Игра без правил

Президентская кампания официально стартовала 19 октября, хотя на самом деле информационное насилие над гражданами со стороны кандидатов началось гораздо раньше. Но, как оказалось, все эти бигборды с лицами и без оных — это всего лишь социальная реклама, не имеющая к предвыборной пропаганде никакого отношения. Мне больше всего понравилось объяснение Арсения Яценюка по поводу своих агитационных палаток цвета хаки: "А где вы видели там мою фамилию?". Действительно, фамилии обнаружить не удалось. Даже традиционная газетка "Фронта перемен" изменила свой дизайн.
Тринадцать предыдущих выпусков украшала неизменная фотография Арсения Петровича. В галстуке и без. На фоне сложных промышленных агрегатов и просто как на шенгенскую визу (не менее 70 процентов лица в кадре). А вот на четырнадцатом красуется Родина-мать с мечом. И ни одного интервью с Яценюком. Здорово замаскировался.

Впрочем, не в предвыборной рекламе дело. Мы уже все поняли, что в этой сфере все играют без правил. Даром что ли юристы свой хлеб едят в предвыборных штабах? Если есть закон, то всегда найдется обходная дорога. Кстати, о законе. Конституционный суд тяжело и напряженно работал, рассматривая представление президента по поводу соответствия Конституции закона о выборах главы государства. Напомним вкратце непростую историю вопроса. БЮТ и Партия регионов достигли консенсуса относительно правил электоральной игры. В принятом Верховной Радой законе о выборах президента закреплена технология "впихуемости" (извините за выражение) итогов кампании при любых раскладах. Влияние судов на исход голосования минимизировано. Две крупнейшие политические силы страны не хотели повторения печального опыта "третьего тура". Естественно, глава государства наложил. Вето. На закон о выборах. Однако ресурса двух фракций хватило для его преодоления. В принципе, на этом гарант нации мог бы и успокоиться. Никто его силой в Конституционный суд не тянул. Однако надо знать президента. Он относится к тому типу людей, которые обожают все портить. Ведь иначе никто не обращает на них внимания.

Чтобы подчеркнуть свою значимость, человек с двухпроцентным рейтингом обратился в КС на предмет оспаривания чуть ли не двух десятков норм закона о выборах. Юристы из секретариата президента катались по полу в истерике, рассказывая об угрозе демократии, которая надвигается на Украину. В то время они не знали о педофилах из БЮТ, поэтому апеллировали к европейским ценностям и Венецианской комиссии. Возникла нудная и плохо пахнущая интрига. Сами понимаете: выборы на носу, а никакой ясности относительно правил электоральной игры нет. К тому же никто не брался предсказать, какое решение вынесет Конституционный суда и, главное, когда. До последнего момента нельзя было исключать, что суд вполне способен вынести свой вердикт или в разгар предвыборной кампании, или сразу после ее завершения. Можете себе представить, какое бы это было "счастье". Под сомнение ставилось бы все: начиная с выдвижения кандидатов и заканчивая процедурой оспаривания результатов выборов. Многие юристы небезосновательно подозревали президента в стремлении сорвать избирательный процесс и таким нехитрым способом пролонгировать срок своих полномочий. Дескать, первая попытка не засчитывается. Давайте подождем, соберемся с силами и попробуем еще разок. И так до тех пор, пока меня не изберут президентом.

Но судьи КС приложили титанические усилия. Буквально недосыпали, а некоторые даже недоедали, рассматривая хитросплетение норм закона о выборах президента на предмет их конституционности. Правда, до официального старта кампании огласить вердикт они не успели. Однако на второй день, когда некоторые особо нетерпеливые претенденты уже успели добежать с документами на регистрацию до Центризбиркома, Конституционный суд огласил свой вердикт, не подлежащий обжалованию. Если коротко, то все могло быть гораздо хуже. А так все активные участники процесса отделались малой кровью. КС не стал полностью удовлетворять гаранта. И это, как вы сами понимаете, правильно. Только представьте себе, что бы началось, если бы избирательный закон был признан неконституционным в целом. Но, еще раз повторим, все закончилось не так уж и плохо.

КС "зарубил" шесть положений закона о выборах президента. Люди в мантиях признали их неконституционными. Это плохая новость. Хорошая же заключается в том, что "изъятые" нормы не имеют никакого отношения к этапам выдвижения кандидатов в президенты и ведения ими предвыборной агитации. Другими словами, пока все идет в полном соответствии с действующим, хотя и "купированным", электоральным законодательством. Все "незаконное" начнется с момента подведения итогов голосования, то есть в январе следующего года.
Конституционный суд считает, что не соответствуют Основному закону следующие нормы:

1. участвовать в голосовании за рубежом имеют право только те граждане Украины, которые состоят на консульском учете;

2. запрет на участие в работе избирательных комиссий граждан, не проживающих в пределах соответствующего электорального округа;

3. запрет обращаться в ЦИК с жалобами в день голосования и в последующие дни;

4. если иски, связанные с нарушениями, допущенными во время выборов, не рассматриваются судами на протяжении двух дней, то они просто выбрасываются в мусорную корзину;

5. протоколы избирательных комиссий о подсчете голосов не подлежат обжалованию в судебном порядке;

6. запрет на обеспечение судом исков, которые касаются выборов. Другими словами, речь идет о приостановке подсчета голосов на основании судебного решения.
 

Целый ряд норм, которые опротестовывал гарант, были признаны судом вполне приемлемыми. Например, можно вносить избирателей в списки прямо в день голосования. Президент же считал эту норму основой для "массовых фальсификаций". Или же итоговый протокол подсчета голосов можно отправлять в ЦИК даже в том случае, если его не подпишут отдельные члены комиссии.

Еще раз подчеркнем: неконституционными признаны лишь те положения закона о выборах, которые регулируют финиш избирательной кампании. Поэтому у Верховной Рады есть достаточно времени, чтобы привести электоральный акт в соответствие с требованиями КС. Однако есть одна проблема. Дело даже не в том, договорятся или не договорятся между собой фракции ПР и БЮТ. Проблема заключается в гаранте нации. После внесения изменений в закон о выборах его необходимо направить на подпись президенту. И тут вступает в действие субъективный фактор. Дело в том, что никто не знает, какая мысль придет в голову гаранту нации в конкретный промежуток времени. По совершенно надуманному предлогу президент вполне может наложить вето. В принципе, Рада способна его преодолеть. Еще бы, столько денег уже выброшено на кампанию. Тут уж не до споров. Но после преодоления вето гарант теоретически способен в очередной раз направить новую редакцию избирательного закона в Конституционный суд. Снова предвыборная кампания подвешивается. На все эти процедуры потребуется много времени. Например, новая редакция избирательного закона была принята 24 июля. 18 августа президент ее ветировал. 21 августа Рада преодолела вето. 2 сентября гарант отправил электоральный акт на экспертизу Конституционного суда. 20 октября судьи вынесли свой вердикт. Без малого три месяца длилась вся эта канитель. В любом случае до 17 января КС не успеет во второй раз изучить очередную, исправленную редакцию закона о выборах. Поэтому с прискорбием вынуждены констатировать: гарант все еще способен все испортить. Наверное, именно в этом и заключается его "миссия".

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам