к премьер-министру Юлии Тимошенко, что на защиту предприятия выступили опытные юристы, и что настроение у людей боевое – держаться до полной победы.

Цена победы или поражения слишком велика. Для людей – это потеря работы и надежд. Для Новой Каховки – это верная смерть городского бюджета, ведь АПФ «Таврия» является градообразующим предприятием и платит в казну ежемесячно до 30 миллионов гривен налогов. Для региона – это потеря визитной карточки края, основанной 120 лет назад. Для Украины – потеря национального богатства в виде всемирно известного коньячного бренда, который только в прошлом году получил именной диплом непосредственно от экспертов французской коньячной отрасли.

Люди прозрели. Хоть и поздновато, но прозрели. Теперь пора прозреть государству. То богатство, которое полтора века назад безвозмездно подарили Украине простые виноделы из Франции, Германии и Швейцарии, сегодня может погибнуть из-за «бизнесменов нового разлива».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам