Австралия удивляет премьерами

«Зеленый континент» – Австралия – не так удивил окружающий мир (где женщина – премьер-министр или даже президент страны – уже не диковинка), как удивился сам, когда получил в главы своего островного правительства первую женщину. Да еще и какую! Ею в июне этого года стала 48-летняя Джулия Эйлин Гиллард. Она – не просто первая женщина в истории Австралии, возглавившая правительство, но и первый премьер, рожденный за пределами страны-континента. Точнее, 29 сентября 1961 года в Уэльсе (Великобритания). А Австралии ее «подарила»… болезнь…
…В детстве маленькая Джулия переболела бронхопневмонией, и врачи порекомендовали ей более теплый климат. Ее родители-баптисты дочь любили, так семья и перебралась в Австралию.

Джулия – юрист. Училась в университетах Аделаиды и Мельбурна, где «приболела» уже политикой – сблизилась с Лейбористской партией Австралии. Это оказалось неизлечимо – в 1983 году она стала председателем Австралийского союза студентов. Не отвадила ее от политики и успешная карьера юриста: в 1990 году 29 лет отроду она уже была партнером юридической фирмы «Slater and Gordon», где специализировалась на индустриальном (рабочем) праве.

В 1998 году Гиллард была избрана в Палату представителей парламента Австралии от лейбористов. Когда они перешли в оппозицию, Гиллард поработала теневым министром по вопросам населения и иммиграции (2001-2003), теневым министром здравоохранения (2003-2006) и заместителем лидера оппозиции (2006-2007).

В декабре 2007 года лейбористы выиграли парламентские выборы, и их лидер Кевин Радд возглавил правительство. Джулия к тому времени уже была «номером 2» в партии, а потому стала вице-премьер-министром и занялась делами нового департамента, включавшего сразу три министерских портфеля – образования, занятости и трудовых отношений.

На этом посту она очень успешно «подсидела» шефа, когда в австралийском обществе начало нарастать недовольство политикой лейбористов. Они при премьере Радде предприняли ряд непопулярных мер, среди которых увеличение налогов на деятельность горнодобывающих предприятий и новая схема продажи квот на выбросы парниковых газов в рамках борьбы с изменением климата. А австралийцы в мире – известные прирожденные «зеленые», бурно реагирующие на экологические проблемы. Все это грозило падением популярности родной партии перед будущими парламентскими выборами (не позднее 16 апреля 2011 года), и Джулия инициировала голосование о вотуме доверия Радду. Как лидеру партии.
Радд не стал дожидаться унижения и сам подал в отставку. Лидером лейбористов, а значит, и премьером стала Джулия. И что примечательно –голосование, в котором участвовали 112 депутатов парламента от лейбористов, было безальтернативным. Обозреватели уверены, что кабинет Гиллард не будет особо менять внутреннюю и внешнюю политику Австралии. Во всяком случае, все прогнозируют, что Австралия оставит свой воинский контингент в Афганистане. А одним из первых шагов Гиллард на посту премьер-министра стали встречи с представителями крупнейших добывающих компаний по поводу дискуссионного и вызвавшего много разговоров налога на аренду минеральных ресурсов, предложенного лейбористами при Радде. Гиллард смогла достичь предварительного примирительного соглашения с капиталистами – чтобы и овцы были целы, и волки сыты.
Конформизм Гиллард связан, видимо, все с теми же выборами, а не с ее симпатиями к богачам. Но соглашательство, тем не менее, странно, ибо она своим кумиром в политике считает английского лейбориста Эньюрина Бивена (1897-1960). Он возглавлял левое крыло у английских лейбористов и в историю своей страны вошел как создатель Национальной системы здравоохранения. Бивен был бескомпромиссным последовательным защитником бедных и всегда «бузил» вплоть до отставки с занимаемых постов, как только правые лейбористы начинали урезать социальные программы или его любимую бесплатную медпомощь.
Джулия, как видим, не совсем пошла по стопам кумира. Впрочем, она сломала еще несколько стереотипов в довольно пуританском австралийском бомонде. Она – не замужем, не имеет детей и публично признается, что не очень верит в Бога. «Я уважаю религиозные верования, но это не мои верования», – сказала в одном из интервью эта воспитанница правоверных баптистов.
Оригинальность Гиллард и была отмечена оригинально буквально через две недели после вступления ее на пост. Мелкий предприниматель бросил в нее куриным яйцом и заявил задержавшей его полиции, что таким образом он протестует против низкой зарплаты для служащих. Против неудачника-метателя завели дело по нападению на премьера, а сама она заявила, что люди, конечно, имеют право не соглашаться с ней, но кидаться яйцами – не метод вести дискуссию. «Я даже не знаю, в связи с чем это было, из-за чего люди расстроены. Если им есть, что сказать, я предпочту, чтобы это было сказано в открытом диалоге», – заявила она.

Вот так вот. И только выборы покажут, кто был прав – незадачливый яйцеметатель или невозмутимая премьерша.

Но еще больше и чуть раньше удивил земляков Гарольд Холт (1908-1967) – еще один премьер-министр Австралии от Либеральной партии, соперничающей с лейбористами. Его только 5 лет назад официально признали погибшим. Точнее – утонувшим 17 декабря 1967 года. Коронер (следователь, ведущий дела о насильственной либо скоропостижной смерти. – Авт.) штата Виктория Грэм Джонстоун, повторяю, только через 38 лет официально заявил, что «в тот роковой день Гарольд Холт подверг себя неоправданному риску, отправился купаться в штормовую погоду и утонул». 

За это время в Австралии даже появилась присказка – «сделать Гарольда Холта». То есть исчезнуть таинственно, бесследно и безвозвратно, кануть, как в воду. 59-летний премьер-министр действительно канул в воду в прямом и переносном смысле. 17 декабря он с друзьями пошел купаться в залив Cheviot Beach близ Мельбурна (штат Виктория), нырнул и… все, больше его никто не видел. Три недели его, живого или мертвого, искали с применением всех сил и возможностей (премьер все-таки), но уже 19 декабря вынуждены были объявить без вести пропавшим. Но не погибшим – в то время действовала норма закона «нет тела – нет дела».

В 1985 году власти Австралии разрешили начать новое следствие по этому делу, но никто не спешил. Вполне возможно, тайна исчезновения премьера щекотала австралийцам нервы, возбуждала их фантазии на острове, где мало что происходит экстраординарного. Версии же пропажи премьера рождались, как грибы, и были одна заманчивее и загадочнее другой:

– Холта порешили наемные убийцы. Как вариант: наемные убийцы из американского ЦРУ, прознавшие о планах премьера «зеленого континента» вывести австралийские войска из Вьетнама, где США тогда тоже «дарили демократию». Это кажется смешным, так как Холт поддерживал американскую политику в Индокитае;

– австралийский премьер еще с 1929 года был китайским шпионом, в 1967 году захотел «соскочить» (вариант – был близок к провалу и скрылся в Поднебесной сам), и его на специальной миниатюрной подводной лодке похитили (спасли?) китайцы-хунвэйбины по заданию Мао Цзэдуна. «Китайская версия» была самой живучей, некоторые даже утверждали, что видели Холта в Пекине. Еще кто-то говорил, что китайцы таким образом отомстили Австралии за нежелание принимать у себя китайских эмигрантов;

– имитировав утопление, глава правительства ушел от надоевших дел и тайно скрылся с молодой любовницей в Европе, где и неслабо скоротал в Женеве свои оставшиеся деньки. Эта версия тоже немало занимала умы австралийцев, которые верили в нее, ибо были хорошо осведомлены, каким харизматиком и бабником всю жизнь был глава их кабинета, как он любил спорт, красивую жизнь и красивых женщин;

– премьера похитили инопланетяне, изучающие земную цивилизацию и попавшие в район Австралии по причине ее удаленности от других очагов человеческой цивилизации, но от близких к ней по уровню развития;

– Холта прикончила акула-людоед, неожиданно и незаметно пробравшаяся в эти воды, считавшиеся свободными от морских хищников.

Все эти гипотезы категорически отрицали и отрицают до сих пор австралийские спецслужбы. В то же, что Холт просто утонул, а какое-то подводное течение унесло его тело в неизвестном направлении, не поверил никто – он был отличным спортсменом-пловцом, опытным дайвером, страстно любил океан и знал его. Однако его престарелая мать, когда узнала о таинственной гибели сына, произнесла: «Я сто раз говорила Гэри, чтобы он не заплывал за буйки».

Однако, как видим, самая «постная» версия смерти Холта признана официальной. В 2003 году упомянутому выше коронеру Джонстоуну в его канцелярию полиция передала досье на 161 пропавшего человека, включая 103 предположительно утонувших, чьи тела не были найдены в период с 1961-го по 1985 год. В этом списке находилось и имя премьера Холта. Но даже тогда, в 2003 году, австралийцам жаль было расставаться с пикантной страницей в своей истории. Во всяком случае, министр полиции штата Виктория Андре Хаэрмейер предостерегал коронера от поспешного информирования общественности о промежуточных результатах расследования…

…Однако коронер все изучил и закрыл дело, объявив главу кабинета утопленником. Может, он просто не захотел заплывать за буйки. Обыденности и тривиальности. А вот Гарольду Холту и теперь вот Джулии Гиллард страх не ведом?..

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам