Разбор полетов

Британская разведка не имела осознанного намерения манипулировать данными об оружии, которым располагал Багдад. Об этом членам комиссии, занимающейся расследованием обстоятельств начала войны, заявил сэр Джон Скарлетт, до недавнего времени возглавлявший разведку МИ-6. Ранее представитель министерства иностранных дел Британии Уильям Эрман сообщил, что за несколько дней до вторжения вооруженных сил НАТО в Ирак британская разведка получила секретную информацию о том, что Саддам Хуссейн вероятно не в состоянии применить имеющееся у него химическое оружие…
Скарлетт отрицательно ответил на вопрос, не оказывалось ли на спецслужбы давление с тем, чтобы они "подкрепили" досье от сентября 2002 года, в котором, в частности, говорилось о том, что Ирак в состоянии привести в действие оружие массового поражения в течение 45 минут с момента получения соответствующего приказа от Саддама Хуссейна. Правда, признал сэр Джон, было бы лучше, если бы в досье более ясно было указано на то, что речь идет о полевых системах, а не о ракетных средствах доставки.

При этом члены комиссии не задали бывшему директору МИ-6 вопросов по поводу утверждения одного из депутатов британского парламента о том, что источником заявления о 45-минутной готовности был некий таксист.

Джон Скарлетт, который во время обнародования досье 2002 года был председателем объединенного разведывательного комитета и на котором лежала ответственность за составление этого документа, заявил: "Не было абсолютно никакого сознательного намерения манипулировать языком, либо напускать туману, либо создавать недопонимание по поводу того, о чем шла речь".

Во вторник сэр Джон полтора часа давал показания перед телекамерами членам британской парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, приведших к началу иракской войны, и за это время они ни разу не спросили его о том, откуда взялись данные о нашумевших 45 минутах. Правда, в конце заседания председатель комиссии сэр Джон Чилкот отметил: бывший шеф разведки будет опрошен еще раз, но уже за закрытыми дверями.

Джон Скарлетт рассказал комиссии о событиях 19 марта 2003 года, то есть кануна вторжения коалиционных войск в Ирак. В этот день, по его словам, объединенный разведывательный комитет обсуждал информацию, позволявшую предположить, что Багдад демонтировал свои химические вооружения и вряд ли сумеет быстро их восстановить.

При этом он отметил: эта информация не была новой, и комитет не стал менять своей точки зрения, состоявшей в том, что у режима Саддама есть химическое и биологическое вооружение и средства снаряжения им полевых боеприпасов. И эти выводы, по словам сэра Джона, были доведены до сведения тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра и других членов кабинета.

Обсуждая вопрос о надежности разведданных в целом в преддверии войны, он отметил: природа иракского общества, в котором политика во многом строилась на "личных капризах" Саддама Хуссейна, затрудняла процесс получения таких данных, в частности, касавшихся секретных оружейных программ. Спецслужбы, добавил бывший директор МИ-6, осторожно относились к утверждениям любых своих источников, в том числе и к представителям оппозиционных иракских организаций и иракцев, живущих в изгнании.

Тем не менее, по словам сэра Джона, практически по всем оценкам августа-сентября 2002 года, Саддам ускорил работу над химической и биологической оружейными программами и имел намерение использовать эти виды вооружений в случае необходимости.

Между тем, депутат британского парламента от оппозиционной Консервативной партии Адам Холлоуэй заявил: советы, которые в преддверии военной операции давали военные, соответствовали "превалировавшим политическим ветрам". Это утверждение содержится в документе под названием "Фиаско британского политического и военного руководства", который Холлоуэй опубликовал за несколько часов до того как Джон Скарлетт предстал перед комиссией.

Пресловутые "45 минут", указал он, появились лишь потому, что британская разведка, сама находившаяся под давлением со стороны Даунинг-стрит, "выжимала" агентов в Ираке, добиваясь от них подтверждения представлений о том, что Ирак располагает оружием массового поражения. "Происхождение этой информации так и не было детально прояснено до того как случилось иракское вторжение, до того как стало ясно: что-то не так, – говорит депутат. – В конце концов выяснилось, что эта информация не заслуживала доверия, она появилась благодаря таксисту-эмигранту с иракско-иорданской границы, который вспомнил разговор, услышанный им на заднем сиденье его такси за два года до того".

И один из аналитиков разведки, продолжает Холлоуэй, еще тогда отметил на полях, что это заявление является "очевидно неправдивым". "Несмотря на эту зияющую фактологическую неточность, доклад был назван заслуживающим доверия", – отметил консерватор. Правительство Соединенного Королевства на его слова пока никак не отреагировало.

Между тем ранее представитель министерства иностранных дел Великобритании Уильям Эрман в ходе проходящих в парламенте общественных слушаний, посвященных обстоятельствам начала войны в Ираке, заявил, что за несколько дней до вторжения вооруженных сил НАТО в Ирак британская разведка получила секретную информацию о том, что Саддам Хуссейн вероятно не в состоянии применить имеющееся у него химическое оружие.

По словам Эрмана, в докладе, поступившем в правительство из британской разведки, было сделано предположение, что оружие массового поражение, по всей видимости, "находилось в разобранном состоянии" и Хуссейн "еще не отдал распоряжения о его сборке". Авторы еще одного написанного примерно в то же время доклада предполагали, что Ирак, возможно, испытывает недостаток в боеголовках для использования химического оружия массового поражения, добавил Эрман.

Несмотря на это, представитель британского МИДа заявил, что поддерживает решение о вторжении в Ирак, так как, по его словам, Ирак постоянно нарушал резолюции ООН. Кроме того, сказал Эрман, данные разведки были противоречивыми и не позволяли составить ясную картину происходящего в Ираке. Уильям Эрман занимал пост главы департамента МИД Великобритании по вопросам обороны и разведки с 2002 по 2004 год.

В ходе слушаний он заявил, что роль разведданных в решении начать военную операцию была "ограничена", а тот факт, что оружие массового поражения в Ираке так и не было обнаружено, стал "сюрпризом" для правительства. "Мы ожидали совсем другого", – добавил он.

Представитель оппозиционной Либерально-демократической партии Эд Дэйви назвал рассказ Эрмана "потрясающим открытием", которое напрямую противоречит заявлениям бывшего премьера Великобритании Тони Блэра о том, что Ирак представлял "несомненную и очевидную угрозу" международной безопасности. "Это серьезно вредит репутации бывшего премьер-министра, – сказал Дэйви. – Решение отправиться на войну, не будучи абсолютно убежденным в весомости причин для этого, поднимает серьезные вопросы о возможном нарушении международного законодательства".

А первым в качестве свидетеля на слушаниях выступил бывший председатель объединенного парламентского комитета по разведке сэр Питер Рикеттс. По его словам, еще за два года до начала конфликта, более того, еще до 11 сентября, проходили встречи руководителей британской и американской разведок, и с приходом в Белый дом Джорджа Буша стало очевидным намерение США свергнуть Саддама Хуссейна.

Питер Рикеттс подтвердил, что судьба Саддама была предрешена еще в 2001 году. Остается лишь выяснить, было ли уже тогда принято решение о нанесении по Ираку военного удара. Британцы обменивались с Вашингтоном информацией, но не вмешивались в процесс, лишь наблюдая за тем, как ситуация набирала обороты.

По признанию Рикеттса, специалисты министерства иностранных дел разрабатывали документ, предусматривавший свержение Саддама Хуссейна, однако он так и не прошел обсуждение в министерстве из-за отсутствия "законных оснований". Но все же британское правительство готовилось именно к свержению власти в Ираке: просочившиеся в прессу документы свидетельствуют о том, что Блэр лгал, когда в 2002 году заявлял, что цель войны – разоружение Ирака, а не смена режима. При этом, как признает в своем докладе военное ведомство, кабинет не дал армии возможности должным образом подготовиться к войне, чтобы не пришлось информировать парламент и ООН об истинных целях таких приготовлений.

Источник: BBC
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам