Псевдопелотка

Я положительно оцениваю инициативу гаранта вынести что-то свое, глубоко личное, на всенародное обсуждение. Объясню почему. Во-первых, тема тысячелетней истории Украины, которую так глубоко, по самые гланды, раскрыл символ нации во время своего выступления по случаю военного парада, предполагает продолжение. А что может быть лучше обсуждения абсолютно никому не нужного конституционного проекта? Во-вторых, проблема формы правления в настоящее время является чрезвычайно актуальной.

Сразу начну со второго пункта, поскольку создание национального государства в «модерновому сенси» – это, конечно же, полный бред. Кому-то же надо сказать правду в эпоху всеобщего космополитизма… Но не будем отвлекаться на «акцепты разума». Почему-то никто не обратил внимания на следующий факт: в Украине произошла смена формы правления. Причем без всякой конституционной реформы.

Всего существуют три основные формы правления: президентская, парламентская и смешанная, президентско-парламентская. Последняя еще может быть парламентско-президентской. Это как раз тот случай, когда от перемены мест сумма меняется. Когда в результате досадной судебной ошибки Виктор Андреевич стал тем, кем он является, то в Украине как бы существовала президентско-парламентская форма правления. Объясняем для ахтунгов из пресс-служб Кабмина и Секретариата: при таком раскладе как бы доминирует гарант, а представительный орган пассивен.

Поскольку у символа нации в начале его правления был какой-то запас прочности, то по умолчанию предполагалось, что он является доминирующим самцом. Даже несмотря на сужение объема полномочий, которое произошло после вступления в силу в 2006 году изменений в Конституцию, разработанных «злым дэмоном» Леонида Кучмы (не к ночи будет помянут). Поскольку у Ющенко уникальные способности, то он войдет в анналы как человек, который может все. В самом негативном смысле этого слова. В последний год мы наблюдаем стремительную, я бы даже сказал, ураганную деградацию института президентства. Кратко перечислим основные симптомы. Первый: тот «скотомогильник», который представляет интересы гаранта в парламенте, даже фракцией назвать нельзя. Второй: у гаранта теоретически осталось три рычага влияния на политическую ситуацию. Это вето, приостановка актов Кабмина с одновременным направлением их в Конституционный суд и роспуск Рады. После успешного преодоления вето на законы о парламентских выборах и финансировании Евро-2012 можно говорить о потере данного рычага влияния. Он накладывает, а ему накладывают в ответ. Два – один в пользу БЮТ и ПР. Приостановка актов правительства слегка усложняет деятельность смелой деффачки, но поскольку она постоянно работает, то данная трудность тоже успешно преодолевается. А что касается роспуска Рады, то тут, по-моему, все понятно – гарант уже не в состоянии сделать это. Он один раз сделал, а больше не получается.

Третий: партия президента, рейтинг которой не могут нащупать даже самые опытные социологи, очень точно отражает реальное состояние пациента.

Подытожим: института президентства в Украине не существует. Есть лишь имитация, причем откровенно убогая, символом нации некоторых функций главы государства. Например, возьмем его обращения к нации. Или же очередные, абсолютно бесполезные и никому не нужные инициативы. Поговорить о двухпалатном парламенте, конечно же, можно. Но смысла в этом нет никакого.

Возникает вполне закономерный вопрос – а какая форма правления действует в Украине? И действует ли вообще? Символ нации правит в глубоком астрале, медитируя на не построенный памятник Мазепе. Зато премьер вкалывает, как проклятая лань, закусив удила. Допустим, на бигбордах пишут правду. В таком случае, у нас с вами появилась некая премьерская республика. Или же, если мыслить канонически, родилась противоестественным способом парламентская форма правления. Коалиция в Раде выдвинула Йулли в премьеры при формальном участии символа нации, и с тех пор никто ее обратно задвинуть не может. В парламентской республике источником легитимности правительства (доминирующая особь) является коалиция.

Однако, если слегка проанализировать особенности украинской коалиционной системы, то приходим к железному, я бы даже сказал, неоспоримому выводу: ее (коалиции) тупо нет. Специально для подобного случая «бютовские» юристы (страшные люди!) изобрели формулу: «есть фракции и ниипет!». Другими словами, не важно, сколько членов (пелоток) входит в состав правящей коалиции, поскольку ее формируют парламентские фракции. Выйти из их состава нельзя. Ну, теоретически можно, но потеряешь мандат. И если фракционное большинство приняло решение вступить, то остальные должны смириться. Очень интересная формула. В соответствии с ней, 114 депутатов могут сформировать парламентское большинство (226). Просто примут соответствующее решение, и все. Остальные вынуждены будут присоединиться.

Что же получается? Источник легитимности работающей пелотки какой-то неправильный. Доказать существование парламентской коалиции можно только в судебном порядке, предварительно договорившись с неподкупными служителями Фемиды. Позитивные голосования в Раде возможны только в том случае, если договорятся непримиримые антагонисты – БЮТ и ПР. Просто диалектика какая-то получается: борьба и единство противоположностей. Или же если смелой деффачке удастся соблазнить коммунистов. Не собой, а каким-нибудь креслом.

Вывод: из-за отсутствия реальной парламентской коалиции назвать Украину парламентской республикой нельзя. Таким образом, мы с вами благополучно зашли в глухой политологический тупик. Не удается классифицировать систему украинской власти в соответствии со строгими европейскими нормативами. Президент есть, но… Думаю, объяснять дальше ничего не надо. Премьер работает, зубами выгрызает дефолт, однако у нее нет нормальной поддержки в Раде. Видимо, придется придумать особую дефиницию для украинского феномена правления. Это псевдопремьерская республика мерцающего типа. Насчет мерцающего типа все поняли. А псевдопремьерская… Мы же с вами взрослые люди и понимаем – не надо верить надписям на заборе.

P.S. Не могу удержаться, чтобы не выразить восхищение рекламной кампанией, которую проводит Анатолий Гриценко. Она такая целостная и логичная. В Одессе, напротив военного училища, которое Гриценко перенес во Львов (для укрепления идеологического воспитания будущих воинов и улучшения демографической ситуации в «украинском Пьемонте»), появился бигборд чудесного горчичного цвета. Ну как горчичного… Нежно желтого. В тон лицу изображенного не нем. И лозунг: «За порядок!». Прекрасный креатив. Сначала этот фирменный, весьма неожиданный цвет. Затем слоган – «лучший непроходной кандидат». И, наконец, финальная констатация: «ЗаПор!». В общем, все у него получится. Только не надо так переживать по поводу предвыборных расценок.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам