Экспорт демократов и покаяние

Сейчас в Украине опять разгорается спор, нужно или не нужно государству, власти сотрудничать с негосударственными организациями (НГО), «третьим сектором», гражданским обществом и т.д. А ведь ответ очевиден – нужно. Для блага государства. Но я, как только слышу такой спор, сразу вспоминаю шикарный анекдот: в магазин стройматериалов заходит компания крепко сбитых, затянутых в кожу и крепко стоящих на ногах в берцах молодцов, и главный из них спрашивает: «Арматура есть?!».

«Какая? – интересуется продавец. – Толщина, конфигурация, ребристая, гладкая, у нас всякая есть…». «Тебя, урод, спрашивают: арматура есть?» – повторяет вождь посетителей. «Ну какая? Что строить будем?», – допытывается продавец. «Что, что, гражданское общество!», – отвечает покупатель и характерно передергивает накачанными плечами и бритой головой…

…Распространенное на днях в Интернете видео с избиением российского журналиста Олега Кашина железным прутом, спрятанным в цветы, доказывает: в Москве арматуру купили, и строительство гражданского общества там идет полным ходом…

Я не буду сейчас обсуждать личность журналиста, его профессиональные качества в описании политической жизни в соседней стране и возможную моральную подоплеку случившегося, то, прав он или не прав, называя губернатора «сраным», отказываясь извиниться и будучи неоднократно битым другими за похожие оскорбления. Я знаю точно другое – основоположное: бить журналистов и вообще кого-либо за его взгляды и слова нельзя. Смерть и увечья – высшая форма цензуры. И вообще – затыкания ртов.

Но, черт возьми, как цинично и в то же время изящно было все проделано – арматурина, припрятанная в букете цветов. Сразу видно, громилы насмотрелись гламурных журналов, где нет никакой политики и о правах человека говорят, только если этому человеку запрещают жениться на себе подобном в туалете и с красным пером в заднице, на кошке или на кактусе…

Но гламур в смертном избиении журналиста, как вы понимаете, я вспомнил не случайно. Гламур, смакование сладкой жизни некоего суррогата «высшего общества», желтое жизнеописание селебрити, народившихся по прихоти нуворишей из эскорт-сопровождения или вообще из дочерей доярок, переквалифицировавшихся в проститутки из-за нехватки коров в родном селе, – это побочный продукт, который экспортируется с Запада. И импортируется у нас, на постсоветском востоке, где, как известно, и секса-то не было. Не говоря уже о гламуре. А он призван помочь стремительно тупеющей в пивных парах молодежи забыть или вообще не знать старое прошлое, отрешиться от проблем и подумать об архитектуре собственного будущего уже в других координатах, нежели былой кодекс строителя коммунизма. Эдакий приятный заменитель реалий, разноцветный мир конфетти, блестящий дурман и полыхающий яркими огнями мираж…

А вот на первом месте в подобном экспорте-импорте, убивающем прошлое, названное исключительно «тоталитарным», – демократия, общечеловеческие ценности, верховенство права и т. д. И занимаются распространением подобных идей, прививанием их и вживлением в сознание постсовка именно НГО, «третий сектор». Так, увы, исторически сложилось, потому как если за это – за строительство открытого и гражданского общества – брались доморощенные демократы из перекрасившихся коммунистов, то получалось строго по покойному Виктору Черномырдину – строили, к примеру, демократическую партию, а получалась КПСС…

И что-что, а гражданское общество хозяев своей жизни, четко осознающих свои интересы, знающих свои права и обязанности и способных их защитить в рамках демократии, – это, разумеется, именно то, что крайне необходимо на всем постсоветском пространстве. И особенно в Украине – с ее населением, живущим по принципу «моя хата с краю, я ничего не знаю» и уползающим в свою улитку под черепицей или цинком, чтобы при любых кризисах выживать самостоятельно. И потому в строительстве открытого общества, в конструировании нового человека, способного жить самостоятельно, а не ждать милости от природы или от государства, которое «обует, оденет и накормит» тех, кому якобы судьба ранее предопределяла быть бессловесным и покорным «винтиком», нужна помощь.

С необходимостью построения гражданского общества – при помощи НГО ли, осознанных действий властей ли, самостоятельного повышения самосознания народа ли – спорить бессмысленно. Если хотеть стране и людям добра. Но тут, как и во всем, есть другая сторона медали. Некто Игнат Кусков на сайте «Русский мир» напоминает, что в 1983 году президент США Рональд Рейган, выступая перед британским парламентом, сказал: «Давайте же теперь предпримем главное усилие по обеспечению лучшего – крестовый поход за свободу, который учредит веру и крепость следующего поколения. Ради мира и справедливости давайте двинемся к миру, в котором все люди будут, по крайней мере, сами определять свою судьбу». И в ответ на этот призыв американский Конгресс учредил: для Республиканской партии – Международный (первоначально – Национальный) республиканский институт (International Republican Institute – IRI), для Демократической – Национальный демократический институт по международным делам (The National Democratic Institute for International Affairs – NDI), для обеих – Национальный фонд за демократию (National Endowment for Democracy – NED), а также Центр международного частного предпринимательства (The Center for International Private Enterprise) и Американский центр международной трудовой солидарности (The American Center for International Labor Solidarity). А есть же еще Агентство по международному развитию США (USAID), огромное количество именных фондов (типа фонда «Видроджэння» Джорджа Сороса или европейских партийных фондов – Аденауэра, Шумана, Эберта и т. д.). Именно через них деньги американских налогоплательщиков, отмериваемые Госдепом, сливаются в фондах этих организаций со щедрыми пожертвованиями всех сочувствующих их официально и гордо декларируемой и ныне цели: «помочь сделать всех людей свободными». И выдаются в виде грантов специальным людям, которые в других странах и занимаются пропагандой демократических общечеловеческих ценностей и принципов. Называются эти люди официально «грантополучатели».

В Украине эти товарищи и будущие господа и мистеры стали, увы, жадными и беспринципными «грантоедами». Во-первых, потому, что огромные суммы денег-грантов, ими полученных, были проедены, разворованы, возвращены грантодателям под откаты. Все, кто пробовал получить гранты в Киеве, знают: не пообещаешь и не согласишься на откат – ни фига не получишь. А как часто летели головы местных начальников филиалов этих фондов. Вон в 90-е годы Сорос заменил всех, кто в его «Видродженни» работал. Как вы думаете, почему? Проворовались…

Во-вторых, нет никакого реального результата от работы этих фондов. Нет, неслабые доходы грантоедов имеют место быть. Но ни демократии, ни общечеловеческих ценностей, ни верховенства права не видно. Да что там эти светлые понятия. Нет даже какой-либо внятной структуры, пользующейся авторитетом, или СМИ, не являющегося политически заангажированным и продажным. В том смысле, что служит оно тому, на политическую раскрутку кого поступил заказ извне, от грантодателей.

Вот тут-то, как говорят нынешние шутники, собака-то и порылась. Нет, какая-то реальная польза от грантов все же есть. На эти деньги значительная часть научного, экспертного и журналистского сообщества смогла ознакомиться ранее и продолжает знакомиться сейчас с иностранным опытом функционирования демократических институтов в других странах, с новыми технологиями выборов и механизмами противодействия фальсификациям во время электоральных кампаний, с работой СМИ и правовыми механизмами защиты свободы слова от «наездов» и т. д.

Но на эти цели со временем шло все меньше и меньше средств. И реальных просветительских результатов становилось меньше с каждым годом. А все потому, что изменились акценты в «грантодавании». Если раньше уделялось основное внимание ЭКСПОРТУ ДЕМОКРАТИИ, то с падением СССР решили, что быстрее и надежнее сработает ЭКСПОРТ самих ДЕМОКРАТОВ. То есть распространения самых идей демократии стало мало – начали экспортировать людей. Специально подготовленных «демократов», которые могли в ускоренном режиме реализовать поставленные и проплаченные цели. Лучше всего это можно было сделать, если привести таких людей во власть. И от медленной, тщательной и трудоемкой подготовки и внедрения в структуры власти в избранных для «демократизации» странах агентов влияния перешли к ускоренной подготовке и приведению к власти «агентов действия». Своих марионеток, «сукиных сынов, но наших сукиных сынов», которым для выполнения воли хозяев разрешалось все, потому что любые методы в их исполнении провозглашались «демократическими».

Вот вам для сравнения пример: приход к власти в Польше прозападно и антисоциалистически ориентированной «Солидарности» затянулся почти на 20 лет. А вот с падением СССР и всего соцлагеря с Югославией (конкретнее – с Сербией) уже не церемонились: федеративную страну развалили и утопили в крови межэтнических конфликтов, а чтобы в Сербии убрать от власти неугодного Слободана Милошевича, задействовали первую цветную революцию, да еще и усилили своих, как им казалось, марионеток, бомбардировками «ради демократии».

А когда в Белграде прокатило, то «цветные революции» посыпались, как из рога демократического изобилия. В Грузии, потом в Украине, потом в Киргизии. В Узбекистане в Беларуси обломалось, но в трех-то странах успех был налицо…

Сейчас обстоятельства несколько изменились, монополярный мир рухнул и забился в конвульсиях разрушительного кризиса, и вскоре всем стало понятно, почему скороспелые яблоки есть можно, но получить удовольствие нельзя – кислые они. Так и здесь: все наспех сделанное окончилось крахом. В Сербии, в Украине, в Киргизии. В Грузии пока держится. Но только потому, что цветной режим там оказался не только самым сумасшедшим и агрессивно-наступательным, но и максимально последовательным в перекраивании страны на новый лад.

