Жмоты в ожидании ажиотажа (обновлено)

У нас снова проблемы. У нас – это у страны. Молока становится все больше, но стоит оно все дороже. Парадокс, который даже нобелевские лауреаты по экономике не смогли бы внятно объяснить. Ведь по законам рынка избыточный товар должен дешеветь. Но не на тех напали. Наши люди снижают цены за пять минут до того, как продукт испортился. Чтобы успеть продать и убежать…

Этим летом в статье «Страсти молочные» мы писали об истоках молочных проблем. Если коротко, то они имеют давнюю историю. Перманентное уменьшение поголовья мясомолочного стада привело к тому, что на конец правления «оранжевой» команды у нас было на 100 тысяч голов меньше, чем в «домайданный» период. Выросла цена молока, причем, как у внутреннего производителя, так и у белорусов, где наши переработчики традиционно брали сырье.

24 ноября 2009 года Конституционный суд Украины признал не соответствующим Конституции Украины (являющимся неконституционным) закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины по предупреждению негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса" №922 от 4 февраля 2009 года. Это означало прекращение действия положений закона "О налоге на добавленную стоимость", которым определялся механизм дотирования производителей мяса и молока. Крестьяне ударились в теневое производство и переработку молока по принципу «от Буренки до сарая». Крупные производители кусали локти.

При этом с начала 2009 года параллельно шли два взаимоисключающих процесса: цены росли, а молока становилось все больше. Так, по данным аналитического агентства "Agriculture", еще в прошлом году наблюдалось перепроизводство молочных продуктов. Другими словами, производство на 62,3% превышало внутреннее потребление. По всему выходило, что Украина может без последствий сократить производство молока еще на 3,5 млн. тонн.

А поскольку сокращаться пришлось бы тем, у кого проблемы со сбытом, аналитики наивно рассчитывали на уменьшение сегмента «сарайной переработки» и увеличение доли рынка у крупных производителей, имеющих долгосрочные экспортные контракты. Но… Законы рынка не для нас писаны. Все получилось как раз наоборот.

С прошлого года уменьшились объемы экспорта украинской молочной продукции в Россию. До недавнего времени мы успешно поставляли соседям сухое молоко, твердые сыры, сухую сыворотку, масло и молочные консервы. В 2005 году отечественные производители вывезли за рубеж молочной продукции на сумму $650 млн., до 60% которой составляет экспорт в Россию. В кризисный 2008-й только твердых сыров в РФ было вывезено на $320 млн.

Но с 29 декабря 2009 года Россия закрыла свой рынок для нашего молока. Было издано постановление «О мерах государственного регулирования импорта товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ из Украины», согласно которому федеральной таможенной службе РФ поручалось ежемесячно предоставлять Минэкономразвития, Минпромторгу и Минсельхозу данные об объемах ввоза из Украины в РФ мяса, молока, сливок, сливочного и растительного масла, сыра, творога, крахмала, кондитерских изделий, шоколада, дрожжей и этилового спирта. На основе анализа этих данных ведомства получили право вносить в правительство предложения о введении мер таможенно-тарифного регулирования в отношении этих товаров.

Однако и без этих мер спрос на украинские сыры и масло в России резко упал. Причина – банальная: запредельно высокие цены. По официальной статистике, сегодня внутренняя оптово-отпускная цена на молоко 2,5% жирности в среднем на 42% выше, чем год назад. Нефасованное сливочное масло продается на 51% дороже.

По словам представителей рынка, этим летом закупочная цена молока повысилась еще на 40%, а финишная цена масла – на 20%. В результате не только российские, а и отечественные торговые сети предпочли европейские сыры, а кое-где и европейское масло. Дешевле выходит. Или, по крайней мере, цена сравнялась.

Расчет на то, что летняя жара и массовые пожары в России позитивно скажутся на спросе (трава-то у них сгорела, русским коровушкам жевать нечего. – Авт.), – не оправдался. Россияне не стали платить втридорога и берут сырье у белорусов или поляков. Те охотно сбавляют цены, особенно на сыры: по европейским стандартам, они не могут храниться больше трех месяцев.

Попытки нашего аграрного министерства договориться с Россией о возобновления полноценного экспорта молочной продукции успехом не увенчались. Несмотря на вступление в ВТО, ни украинский сыр, ни молоко в Европу так и не пустили из-за несоответствия высоким требованиям ЕС. Страны Средней Азии традиционно твердых сыров потребляют немного. Да и денег у них столько нет, чтобы платить по нашим ценам. Поиск новых рынков сбыта для сухого молока завел наших производителей в Алжир и Японию. Но выиграть конкуренцию с тамошними завсегдатаями нашим молочникам не удалось.

Как всегда, осталась надежда на государство, которое (в лице Госрезерва) не даст погибнуть бедному крестьянину и скупит избытки сухого молока в закрома Родины. В надежде на это многие сыроделы прекратили выпуск основной продукции и переключились на сухое молоко. Но их чаяния пока не оправдываются.

Тем временем россияне дорезают хвост бедной мясомолочной отрасли, вводя «точечные» запреты на поставку продукции с конкретных комбинатов. Так, Россельхознадзор запретил с 16 октября ввоз продукции "Балтского молококонсервного комбината детских продуктов", а также говядины производства Шепетовского мясокомбината. С 17 октября начало действовать ограничение на поставки говядины с Тростянецкого и Ватутинского мясокомбинатов. Незадолго до этого санкциям подверглись некоторые молокоперерабатывающие предприятия.

Казалось бы, все идет к тому, чтобы производители кинулись в ноги потребителям и устроили грандиозную распродажу своей продукции по бросовым ценам. Но не на тех напали! В середине октября Минагрополитики сообщило о повышении цен на сливочное масло в среднем на 10%. А дешеветь начало только изначально дорогое стерилизованное молоко длительного хранения в пакетах тетра-пак. Чтобы реализовать его залежи, некоторые торговые сети начали акцию «три пачки – по цене двух». Сыры же сбрасывают в цене только перед окончанием срока хранения. Что же касается молока, то по проскальзывающим в прессу робким откровениям переработчиков, оно киснет на молзаводах, не находя сбыта. Снижать цены производители не хотят, все еще надеясь на чудесное возрождение спроса. А лучше – ажиотажа…

P.S. На следующий день после нашей публикации, Союз молочных предприятий заявляет о снижении производителями цен на твердые сыры 10-20%. По словам председателя совета директоров Союза Вадима Чагаровского, фактически произошло снижение от 10% до 20% в зависимости от производителя. В торговых сетях реакция на снижение оптово-отпускных цен будет заметна приблизительно через две недели. При этом Чагаровский отметил, что дальнейшего снижения цен на твердые сыры и сливочное масло не будет. А цены на молоко и сметану вырастут на 5% до конца года. Ну-ну. Поживем-увидим…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам