Диоксин в кукурузе: случайность или провокация на $2 млн.?

Министерство агрополитики Украины решило обратиться в немецкое посольство с официальным письмом, в котором потребует от Германии извинений за «диоксиновый скандал». Речь идет об опровержении информации о диоксине в украинской кукурузе, которую распространили немецкие СМИ. Экспертизы, проведенные в Украине и Голландии, диоксина не обнаружили. Эксперты недоумевают, а операторы рынка высказывают подозрение, что Украина пострадала от черного пиара, адресованного голландскому посреднику…
Эта история началась в первой декаде мая. Немецкая радиостанция Deutsche Welle сообщила, что в сети местных супермаркетов Rewe и Lidl изъяли партии куриных яиц с маркировкой «био», в которых обнаружили диоксин. Расследование показало, что яд был обнаружен в куриных яйцах с тех немецких ферм, где птицу кормили комбикормом, изготовленным из украинских зерновых.

По данным ведомства по вопросам потребителей ФРГ, зерно кукурузы украинского происхождения поставлялось хозяйствам минимум девяти немецких земель. Путь, который «царица полей» прошла от «отчего дома» до немецкой птицефермы, выглядит следующим образом.

Сначала фуражную кукурузу скупил у крестьянских хозяйств херсонский зернотрейдер средней руки с бесхитростным названием «Днепр-2». Перепродал ее фирме Meunerie Liegeois из Нидерландов, которая вот уже 12 лет покупает около 80 тыс. тонн нашей кукурузы ежегодно.

Согласно официальной информации главного управления ветеринарной медицины Херсонской области (письмо от 25.05.2010 №15-3-4/838), с ноября 2009 года по март 2010 года «Днепр-2» отправил в Нидерланды, в адрес Meunerie Liegeois, четыре судна с зерном. Это теплоходы SAFFIER (ноябрь 2009-го), ISIS и NAMAI (декабрь 2009-го), а также UKRAINETS (февраль 2010-го). Все партии зерна, которые перевозились этими теплоходами, имели необходимые ветеринарные сертификаты. Позднее, уже после выявления диоксина в яйцах, образцы кукурузы из этих партий были отобраны заново и отправлены в International Laboratories TLR в Роттердаме. Никаких следов диоксина лаборатория не нашла.

По прибытии в Голландию кукуруза был перепродана местному производителю кормов Forfarmers и аналогичному немецкому предприятию Reudink, расположенному в регионе земля Северная Рейн – Вестфалия. В свою очередь Forfarmers изготовил из украинского зерна корм и продал его 7 голландским и 14 немецким фермам. А Reudink – еще большему количеству клиентов.

Тесты на диоксин производители кормов не проводили, поскольку не обязаны этого делать. А Meunerie Liegeois сделал их только раз, в порту Роттердама. Ничего подозрительного портовые тесты не показали.

Когда разразился скандал, в Украине была создана комиссия по выяснению причин инцидента, которая изъяла четыре образца, находившихся на хранении в Херсонской областной государственной хлебной инспекции, и направила их в Институт экогигиены и токсикологии для исследования на содержание диоксинов и фуранов им. Медведя.

Институт, имеющий международную аккредитацию, дал заключение, что в кукурузе, которая отгружалась, нет ни диоксина, ни фуранов. Украинская сторона уже сообщила результаты экспертизы к в Брюссель по европейской системе быстрого оповещения о пищевой безопасности – RASFF. А МинАПК на основании заключения экспертов подготовило письмо к немецкому посольству.

Вот, казалось бы, и все. Однако на самом деле ситуация, как в старом анекдоте: «Ложки нашлись, но осадок остался…». Нынешний скандал, увы, не первый подобного рода, в котором засветилась Украина. Напомним, что в 2008 году во Францию и Испанию попали партии загрязненного украинского подсолнечного масла. Хотя тогда лишние добавки были признаны нетоксичными, не обошлось без серьезных экономических последствий: экспорт украинского масла был парализован на 4-5 месяцев.

В данном случае все может оказаться намного серьезнее, чем кажется непосвященному человеку. "Украина производит 36 млн. т зерна и экспортирует его около 11 млн. т. Это немалые объемы и соответственно «нехилые» деньги. И чем больше мы сможем продавать, тем больше заработаем.

Самые высокие цены на кормовое зерно – в Европе. Но в Европу Украина вывозит крайне мало. Среди наших постоянных немногочисленных партнеров – герой скандала Meunerie Liegeois, а также датско-бельгийская компания European Stevedoring Ventures (ESV), которая работает на зерновом рынке уже 15 лет.

Недавно European Stevedoring Ventures объявила о намерении построить в Украине зерновой терминал в украинском морском порту Херсон. В проект она намерена вложить около $2 млн. Причем, значительную часть необходимых денег дали два голландских зернотрейдера – Labeto и Meunerie Liegeois ($812 тыс.). Успех проекта зависит от того, удастся ли ESV привлечь еще и других инвесторов, готовых вложить в херсонский зернопорт недостающую сумму.

Но после скандала с диоксином у Meunerie Liegeois могут возникнуть серьезные проблемы со сбытом украинской кукурузы. Не застрахованы от подобных неприятностей и другие зернотрейдеры. В целом возникает вопрос: а стоит ли завязываться со строительством порта и зерноперевалки, если сбыть «диоксиновую кукурузу» в Европе теперь будет непросто?

Однако не секрет, что если в одном месте убудет, в другом прибудет. Не исключено, что инвесторы, передумав строить перевалку в Украине, возведут ее в другом месте – в Венгрии или Румынии. Таким образом, собранные деньги достанутся не нам. И объемы экспорта зерна вырастут тоже не у нас. Причем, вне зависимости от того, извинятся немцы за клевету или нет. Мотив, чтобы подбросить диоксин куда угодно – хоть в яйца, хоть в корма? Мотив…

Кстати, как нам удалось узнать, об извинениях речь пока не идет, во всяком случае, до рассмотрения в Бундестаге вопроса о диоксине и яйцах. С докладом перед депутатами должен будет выступить представитель правительства.

Пока же независимые эксперты высказывают свои версии, как диоксин мог попасть в злополучный корм. В частности, эксперт немецкой неправительственной экологической организации «Фудвотч» Матиас Фольшмидт допускает, что это произошло при высушивании зерновых открытым огнем, если он был разведен старым маслом или в него попала резина. Еще один путь – это грязные контейнеры, судна или грузовики. Но их проверять, похоже, никто не собирается…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам