При этих Сефевидах в Исфахане, тогдашней столице Персии, и многих других городах были созданы государственные мастерские, где умелые художники и мастера создавали восхитительные ковровые шедевры. Производство ковров превратилось в один из основных источников дохода казны.
Но вы не поверите, а знаменитый персидский узелковый ковер носит… наше имя — "пазирик". Ну как наше… В 1949 году в ущелье Пазирик в горах Алтая в Южной Сибири археологическая экспедиция под руководством известного советского ученого Сергея Руденко в глыбе льда, охватившей могилу неизвестного мужичка (по мнению многих ученых, массагетского принца), обнаружила самый первый известный науке узелковый ковер. Именно оттуда массагеты (собирательное название кочевников-воителей) рванули на запад, завоевали территорию нынешнего Ирана, создали могущественную империю Ахеменидов, "бодались" с Александром Македонским и под мечами его воинов прекратили свое государственное существование, но в истории так и остались персами — оседлыми предками и нынешних иранцев. Руденко же первым и обнаружил явное сходство узоров ковра-"пазирика" с рельефными изображениями Персеполя — столицы Ахеменидов, и таким образом установил его родину. Ковер этот до сих пор хранится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. А вот в Национальном музее ковроделия в Тегеране хранится только 500-летний ковер…
Но современных иранцев это особо не волнует. Они были и остаются производителями самых лучших в мире ковров, считающихся эталонами в этом деле. Все это и подтвердила проходившая 23—29 сентября сего года в Тегеране 19-я по счету выставка "Персидские ковры ручной работы" (19th Persian Handmade Carpet Exhibition). Если суммировать сказанное ее участниками, то вырисовывается совсем уж сказочная история связи иранцев с коврами…
"Иранцы бросают свое богатство на пол", — гласит известное иранское изречение о персидских коврах. И это чистая правда. Изобретенные безымянными кочевниками ковры служили в их шатрах, лишенных практически любой другой мебели, всем — защищали от жары, сырости и холода, закрывали вход в жилище и были постелью в нем. Кочевники, как и сейчас иранцы, в чьих бедноватых домах до сих пор тоже туго с мебелью, фактически рождались, растили детей, жили и умирали на коврах. Ковер в таких условиях — это нечто большее, чем предмет интерьера. Это история становления и жизни одной из древнейших на земле цивилизаций.
Да и ислам не переиначил назначения и сущности ковра. Наоборот — придал ему практически сакральное значение…
…Согласно Корану, главной книге ислама, Аллах создал мир за шесть дней. Сначала в бесконечной пустыне Вселенной он сотворил семь небес и зажег светила, а уже потом под ними прекрасным ковром расстелил землю. А чтобы она была более прочной, придавил ее горами и "запустил" в это великолепие людей. Ковер, таким образом, ассоциируется на Востоке с мини-моделью земного рая. И мерилом благосостояния иранца. Без него не существует ни один восточный дом, и тех, кто не мог позволить себе устелить пол жилища коврами, в лучшем случае, жалели, считали неполноценными. В худшем — презирали. Как неумех и неудачников.
Председатель Иранского национального центра ковров, организовавшего указанную выставку, Фейсал Мардаси рассказал, что ковры не просто дают работу 11 из 75 миллионов иранцев, но и удерживают их в деревнях, где они заняты делом, а не стремятся в города, где урбанизируются, теряя иранское естество. А также сохраняют древнюю культуру. Жизни вообще и стихийного эстетического мировосприятия. Несмотря на тяжкий и кропотливый труд, иранцы и создают ковры, и "рисуют" ими картины, и даже экспериментируют с формами и цветом. На выставке древние узоры на коврах запросто соседствовали с ковровыми картинами — копиями произведений известных художников, изображениями американских индейцев, Леонардо Ди Каприо на "Титанике", сценками из дворцовой жизни европейских королей, будуарными страстями изнеженных красоток и религиозными пасторалями. Даже наших "мишек на лесоповале" — шишкинское "Утро в сосновом лесу" — я там увидел в ковровом исполнении. И, доложу вам, тоже красиво…
Сегодня серьезную конкуренцию персидским коврам ручной работы составляет машинная вязка, имитирующая шедевры со страшной скоростью, а также ковровые производства Индии, Пакистана, Китая, Непала. Утрачивается искусство ковроделия из-за того, что молодые иранцы не хотят годами горбатиться, как их предшественники, созидая красоту.
Но и г-н Мардаси, и другие участники выставки заверяли меня и всех присутствующих, что конкуренции они не боятся. Как концептуально не опасаются ее настоящая красота, ее подлинность и надежность. "Мерседес же не опасается конкуренции из-за того, что есть японские или американские авто. Качество всегда остается качеством. В мире всегда будут люди, любящие ковры из Ирана", — сказал один из устроителей выставки Мохаммад Садыг-заде. И я не решился с ним спорить.
Так их делают
И официоз тут не лишний
Трудный выбор
Правильное начало пути
А такой не хотите?
Аллаху помолясь…
Шелковый заменитель природы
Богатство на полу и стенах
Фото автора