Но не в этом дело. В итоге ускоренной демократизации был достигнут самый главный и самый негативный результат – были дискредитированы сами идеи демократии, гражданского общества, общечеловеческих ценностей. В конфликт между собой вступили цели и средства их достижения, и цели, увы, потеряли свою привлекательность. Оказалось, что демократию построить недемократическими методами практически невозможно. И тяга к демократии сменилась унынием и равнодушием. Люди смотрели, например, на украинских «демократов» в лице Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, наблюдали, как грызут друг другу глотки они сами и особенно их остервенело-осатанелые от предвкушения безнаказанного грабежа соратники, и их тошнило. В прямом и в переносном смысле…

К тому же в Украине наверх попер и чистый криминал, за который нужно отвечать и сейчас, чтобы никому впредь неповадно было. Речь идет о том, что иностранное финансирование политических сил в предвыборной борьбе за власть в Украине запрещено украинским же законодательством, а Ющенко и Тимошенко сотоварищи щедро пользовались как грантами доброхотов и спонсоров, так и вливаниями всевозможных авантюристов типа небезызвестного Бориса Березовского. И это ведь уже доказано, а наказания нет…

Известен и еще один ужасный результат: в демократическом хаосе усилилась тяга к «сильной руке», в которую и вложили арматуру, покалечившую Олега Кашина, и пистолет, застреливший многих журналистов, адвокатов и политиков. Все, антидемократический круг замкнулся. По воле жестоких как антидемократов и ретроградов-авторитаристов, так и черезчур спешащих торопливых и туповатых профессиональных «демократов»…

…А выход из сложившейся ситуации мне кажется очень простым: как зашли, так и надо выходить. Чтобы двинуться на два шага вперед, как учил подзабытый уже Ленин, нужно сделать шаг назад. И, во-первых, надо осудить прежние скороспелые и силовые попытки экспорта демократии и демократов в чужие страны, а также прекратить их повторение впредь. Везде. В Украине – в том числе. А взамен вернуться к прежней медленной, кропотливой, тщательной и потому надежной пропаганде демократических ценностей и адаптации их к условиям страны. И речь не идет о «суверенной демократии» типа российской. Хотя, с другой стороны, не надо бояться и этого словосочетания: раз демократия, то, увы, народ имеет право и на ошибки, демократично выбирая себе режим. Другое дело – чтобы не было этих ошибок, и нужна просветительская деморабота…

Во-вторых, – это особо актуально для Украины – нужно не только осудить, но и покаяться за попытки нарушить законы и насадить демократию без учета мнения народа. Нужно, грубо говоря, покаяться за свою поспешность, за горе и страдания, принесенные людям «по демозапаре» в ходе такой горе-демократизации, за хаос и разруху, в которых оказалась Украина после провала социально-политического эксперимента. Покаяться перед страной и перед людьми. В конце концов, покаяться и извиниться перед политиками, журналистами, учеными, экспертами, просто пострадавшими конкретными гражданами, которых буквально травили в своих СМИ, тысячами увольняли с работы, преследовали уголовно только за то, что те не увидели солнцеликость «мессии» Ющенко и луноподобие «багини» Тимошенко.

Вот для этого нужны недюжинная политическая воля и смелость. И у западных грантодателей всех уровней и достоинств. И у отечественных грантоедов, профукавших не только идею демократии, но даже очередную политическую кампанию. А что мы имеем сегодня в Украине, кроме традиционного плача всевозможных лузерских «ярославн» и маргинальных «ярославичей» о попрании демократических ценностей новым «антинародным режимом» и прошений о помощи к своим зарубежным покровителям «наказать страну за недемократичность». Ничего нового нет.

А как наши грантоеды опять завыли и застонали о «тоталитаризме», когда СБУ попыталась проверить работу все того же фонда «Видроджэння» во время избирательной кампании. СБУ хотела только удостовериться, что гранты не идут на поддержку оппозиционных или любых других политсил, а ее обвинили в «возврате 37-го года». Это-то и настораживает: если все по-честному, а не как в 2003-2004 годах, то чего бояться?..

И нет, ясное дело, никакого раскаяния – только стремление как-то затушевать свою роль в «оранжевой» революции, побыстрее предать Ющенко и отмежеваться от него («мы не за Ющенко стояли на майдане, а за свой выбор» и «Ющенко – так!» орали, чтобы согреться»), чтобы вскоре свалить и от Тимошенко. Но деньги на демократию получать и дальше, опять их под откаты дерибанить и жить припеваючи, призывая при этом к объединению во имя светлого будущего. Снова – «демократического»…

…Вот потому и не получится никакого объединения. С шулерами даже от политики играть не стоит даже на интерес. А тут все-таки судьба страны на кону…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам