«…И житница, и здравница, и кузница!»

Какой Украину хочет видеть Россия, рассказал сам «хозяин Кремля» президент Дмитрий Медведев, когда его новый украинский визави Виктор Янукович напомнил, что его страна «всегда была житницей». И высказал надежду, что, «имея такой потенциал в аграрном секторе экономики, мы, конечно, надеемся, что будем использовать те сильные стороны, которые есть в экономиках Украины и России…». Медведев вежливо вставил в речь гостя: «…И житница, и здравница, и кузница…». И вот что самое удивительное – именно такая Украина нужна, в первую очередь, самой себе, своим гражданам. То есть нам с вами.
И, видимо, стоило ехать в Москву, опять сравнивать свои достижения с российскими, замеривать глубину последнего кризисного падения, чтобы понять это.

А премьер России Владимир Путин в шутливой форме невольно подсказал главный «рецепт» и основную причину, почему Украина опять оказалась в роли догоняющей партнерши в сравнении с Россией. Янукович позавидовал политической стабильности в России и предложил Путину подкинуть пару-тройку украинских «политиканов». «Я думаю, что российский народ, может быть, еще не понимает до конца той цены стабильности, которая есть в России. Я серьезно говорю. Я уверен глубоко в том, что поджигателей и, как говорят, политиканов хватает везде, в том числе и в России их много. Но если бы вам немножко добавить этих политиканов из Украины, вы бы поняли, что такое политиканство… Я не желаю вам этого, но, как говорят, все познается в сравнении», – сказал украинский президент. «Спасибо. Пришлите нам лучше сала», – ответил ему Путин.

Вот так вот – украинское сало России нужнее, чем, к примеру, весь украинский БЮТ вместе с его неистовой лидершей, по воле 243 депутатов ушедшей зализывать раны на историческую помойку, чтобы вернуться оттуда и множить политическую нестабильность. Вот Путину и не нужна деструктивная и отвлекающая на ненужное силы и ресурсы нестабильность. И кто сможет в этом вопросе конструктивно ему возразить, если вспомнить физиономии самой Юлии Тимошенко и ее надежных говорунов-клевретов – Сергея Соболева, Андрея Шкиля, Сергея Пашинского, Сергея Власенко, Богдана Губского, Ивана Кириленко, Владимира Яворивского или Олега Ляшко? Там, в блоке, все – не подарки. Пребывание в политике то бессловесными «белыми саламандрами», то безропотными «воинами света», по воле шефини черпающими вдохновение и опыт из созерцания половых отношений между белочками и зайчиками, даром не проходит. Для психики, в первую очередь, и для ощущения себя человеком.

А если добавить к ним убийцу и охотника на людей Виктора Лозинского, у которого по быстрячку отобрали депутатское удостоверение, или группу педофилов с мандатами, оставшихся в рядах и до недавнего времени под крышей «Кыци» неплохо себя чувствующих и составляющих ядро креативщиков-пиарщиков и законодателей-лоббистов ее блока (Сергей Терехин, Руслан Богдан и – о это чудо!!! – Виктор Уколов), то, как говорится, вообще картина маслом.

И такие же фигуранты есть, справедливости ради надо это отметить, в любой заметной политической силе Украины. Люди нуждаются в срочной психиатрической помощи, электрошоке и даже спасительной лоботомии, а не в средствах политического самовыражения на самом высоком уровне. Но в Украине – «демократия», вот ребята и бузят на «розбудове». Словесно понОсят по любому случаю, когда представляется возможность поговорить. И утверждают клептоманию в государственных масштабах. Как норму жизни и самоцель политической деятельности…

Точно так же думает и президент Медведев. Президент Янукович начал ему рассказывать о своих планах по созданию парламентской коалиции, а он прямо ответил, что типа нам, слава Богу, коалиции не нужны, у нас нужно садиться и работать, потому что есть над чем…

И, с одной стороны, тут, конечно, возникает повод поговорить и сравнить две модели демократии и свободы в России и в Украине. Многим в Украине не нравится российская «суверенная демократия», которая, в конечном итоге, вылилась сегодня в тандемократию Медведева – Путина (или наоборот с фамилиями) при фактической монополии на власть одной политической силы, которой в разной степени рулят президент и премьер России.

С другой – тот же Путин придумал термин «украинизация политической системы», смысл которого он совершенно верно свел к политиканству чистой воды, ничегонеделанью, разнузданной соревновательности, меркантильности и безответственности (любой) всех политических сил и органов власти, под разговоры о демократии взявшихся руководить страной.

На однодневный официальный визит Януковича в Москву уже наслоили великое множество противоречивых оценок его итогов и комментариев-прогнозов дальнейшего развития украинско-российских отношений. И все они, как ни странно, по-своему правильные. Точно так же, как очень точно итоги визита, его значение, поставленные задачи и уже упомянутые прогнозы осветило совместное заявление президентов двух стран от 5 марта сего года (его полный текст можно найти вот здесь).

Но, как по мне, есть еще два важных момента. Во-первых, Украина и Россия сами должны решить, как, для чего и в какой пропорции нужно сочетать и использовать в налаживании двухстороннего сотрудничества две политические модели – украинской «разнузданной демократии» и российской «суверенной демократии». Понятно же, что слово и понятие «демократия» и там, и там в значительной мере используются властями и политиками, рвущимися к власти, как ширма-прикрытие или механизм для достижения своих целей. Но важно определить степень дееспособности этих моделей, уровень свободы и ответственности политических сил за свои деяния. В России ответственность властей явно выше. Там, по крайней мере, на словах знают, чего хотят, и активно этого добиваются. В Украине все уходит (уходило?) в слова и ненужную, деструктивную и бесплодную мышиную политическую возню. Янукович же, по его словам, хочет вернуть ответственность власти за свои деяния.

Во-вторых, в Москве, как ранее, 1 марта, в Брюсселе, в структурах ЕС, Киеву однозначно заявили, что главная проблема Украины – ее внутренняя политическая нестабильность. Не демократия, а именно безответственная и деструктивная нестабильность, прикрытая болтовней о демократии. И Брюссель, и Москва фактически одинаковыми словами заявили, что больше не намерены мириться с тем, что в Украине не с кем разговаривать и налаживать сотрудничество не на словах, а на деле. Что страна в центре Европы постепенно скатывается к состоянию изгоя, непрогнозируемого и опасного для соседей. По уровню преступности, по масштабам смертоносных заболеваний, по степени бесконтрольности границ и человеческих ресурсов т. д. и т. п.

Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей 1 марта сообщил Януковичу, что ЕС обязательно уже летом этого года проведет инвентаризацию отношений с Украиной по всем направлениям, чтобы точно знать, где тонко и где может порваться нить сотрудничества, и определить приоритетные направления сотрудничества, пока готовится соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли. И точно такую же миссию – определить приоритеты сотрудничества – 5 марта поставили Медведев и Янукович перед смешанной украинско-российской межгосударственной комиссией, которая рассматривается как главный механизм восстановления старых и налаживания новых контактов. Кроме того, Медведев согласился осуществить ответный визит в Украину уже в первой половине этого года. И, как он сам сказал, «возможно, не на один день». Это ли не успех?

Но корень украинского зла уже проявился даже тогда, когда Янукович еще не вернулся в Киев, а туда уже начали поступать отрывочные сведения о визите. Оппозиция, о главенстве в которой уже заявил упомянутый выше БЮТ, и экс-президент Виктор Ющенко, тоже собирающийся поспорить за лидерство в оппозиции, немедленно приступили к тотальной критике. Всего и вся. Но с упором на самые болевые точки.

Причем сразу стал очевиден главный метод этой критики, с которой придется отныне сталкиваться всегда, – огульно обвинять Януковича в том, чего он не делал или еще не успел переделать по-своему. Например, Януковича обвинили в том, что он не привез документов и договоренностей о конкретном снижении цен на российский газ для украинских потребителей. И ни слова о том, что кабальные для Украины газовые соглашения с Россией подписала премьер и лидер БЮТ Юлия Тимошенко. Виноват Янукович. Он еще не успел ничего сделать, так как на момент визита в Москву у власти был всего восьмой день, но его обвинили. И то ли еще будет…

Или вот Ющенко заявил, что визит Януковича в Москву «не продемонстрировал шагов к решению ключевых проблем двусторонних отношений». Потому что «российская сторона не дала каких-то сигналов по пересмотру кабальных для Украины газовых контрактов, по реализации важных экономических проектов, по обустройству общей границы, без чего невозможен безвизовый режим с Евросоюзом. Москва продолжает демонстрировать жесткую и последовательную политику, добиваясь изменения внешнего и внутреннего курса Украины с целью подчинения украинских национальных интересов российским». В этом есть сермяжная правда. Но при этом Ющенко не говорит, что к такому уровню отношений с Россией причастен, в первую очередь, он. Именно за последние пять лет его президентства не делалось ничего из им сказанного, а Украина, отрываясь от России и не приплывая к Европе, слабела с каждым годом и становилась потому удобным объектом для российских нападок и давления. Равно как и для давления с любой другой стороны – со слабым, как известно, не особо церемонятся…

А ведь визит в Москву, как и ранее в Брюссель, был во многом показательно-ритуальным. Его значение – хотя бы в том, что украинского президента вообще пригласил в Белокаменную. Ющенко, как мы помним, там и на порог не пускали. Впрочем, «хероя Майдана» под конец его каденции не жаловали и на Западе. Кроме того, визит в Москву обозначал характер будущей внешней политики Украины при новом президенте. И подписывать можно было не конкретные договоры, а только совместные заявления. Как протокол о взаимных намерениях. Это и было сделано. В Брюсселе не было и заявления – ограничились словами…

…Впрочем, разность двух систем Украины и России и их подходов к сотрудничеству сказалась и в словесном определении целей визита в Москву в устах Януковича и Медведева. «Нам нужно не улучшение, а возрождение, реанимация при помощи сильно действующих средств наших отношений по всем линиям и направлениям», – сказал Медведев. «В наших отношениях нам предоставляется возможность в новом качестве вспомнить давно забытое старое», – заявил Янукович.

Вроде бы одно и то же сказано, но разница есть. Она – в том, что Москва хочет «сильно действующих средств», а Киев – хочет вспомнить «новое как давно забытое старое», когда при Леониде Кучме сотрудничество с Россией строилось все же на взаимовыгодной основе. Янукович в Москве, как до этого в Брюсселе, ни словом, ни полсловом не обмолвился о том, что он готов поступаться национальными интересами Украины. Да, он многое говорил из того, что нравится в Европе и в России. Но разве европейцы или россияне, приезжая в Киев и отдавая дань дипломатической вежливости, не говорят то, что хотят слышать украинцы? Говорят, еще как говорят. Вон Европарламент еще до визита Януковича в резолюции заявил, что Украина имеет право подать заявку на членство в ЕС. И ранее НАТО просто задолбал и забросал «оранжевую» элиту заявлениями о «готовности принять Украину в члены». И что? Украина была не готова к членству и потому осталась на месте…

Так и в сотрудничестве – чтобы оно было взаимовыгодным и равноправным, стороны должны:

а) быть готовыми к нему, а значит, определить, что у каждой из них есть из того, что можно предложить партнеру или над чем нужно работать сообща, чтобы выгода была на двоих;

б) что на что менять, какие обещания дать в обмен на какие уступки, чем поторговаться, чтобы, опять же, максимально получить желаемое при минимальных потерях.

Это проблема прикладной калькуляции в государственных и межгосударственных масштабах. Ею и заняты в Москве и, есть надежда, в Киеве. Там щелкают по клавишам в спокойной обстановке, тут – под пока бессмысленный и беспощадный оппозиционный вой…

…Впрочем, он, вой оппозиции, тоже нужен. В одном случае – если не дает властям торговать страной по дешевке. Но для этого – мало выть. В вопросах защиты национальных интересов власть и оппозиция должны говорить с внешним миром на одном языке. А этого в Украине почти никогда не было. И потому Украина сегодня – и не житница, и не здравница, и не кузница…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам