Можно также констатировать, что после «спецзаседания» Тимошенко перестала быть лидером объединенной оппозиции де-юре. Все понимают, что она просто присвоила себе этот титул де-факто. Воспользовалась нормой закона о Регламенте работы Верховной Рады, в соответствии с которой в парламенте может существовать только одна оппозиция. Но ситуация изменилась. Несмотря на вонь от дымовух, коалиция проголосовала за внесение изменений в закон о Регламенте ВР. В соответствии с новой редакцией данного нормативного акта, ликвидируется монополия Тимошенко на парламентскую оппозиционную деятельность. Теперь любая фракция может принять решение о переходе в оппозицию. В результате она получает право на представительство в руководящих структурах Рады (комитеты, комиссии, президиум), формирование своего теневого правительства, а также на гарантированное выступление с заявлениями с парламентской трибуны.
Дальнейшее развитие событий спрогнозировать нетрудно. Оппозиция расколется на несколько фрагментов, которые будут оформлены в виде отдельных оппозиционных образований. На роль легальной альтернативы власти, действующей в парламентском поле, претендует лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк. БЮТ, как мы уже отмечали, однозначно вылетел за рамки Рады и теперь стремительно деградирует в направлении уличной политической организации, специализирующейся на тривиальных погромах и дебошах.
Процесс оформления многоголовой оппозиции стимулирует предстоящая раздача кресел в президиуме Верховной Рады. После ухода Александра Лавриновича в Министерство юстиции должность первого вице-спикера оказалась вакантной. Однако избранию преемника Лавриновича до последнего времени мешала регламентная норма, в соответствии с которой в голосовании по кандидатурам замов председателя Рады должны принимать участие не менее трехсот депутатов. Чтобы, значит, был кворум. Теперь эта преграда ликвидирована. Первого вице-спикера и просто вице-спикера можно избирать простым большинством. Достаточно, чтобы 226 парламентариев опустили в урны бюллетени с пометкой «за». И все. С кандидатурой на должность первого заместителя Владимира Литвина почти все ясно. На это место однозначно претендует Адам Мартынюк. Причем не просто претендует. Коммунистам при формировании коалиции пообещали данную должность. «Регионалы», как известно, очень щепетильно относятся к своим обещаниям, поэтому Адам Иванович уже может готовиться к долгожданному назначению. Впрочем, ему даже готовиться особо не надо, поскольку он до сих пор сидит в кабинете первого вице-спикера. В скором времени его долготерпение будет вознаграждено.
А вот Николай Томенко (вице-спикер, назначенный на эту должность от БЮТ) может смело паковать вещи. Вряд ли он удержится на своей должности. Его кресло выставлено на аукцион. Тот, кому удастся склонить фракцию «НУНС» к переходу в самостоятельную оппозицию, может рассчитывать на место заместителя председателя Рады. Плюс бонусы в виде кресел глав ряда парламентских комитетов. «Зачистка» руководства парламента от «бютовских» представителей на уровне президиума ВР и глав парламентских комитетов неизбежна.
Думаю, неправы те эксперты, которые прогнозируют консолидацию оппозиции после печальных событий в Раде. Речь, скорее, идет о продолжении раскола, поскольку улица еще никого не объединяла. И так называемый «майдан» не является исключением. Последние «совместные» акции протеста, в которых принимали участие «бютовцы», «нашеукраинцы», «фронтовики» Яценюка, «свободовцы», Юлия Тимошенко пытается представить в качестве своего актива. Но ничего не получится. Уже в ходе демонстраций оппозиционеры успели перессориться между собой. Немногочисленные сторонники Виктора Ющенко не воспринимают Тимошенко. Последние отвечают им взаимностью. О каком объединении вообще может идти речь? Юлия Владимировна предлагает всем «альтернативу»: или поддерживайте меня, или идите… Скажем так, далеко. Выбор, прямо скажем, не богатый. Тимошенко, так и не сумевшая оправиться от поражения на президентских выборах, фактически превращает оппозиционную деятельность в «джихад». Тем самым она ставит себя вне закона. Ставка на внепарламентскую борьбу является изначально проигрышной, поскольку в таком режиме БЮТ не продержится до будущих парламентских выборов-2012. Экстремизм всегда имел ограниченную поддержку населения. Как правило, на подобную электоральную приманку ведутся лишь маргиналы. Поэтому не стоит удивляться тому факту, что Тимошенко стремительно теряет голоса избирателей. Судя по результатам президентских выборов, более трети электората БЮТ – это жители сел. Сделать из них отмороженных экстремистов вряд ли получится. Не тот менталитет. Юлия Владимировна может смело рассчитывать на понимание маргиналов, которые и станут ее новым электоральным ядром. Стремительно стираются имиджевые различия между Тимошенко и Наталией Витренко. Еще несколько шоу на тему «яйца в дыму», и на БЮТ можно будет ставить крест. Причем такой показатель, как «миграция» «бютовцев» в коалицию, не является определяющим. Вы посмотрите, как радикально изменилось ближайшее окружение Тимошенко, кого эта политическая сила выставляет на эфиры в качестве «говорящих голов»! Наглядный пример деградации в формате одной фракции. Те, кто соображают, к чему это все может привести, предпочитают не высовываться. В качестве примера можно привести так называемую группу «бютовских» юристов. Они, кстати, голосовали за ратификацию украинско-российских соглашений.
Тимошенко не способна никого консолидировать. Она может только разрушать. А на нынешнем этапе развития страны политики-экстремисты уже не востребованы обществом. Их время прошло. БЮТ не в состоянии предложить Украине ничего нового, кроме нескольких тезисов, взятых из арсенала махровых патриотов. Переход к внепарламентским методам борьбы – это начало агонии политической организации Юлии Владимировны. При таких темпах деградации передовые отряды БЮТ скоро должны будут перейти на нелегальное положение, организовывать саботаж, вести другую подрывную работу. Но это уже не политическая деятельность. Понимает ли это сама Тимошенко? Думаю, нет. Юлия Владимировна находится в состоянии, близком к параноидальному. Она не в состоянии действовать адекватно. Поэтому, как ни парадоксально, востребована идея формирования нормальной, умеренной оппозиции. Соответствующая ниша есть. Вот только качество оппозиционного материала весьма сомнительно. Но тут уж, как говорится, не до жиру. Лишь бы не параноики.