С июня текущего года до середины августа шесть судов, направлявшихся в румынские порты под украинским флагом в «балласте», с осадкой, позволяющей пройти по ГСХ р. Дунай — Черное море, выбрали Сулинский канал. Об этом изданию сообщила пресс-служба ГП «Дельта-Лоцман».
Этому причина введение Румынией в мае текущего года новых тарифов и правил прохождения судов по Сулинскому каналу, которые направлены на умышленное провоцирование оттока судо- и грузопотоков украинского глубоководного судового хода (ГСХ) р.Дунай — Черное море.
Согласно новым правилам, суда, направляющиеся в порты на Дунае и выбравшие для своего маршрута следования ГСХ р. Дунай – Черное море, а обратно – Сулинский канал, должны оплатить канальный сбор румынской стороне, как за вход, так и за выход, оплачивая при этом не оказанные услуги.
Это было сделано Румынией так, как ранее большинство судов, следующих в «балласте» (с осадкой до 5,8 м) в Дунайские порты, из соображений экономии времени и средств, выбирали маршрут следования по ГСХ р. Дунай – Черное море, а, загрузившись в портах до осадки более 5,8 м, возвращались через румынский канал, проходная осадка которого составляет 7,2 м.
Введением же новых правил и тарифов Румыния пытается ликвидировать конкурента, оттолкнув от нашего ГСХ суда, следующие в порты Дуная в «балласте», так как в сегменте загруженных судов мы пока менее конкурентоспособны, а большинство груженых судов имеют осадку большую, чем позволяют технические характеристики ГСХ.
Итого, Румыния всячески препятствует началу реализации 2-го этапа строительства ГСХ (используя при этом любые методы давления), благодаря которому глубины нашего канала должны быть доведены до уровня, необходимого для конкуренции с румынами, а с другой стороны пытается любыми способами расшатать баланс, который появился у каналов до «тарифных нововведений».
Анализ ситуации в отношении функционирования украинского ГСХ однозначно засвидетельствовал факт, что украино-румынский спор вокруг этого вопроса имеет под собой исключительно экономический подтекст, а экологический фактор был выбран Румынией как наиболее эффективный аргумент по блокированию украинского транспортного проекта. Теперь же, когда Украина полностью доказала экологическую безопасность проекта, Румыния перешла к односторонним откровенно дискриминационным и неконкурентным шагам.