Бернанке по прозвищу «Вертолет»

The Wall Street Journal сегодня сообщила, что действующий главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке имеет более половины голосов сенаторов для переизбрания на новый 4-летний срок. При необходимом 51 голосе в его запасе, по данным издания, уже 52. Однако судьба Бернанке – это не просто кадровый вопрос. В течение ближайших нескольких дней Америка должна прийти к единому решению о методике преодоления кризиса и судьбе доллара…
Барак Обама предложил сенату переизбрать Бена Бернанке на посту главы ФРС, выполняющей в Штатах функции Центробанка, еще в конце августа 2009 года. Президент мотивировал свое решение тем, что стране удалось справиться с тяжелейшим со времен Великой депрессии экономическим кризисом во многом благодаря работе главы резервной системы.

Демократы стремятся утвердить кандидатуру Бернанке как можно быстрее, до того, как будет приведен к присяге избранный сенатором от Массачусетса республиканец Скотт Браун, и они потеряют "конституционное" большинство в сенате. Особой тревоги по поводу итогов голосования у наблюдателей нет. Однако сам факт переноса процедуры утверждения показывает неуверенность некоторых членов законодательного собрания в правильности подходов главы ФРС к борьбе с кризисом.

Для справки. Бен Бернанке родился 13 декабря 1953 года. Он окончил Гарвардский университет, преподавал в Принстоне, где с 1996 до 2002 года был заведующим кафедрой экономики. В 2002 году Бернанке стал членом Совета управляющих ФРС.

Бывший профессор Принстонского университета, работавший главным экономическим советником Белого дома, был выдвинут на должность главы ФРС в октябре 2005 года предыдущим президентом США Джорджем Бушем-младшим. Тогда Бернанке был утвержден сенатом практически единогласно («против» был подан только один голос) и приступил к выполнению обязанностей 1 февраля 2006 года. Таким образом, его полномочия истекают в феврале 2010 года.

По мнению экспертов, методы Бернанке резко отличаются от методов Алана Гринспена – предыдущего главы ФРС. В то время как Гринспен руководствовался своей интуицией, его преемник полагается исключительно на математический анализ. Впрочем, те, кто более глубоко изучали монетарные предпочтения главных государственных банкиров США, считают, что разница между Гринспеном и Бернанке не только в этом.

Председатель Госфинуслуг Виктор Суслов говорит, что Бернанке в США ведет политику, прямо противоположную той, которую международные финансовые организации (МВФ, Мировой банк и др.) навязывают Украине.

«Раз Барак Обама подал Бена Бернанке на утверждение сената, значит, надо полагать, что президент США оценил те усилия, которые предпринимала Федеральная резервная система и лично ее глава в стабилизации ситуации во время финансового кризиса, – говорит Виктор Суслов. – В частности, Обама оценил активную денежную экспансию, мягкую денежную политику, политику поддержки финансовых институтов со стороны ФРС и т. д. как эффективную и соответствующую ситуации.

В связи с этим есть смысл поговорить о том, что сделал Бернанке, и что он, вероятно, будет делать дальше. Нынешний глава Федеральной резервной системы стал известен в свое время благодаря крылатой фразе, облетевшей весь мир. Желая подчеркнуть, что главное в монетарной политике – вовсе не борьба с инфляцией и не подавление темпа инфляции, а поддержание роста экономики, он заметил: «Если будут затруднения со спросом, и у людей не будет денег, чтобы покупать товары, в крайнем случае мы готовы сбрасывать деньги с вертолета». Отсюда прозвище «Вертолет» и вся эта история, о которой в своих мемуарах написал предшественник Бернанке на посту главы ФРС США Алан Гринспен.

Можно сказать, что Бернанке относится к модному ныне течению неокейнсианцев, которые рассматривают увеличение конечного спроса как основное средство борьбы с кризисом. Конечный спрос предъявляет население и бюджет. Поэтому в условиях кризиса США пошли на резкое увеличение дефицита бюджета с одновременным увеличением государственных расходов на стимулирование спроса со стороны населения. Это премирование покупателей за обмен старых автомобилей на новые, политика понижения цен на автомобили и многое другое.

Да, Соединенные Штаты могли себе позволить проводить такую политику с учетом того, что доллары являются международным средством платежа, и кризис ликвидности, т.е. нехватка платежных средств и стимулирование спроса в мире тоже были связаны с потребностью в значительном количестве долларов

Американцы же, профинансировав свой колоссальный дефицит и спад экономики за счет эмиссии, фактически в большой мере переложили тяжесть инфляции и всех отрицательных последствий, связанных с ней, на весь мир, который использует доллар. К отрицательным последствиям монетарной политики США относится падение курса доллара по отношению к евро и снижение покупательной способности доллара в настоящий момент.

Впрочем, то, что касается ослабления доллара и связанных с этим рекомендаций некоторых аналитиков отказаться от этой валюты в пользу, например, евро, не кажется мне правильным. Да, покупательная способность доллара в результате политике Бернанке, когда массированно проводится эмиссия и когда доллар сильно упал относительно евро, безусловно, понизилась. Но это временный период. Сейчас ФРС будет вынуждена проводить более жесткую политику. Я бы хотел обратить внимание на заявление Обамы, что банки не должны расслабляться и воображать, будто сотни миллиардов долларов, полученных в помощь от государства, это подарки правительства. Он объявил о том, что финансовый сектор должен будет вернуть все, что он получил. Это – гибкая политика: когда нужно поддерживать экономику – она мягкая; когда кризис пройдет – эта политика будет жесткой, связанной с изъятием части денег из обращения и укреплением доллара.

Для нас все это интересно еще и потому, что Украина проводит прямо противоположную взглядам Бернанке политику, рекомендованную ей, условно говоря, иностранными экспертами. Практически теми же, что в США предлагают проводить политику денежной экспансии.

Это легко объяснить: в том, что касается Украины, цели преследуются совершенно другие. Никого не интересует поддержка национального производства, его развития, недопущение спада экономики. От Украины требуется одно – возврат колоссальных внешних долгов, которые были сделаны за период президентства Ющенко. Напомню, что за последние пять лет внешний валовой долг Украины (и коммерческий, и государственный) увеличился на $75 млрд. Эти долги нужно обслуживать, платить по ним проценты, проводить выплаты, его нужно, в конце концов, погашать.

Поэтому «благотворительная» деятельность иностранных организаций сводится к одному – к навязыванию нам жесткой монетарной политики, которая позволила бы перенаправить ресурсы на обслуживание внешних долгов», – заключил г-н Суслов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам