Тайна смерти великого реформатора

В сентябре следующего года исполняется 100 лет со дня убийства в Киевском городском театре (сейчас оперный театр) премьер-министра и министра внутренних дел Российской империи, великого реформатора Петра Аркадьевича Столыпина. Убийству, которое изменило судьбы России, а, значит, и мира. Однако за прошедшее столетие этому важнейшему историческому событию была полностью посвящена только одна, достаточно субъективная, монография, построенная на старой официальной версии и, не учитывающая ряд ключевых документов и свидетельств.
Не считать же историческим исследованием недавно вышедший роман Лады Лузиной «Киевские ведьм: Выстрел в опере», который, несмотря на свою увлекательность, имеет к исторической действительности крайне отдалённое отношение.

Если вспомнить, какое совершенно неисчислимое количество исторических, журналистских, криминалистических исследований с самыми разнообразными версиями посвящено убийствам Джона Кеннеди и Улофа Пальме, то контраст представляется особо зримым. Но до сих пор в рассказе о роковых киевских выстрелах везде излагалась с небольшими вариациями версия об убийце-одиночке, который, то ли в силу психопатического расстройства, то ли желая реабилитироваться перед товарищами-революционерами за работу на охранное отделение, убил главу правительства. Одновременно повторяются и малоубедительные утверждения о «непрофессионализме» политической полиции, чем объясняются все вопиющие несообразности и загадки этой давней истории.

Между тем, по таинственности произошедшего, наличию в нём огромного количества неразгаданных загадок, убийство одного из величайших российских государственников ничем не уступает наиболее знаменитым политическим убийствам ушедшего века. Но советских историков мало интересовало событие, которое нельзя было разобрать с точки зрения классовой борьбы, а западные не могли получить находившиеся в СССР архивные материалы.

Благодаря недостатку фактической информации появлялись откровенно заказные, спекулятивные версии. Так, до сих пор иногда утверждается, что убийство Столыпина было организовано большевиками(!) и якобы выстрелившего в премьера Дмитрия Богрова инструктировал в день покушения никто иной, как «демон революции» Лев Троцкий. Только вот никому из подобных любителей псевдоисторических сенсаций не приходит в голову посмотреть в любой из биографий будущего наркомвоенмора то, что он весь 1911 год находился в эмиграции, а конкретно 1 сентября выступал в Вене с докладом перед австрийскими социал-демократами.

Поэтому выпущенная издательством «Фолио» книга Дмитрия Табачника и Виктора Воронина «Убийство Столыпина» стала первым историческим исследованием, в котором анализируется весь комплекс криминальных, политических и психологических обстоятельств изменившего ход истории террористического акта.

Однако, несмотря на всю серьёзность исследования, читается оно на одном дыхании. Крайне редко бывает, когда соединяются достоинства глубокой научной монографии и увлекательнейшего историко-политического детектива. Книга не только не суха, но воспринимается с большим интересом, чем самый закрученный детективный роман.

Видимо эти факторы и стали причиной того, что почти сразу после появления на прилавках «Убийство Столыпина» было оценено читателями и стало одним из лидеров книгопродаж. Так, когда я искал книгу на книжном рынке Петровка, то на нескольких точках уже были распроданы все экземпляры и мне удалось её приобрести только на фирменном прилавке «Фолио», куда как раз привезли свежую партию.

Следует особо отметить, что авторы отнюдь не навязывают свою версию и тем более не пытаются подгонять под неё факты. «Убийство Столыпина» является классическим расследованием, в котором подробно и непредвзято анализируется каждый значимый факт. При этом расследование не запутывается в огромном массиве фактического материала, что характерно, например, для многих книг об убийстве Кеннеди. О подобном методе сокрытия истины написал английский писатель Гилберт Честертон в рассказе «Сломанная шпага»: «Где умный человек прячет лист? В лесу… Если нет леса, он его сажает. И, если ему надо спрятать мертвый лист, он сажает мертвый лес». Поэтому бесчисленные тома, посвященные таинственным политическим убийствам минувшего века, зачастую являются именно таким искусственно насаженным лесом, в котором уже практически невозможно найти тщательно спрятанную истину.

Шаг за шагом исследование подводит читателя к разгадке убийства премьера-реформатора. Авторы считают, что он пал жертвой вовсе не безумца или пытающегося искупить своё предательство революционера, а заговора верхов, ставшего возможным благодаря молчаливому попустительству императора. Выводом книги является то, что за организовавшими убийство главы правительства шефом жандармов генералом Курловым и начальником личной царской охраны полковником Спиридовичем (завербовавший будущего террориста начальник Киевской охранки подполковник Кулябко был близким родственником полковника) стоял имевший огромное влияние на царя дворцовый комендант генерал Владимир Дедюлин. Последний был принципиальным противником реформаторского курса Столыпина и делал всё возможное для его удаления от власти. И прекрасно зная о нелюбви монарха к главе собственного правительства, он мог действовать свободно, не опасаясь последствий.

В книге приводится потрясающий факт того, что официальное расследование роли ряда высших должностных лиц в убийстве премьера было прекращено по личному распоряжению Николая II. Характерно как данное решение оценил новый премьер Владимир Коковцов, рискнувший обратиться лично к царю с просьбой его пересмотреть: «Все, что есть верного и преданного Вам в России, никогда не смирится с безнаказанностью виновников этого преступления… Ваших великодушных побуждений никто не поймет, и всякий станет искать оправдания своего недоумения во влиянии окружающих вас людей… Вы исключаете возможность пролить полный свет на это темное дело». Абсолютно равнодушно самодержец отнесся и к смерти премьера, не оставшись даже для приличия на его похороны, а уехал в Крым для продолжения развлекательной программы.

Нельзя не согласиться с авторами, считающими, что именно подобная «сдача» царем преданных, талантливых и сильных государственных деятелей во многом обусловила начало второй русской смуты: «Кто знает – не вспомнил ли свергнутый самодержец, спускаясь в ночь на 17 июля 1918 г. в подвал Ипатьевского дома о людях, которые были им равнодушно «сданы» придворной клике – премьер-министрах Сергее Витте и Петре Столыпине, министре внутренних дел Петре Дурново, военном министре Александре Редигере. Все они обладали сильной волей, имели глубоко продуманную программу действий, доказали высокую результативность своей работы. Но именно их высокая эффективность, как высших государственных деятелей и самостоятельность, вызывали опасение у слабовольного, но упрямого царя и, озабоченного только собственными эгоистическими интересами, его ближайшего окружения. Постепенно все ключевые должности в аппарате государственного управления заняли серенькие боязливые личности, основными отличительными признаками которых были полное отсутствие собственного мнения и инициативы, а также беспрекословное исполнение любых указаний свыше».

И ещё нельзя не упомянуть о следующем. Читая книгу о заговоре против Столыпина, трудно отделаться от ощущения неизменной повторяемости отечественной истории с её феноменом «бесконечно продолжающегося настоящего». «Убийство Столыпина» не только о прошлом, это книга и о том, насколько много в любую эпоху необходимо мужества и самоотверженности реформаторам для спасения страны.

Книгу можно заказать в интернет-магазине «Фолио» (http://www.bookpost.com.ua/?item=23091) или почтой — «Книжный клуб «Фолио», г. Харьков, 61052, а/я 46, тел. (057) 715-61-19

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам