Урок для «бушат»

Вы не поверите, но Украине опять предоставляется шанс хоть частично попасть в мейнстрим мировой политики, ба, даже геополитики, и надежно обеспечить свою безопасность в быстро меняющемся мире. Если, конечно, ее будущие власти не профукают такую возможность.
Так, как это сделали власти нынешние, «оранжевые», которые на рубеже тысячелетий на гребне так называемой мировой демократизации под эгидой и на деньги США, проводимой в виде «цветных революций», воцарились в Украине, получили высочайший кредит доверия в мире, но не смогли извлечь из него пользы для страны ни на йоту…

И вы не поверите, ближе всего к тому, чтобы сыграть роль проводника возвращения Украины к нормальному диалогу с окружающими миром на западе и востоке, на юге и севере, стоит оппозиция в лице Партии регионов (ПР). Она последовательно проводила, находясь у власти, и отстаивала, пребывая в оппозиции, курс на равноправные, без перегибов в одну из сторон, отношения как с Россией, так и Евросоюзом и США. ПР всегда отстаивала как евроинтеграционные устремления Украины на запад (в ЕС и НАТО), так и взаимовыгодное сотрудничество с востоком (Россией и другими странами СНГ, ЕЭП и ЕврАзЭС).

За подобный подход ПР и ее лидера Виктора Януковича все время уличали в «пророссийскости». Но теперь к числу пророссийских политиков спокойно можно причислить, кроме президента Франции Николя Саркози, и федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель, еще и… президента США Барака Обаму. А также генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена. Первый заявил, что США не могут строить свою противоракетную оборону в Европе без учета интересов России и поэтому отказываются размещать элементы ПРО в Польше и Чехии. А второй заявил, что, создавая новую европейскую и планетарную ПРО, лучше всего скоординировать усилия и возможности НАТО, США и России.

Параллельно с ними высказался на эту тему и Янукович, самый вероятный претендент на победу в президентских выборах в Украине в будущем году. «Я не раз говорил о том, что мы выступаем за углубление сотрудничества с НАТО, за участие НАТО в формировании европейской системы коллективной безопасности. Но система европейской безопасности без участия России была бы неполноценной и ненадежной… Искренне говоря, мы не видим себя в системе европейской безопасности без участия России», – сказал лидер ПР. Но правящий в Украине режим довел ситуацию до того, что ее мнения, увы, уже никто не спрашивает…

Чтобы понять, что произошло, нужно вспомнить последние события. Несколько лет назад президент США Джордж Буш-младший, насмотревшись картинок относительно быстрой победы «бомбовой демократии» своего предшественника Билла Клинтона в Югославии, решил закрепить успех по-ковбойски, с наскока, и организовал ряд «цветных революций». В той же Югославии, что закончилось развалом страны на Сербию, Черногорию и самопровозглашенное Косово. За ней последовали Грузия с ее «розовым» вносом на престол будущего любителя пожирания галстуков в прямом эфире Михо Саакашвили и Украина, где будущего президента – Виктора Ющенко – для пущей гарантии даже (не исключено) подкормили диоксином и таким образом обеспечили ему власть. Произошло это на волне жалостливого презрения, разочарования от прежней власти, протеста и надежд значительной части населения и привычной продажности правящей элиты Украины, а Ющенко решил, что это Бог его сподобил, и начал себя вести, как «мессия». Точно так же – как главный «демократизатор Кавказа» – вел себя и его кум Саакашвили. Пока не напоролся в Южной Осетии на российские танки…

Но Ющенко и Саакашвили были не одиноки в своих излишних надеждах на США. Они только пополнили список «бушат» – тех политиков в Восточной и Центральной Европе, которые при Джордже Буше уверовали во всесилие США, в бездонность их казны и хотели обменять демонстративную «проамериканскость» на щедрые финансовые преференции и поддержку могущественной заокеанской державы в отношениях с ЕС и особенно с НАТО. Новые страны постсоветской Прибалтики и бывшего соцлагеря (особенно Польша) безоговорочно поставили на Вашингтон и решили быть проводниками их политики на континенте, чем очень раздражали так называемую «старую Европу» в лице Германии, Франции, стран Бенилюкса. «Бушат» периодически одергивали то в Берлине, то в Париже, но те не обращали внимания на «ворчание стариков» и продолжали двигаться исключительно в американском фарватере. И особенно они упорствовали на российском направлении, обвиняя Москву во всех смертных грехах.

В США такое развитие событий приветствовали. Они играли на противоречиях между европейцами и, похоже, думали, что «тучные годы» надувания «финансовых пузырей» будут длиться вечно, долларовые потоки не иссякнут, а значит, режим «благожелательной гегемонии» и «тотальной демократизации» можно распространять на всех, кто не понравится Вашингтону или посмеет бросить вызов таким планам. Традиционно, в качестве «пост-СССР», «врагом №1» была избрана Россия, тоже пожинавшая плоды «тучных лет» и громко заявившая о стремлении если не вернуть себе статус мировой сверхдержавы, то во всяком случае укрепиться как главный центр влияния на постсоветском пространстве. Однако не все были согласны с таким подходом, боясь и нового противостояния двух гигантов, обуреваемых манией государственного величия, и единоличного усиления как США, так и России.

В конечном итоге, со своими планами просчитались и те, и другие, и третьи (те, кто хотел играть на противоречиях сильных) – мировой финансовый кризис внес свои существенные коррективы в геополитику. Поскольку кризис начался в США, то это подорвало доверие к «первой экономике мира» и фактически поставило крест на единоличной гегемонии этого мирового «демократизатора», усилив стремление других мировых центров силы (Евросоюза, Японии, Китая, Индии, Латинской Америки) к самостоятельности, с одной стороны, и к координации усилий между собой – с другой.

Изменилось и отношение к России. США, получив нового реалистически настроенного президента Барака Обаму, совершенно прагматично изменили стратегию в отношении Москвы и предложили ей так называемую «перезагрузку» отношений. Как сейчас стало понятно, фактически это означало отказ от прямой конфронтации и стремления «довооружать Россию до смерти», разорив финансы и истощив ресурсы (как это произошло с СССР во времена холодной войны). От плохо скрытого противостояния США перешли к стратегии удушения России в дружеских объятиях – опутывания ее политическими договоренностями и торгово-экономическими обязательствами. В рамках как «большой восьмерки», так и «большой двадцатки». На равных. Без диктата и предварительных условий.

Для России это означает серьезную геополитическую, геоэкономическую и даже чисто психологическую подвижку. Россию фактически вернули в капитализм, перестали смотреть на нее как на «инородное тело» в единой мировой экономике. После 70 лет социализма и 15 лет раздрая переходного периода от одной системы к другой мир как бы признал необратимость капиталистических преобразований в России и заявил, что хочет видеть ее «такой же, как все».

Но не только кризис стал тому виной или причиной. Страны Европы давно вели «сепаратные» дела с Россией именно в этом ключе – им было выгодно торговать с РФ, получая энергоносители, а не конфронтировать. К тому же для Брюсселя хорошие отношения с Москвой становились серьезным и весомым аргументом при выяснении отношений с Вашингтоном.

И когда в Вашингтоне, а потом и в Москве администрация Обамы заговорила о «перезагрузке» отношений с Россией, Брюссель, Париж и Берлин ее приветствовали. А вот «бушата» в нее не поверили. И решение США об отказе от ПРО в Чехии и Польше стало для них холодным душем, вызвало истерику и страх. Оно означало крах их прежней односторонней ориентации только на США. Фактически новый курс США на согласование позиций с Россией лишил их главного «козыря» – претензий на хорошо оплачиваемую роль антироссийски направленного наконечника западной политики. «Бушата» преданно и беззаветно ориентировались на одного хозяина, а его сменщик не оценил их верности и грубо послал. Как там писал Михаил Лермонтов, «и кто-то камень положил в его протянутую руку»…

Для Украины этот удар еще болезненнее, во-первых, потому, что даже «оранжевые» понимали пагубность договоренностей сильных мира сего без учета интересов Украины. Ющенко после встреч Обамы с российскими руководителями в Москве и объявления «перезагрузки» даже заявил: мол, очень надеюсь на то, что Украина не станет разменной монетой в чужой игре. Но поскольку «оранжевые» только понимали, но традиционно ничего не делали, то надежды оказались зряшными и напрасными – о будущей судьбе Украины, не исключено, могли договориться без ее участия. И выбор этой судьбы у Украины невелик. Либо серая зона, буфер безопасности между двумя лагерями, которые, конечно, сотрудничают, но хотят иметь гарантии безопасности в виде обширной территории между собой. Либо спокойное, процветающее, никуда однозначно не ориентированное и потому предсказуемое государство-партнер с понятными и прозрачными правилами игры. И хорошо, если Обама, Медведев, Саркози, Меркель и прочие сильные мира сего согласны со вторым вариантом…

Во-вторых, даже восточноеверопейские «бушата» находятся в более выгодном положении, нежели наши «оранжевые». И Польша, и Чехия, и страны Прибалтики уже являются членами и НАТО, и ЕС. Смена режимов в этих странах не приведет в заметным сдвигам и непредсказуемым последствиям для них и для их граждан – они уже живут в единой всем понятной системе координат. Украина же оказывается один на один со своими проблемами. К тому же нынешнему руководству Украины нет доверия ни на западе (в ЕС и НАТО устали от «оранжевого» ничегонеделанья и отодвинули на неопределенное время интеграцию в свои ряды, а Штатам сейчас не до Украины), ни на востоке (в Москве президент Медведев откровенно говорит, что ему не нравится антироссийский курс «оранжевых»).

И наконец, в-третьих, даже если с «перезагрузкой» отношений между Западом и Россией ничего не выйдет, то Украине от этого ни холодно, ни жарко. Она все равно не сможет проводить независимую политику, так как уже сегодня стараниями «посторанжевого» правительства Юлии Тимошенко пребывает в долгах как в шелках. В первую очередь, в долгах перед МВФ. А это – не благотворительная гуманитарная организация: выполнение своих жестких условий к развитию страны-должника он требует не менее жестко…

Но смена векторов международной политики вкупе со сменой власти в Украине дает все же определенную надежду. К государственному рулю в Киеве могут придти прагматики, понимающие, как действовать в новых условия. Во всяком случае, говорят об этом они правильно. А народ может дать им возможность поработать.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам