Станет ли память безъязыкой?

Мудрый еврейский доктор из Питера, очарованный диким драйвом «оранжевой революции», пел в 2005 году: «Не надо разводить еще никем не наведенные мосты» (Александр Розенбаум). Но когда дело касается дележа властного пирога – уже не до мудрости. Вот и рубили по мостам исторических связей. Рубили наотмашь, со сладострастным хеканьем. Я сейчас не об экономических, и даже не об исторических связях Украины и России. А о том генетическом, кровном, что объединяет два народа, вышедших из одной колыбели могущественной «империи Рюриковичей». Живших соседями сотни лет. И сотни лет существовавших в рамках единого суверенитета, единого политического пространства. Общих брачных пар.

На уровне архетипа. Историю трудно отправить на помойку. Хотя попытаться можно. Вот и пытались последние годы превратить образ российского соседа в «образ врага». Порою – с использованием методов доктора Геббельса и оберштурмбанфюрера Эйхмана. В это трудно поверить, но в начале третьего тысячелетия отношения между народами рекомендовали измерять антропометрическим циркулем. Именно так подошли к истории авторы книги «Москалі не «рускіє» і не слов’яни», изданной в 2009 году во Львове. Авторы этой нетленки с азартом обсуждают антропологический облик современных русских и украинцев.

Получается замечательно: если черепной указатель от 72 до 75 – значит, ты даже не русский, а москаль. Если 82-85 – украинец. А ведь не сменилось и двух поколений с того времени, как по Германии тоже ходили национальносознательные специалисты с антропологическими циркулями и отделяли «уберменшей» от «унтерменшей». Последним открывалась прямая дорога в печь крематория как недочеловекам и выродкам.

Высокое понятие «выродок» возродилось и в современной политической публицистике Украины. «Дети москаля и украинки или украинца и московки являются типичными гибридами. Они дают выродившихся потомков», – написал Степан Штепа. Опубликовано это, повторяю, в 2009 году!!!

Но вот много ли найдешь на просторах Украины семей, где не было бы русской крови? Ведь за столетия совместного существования наши предки не знали, что у них разный черепной указатель. Вот и мешали они свою кровь, оставляя своим потомкам память о едином начале. Память на уровне гена, архетипа, подкорки…

Недавно в Украинском доме посольство России и Российский центр науки и культуры проводили фестиваль российского кино. Начинался он концертом, да с какими участниками! Инна Макарова, Татьяна Конюхова, Светлана Светличная, Тимофей Федоров, Владимир Талашко, Федор Чеханков, Александр Пятков, Оксана Сташенко. Многие, правда, сначала обзывали эту акцию «двойной нафталин»: мол, придут какие-то старики слушать давно сданных в утиль экс-звезд. Но это было ПЕРЕД концертом. А потом и мест свободных не было и последние две песни «Надежда, мой компас земной» и «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» пел весь зал. Стоя… Многие держались за руки. Нафталином совсем не пахло: в большинстве на концерт собрался молодняк и люди среднего возраста. Понравилось многим, а посол России Михаил Зурабов (57 лет) и открыл фестиваль, и просидел в зале всю концертную программу. «Почему? – спросил я у директора Российского центра Константина Воробьева. – Разве по протоколу он не мог уйти через пару номеров?». «Господи, да ему просто понравилось!» – ответ был не протокольный, но честный.

Я понимаю, что все это лирика, но такая лирика наталкивает на очень серьезные мысли. Ведь «мосты», о которых пел Розенбаум, яростно уничтожали пять лет. А наводить их все равно надо. Поскольку население Украины это не «выродившиеся потомки», а наследники многовековой совместной истории двух народов. Но как наводить?

А как? Сейчас можно тоскливо вздохнуть и отложить газету. Потому что речь опять пойдет о русском языке в Украине. Потому что многим успешно вдолбили в голову мысль: проблема не актуальна, «пересичного» украинца больше волнует зарплата, здоровье, преступность. Возможно! Но только потому, что работаешь, болеешь и нарываешься на бандюков или «грязных ментов» гораздо чаще, чем имеешь дело с государственными органами. А вот когда дело доходит до суда, жалобы или попытки устроить ребенка в школу…

12-13 сентября на площадке того же Российского центра науки и культуры в Киеве (эта организация работает последний год малослышно, но очень активно) прошел Международный форум «Защита русского языка, культуры и русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии». Более 80 представителей Украины, России, Литвы, Латвии, Беларуси, Молдовы, Казахстана и других стран…

Так вот, эпизод из современной, уже постющенковской жизни, рассказанный профессором Киевского университета Ларисой Кудрявцевой. В Луганске, одном из оплотов вроде бы российсколояльной Партии регионов, родители 38 учеников пытались организовать в средней школе создание русского класса и наткнулись на жесткий отказ со стороны администрации школы. Это на востоке страны. Что же тогда можно сказать о западе Украины? Что делать людям, которые желают дать своим детям образование на одном из шести планетарных (наряду с английским, мандаринским диалектом Китая, арабским, испанским и французским) языков? Утешаться тем, что «проблема неактуальна»?

А в это время школы национальных меньшинств (в 2008 году это полторы тысячи школ, 500 тысяч учеников, в подавляющем большинстве – русские) фактически переводятся на украиноязычное обучение. Легким росчерком пера под приказом Министерства образования и науки Украины от 26 мая 2008 года №461 «Об утверждении Отраслевой программы улучшения изучения украинского языка в общеобразовательных учебных заведениях с обучением на языках национальных меньшинств на 2008-2011 годы».

Украина – странная страна, возглавляемая странной властью, называющей себя элитой. Властью, способной бесконечно прогибаться перед мнением условнодемократического Запада. Или перед самим Западом, когда это мнение необходимо получить на руки, как отпущение всех грехов. Но когда «мнение Запада» противоречит интересам политических бонз Украины, они его просто «забалтывают», топят в бесконечных мнениях, дискуссиях, предположениях.

1 января 2006 года для Украины вступила в силу Европейская хартия о региональных языках или языках меньшинств, которая была ратифицирована нашим государством еще в 1996 году. Но за последние без малого пять лет Совет Европы регулярно признает процессы дискриминации и вытеснение региональных языков и языков меньшинств в Украине.

Вот и в этом, 2010 году, Комитет Министров Совета Европы обнародовал доклад комиссии экспертов, а также вынес рекомендации относительно языковой политики в Украине. В более чем 100-страничном Докладе Комитет указал, что «языковой ландшафт Украины уникален, потому что на языке, который не является государственным (русский), разговаривает большая часть населения, включая людей, которые принадлежат к другим национальным меньшинствам», однако этот «язык отнесен на не соответствующий ему уровень» (п. 61).

А выводы в докладе сделаны печальные, но, по-моему, справедливые:
— «Учитывая количество русскоязычных жителей в Украине, очевидно, что этот язык должен занимать особое положение» (п. 79);

— «Взятые Украиной обязательства не отвечают реальному положению языков, в отношении которых могли бы применить более серьезные меры защиты и развития» (п. 155).

Нынешняя власть, правда, внесла в парламент проект закона Украины «О языках в Украине» №1015-3 от 7 сентября 2010 года, предложенный «регионалами», коммунистами и литвиновцами. И что? Похоже, его просто опять «заболтали». Ничего удивительного: такое положение удовлетворяет всех. Ведь языковая проблема – один из основных брэндов всех выборов. А ведь выборы в Украине, как и шоу у Фредди Меркьюри, «must go on».

Из этих соображений, очевидно, 19 ноября Комитет Верховной Рады по вопросам культуры и духовности принял решение вернуть проект авторам без рассмотрения на пленарном заседании парламента.

А зачем? Так что украинская власть имеет свои интересы, мало сопряженные с интересами «пересичных» украинцев. Бизнес – свои, тоже автономные. Но интеграция, восстановление всего диапазона связей между суверенными государствами Украиной и Россией все равно необходимы: надо «наводить разрушенные мосты». В данном случае под «интеграцией» я понимаю процесс взаимного сближения и восстановления взаимосвязей как между государствами Украина и Россия, так и между народами и национальностями, эти государства населяющими. Современная планетарная жизнь, тем более существование соседствующих государств, без взаимодействия невозможна. Но взаимодействие – это очень, не побоюсь этого слова, «опасный процесс». Потому что он всегда был и будет связан с принятием политических и гражданских решений.

Политология и социология знают три основных типа общественных решений: конфликт, компромисс и консенсус.

О конфликте, как форме решения, даже говорить противно и страшно. Слишком много зла конфликты принесли человечеству. Хотя, от правды не уйдешь, именно конфликты были основной формой взаимодействия внутри человеческого рода.

Консенсусы, которые предполагают единогласие, к сожалению, это скорее добрая мечта человеческой истории, чем ее суровая реальность. Много ли вы сможете назвать реальных, «от души», консенсусных решений? Даже в современной объединенной (но совсем не единой) Европе?

Остается компромисс. Причем компромисс благожелательный. Тот самый, который имеет силу «соперников превращать в друзей». Тот компромисс, который держится на просвещенности и вытекающей из нее толерантности. Причем под толерантностью я понимаю не безоглядное принятие иного мнения, а готовность благосклонно признавать и понимать поведение и взгляды как иных людей, так и иных государств.

Но в истории человечества это всегда было одной из самых сложных задач. В современном мире, с его узкогосударственными интересами, эгоистическими амбициями политиков и, что особо неприятно, могучими средствами уничтожения – эта задача становится еще более сложной. Тем более что существует еще такая «область раздора», как деструктивный, воинствующий национализм.

Но деструктивный национализм – это от хуторянского самомнения и незнания. Незнания или нежелания знать, что соседи – это не геббельсовские «недочеловеки», а планетарная цивилизация, в создание которой внесли неоценимый вклад и сами украинцы. Мудрая принцесса Фике Ангальт-Цербстская (она же – императрица Екатерина Великая) говаривала: «Россия это не страна. Это – космос». Кстати, сама немка Фике писала пьесы и исторические исследования на русском языке.

А космос надо осваивать. Тем более что это несложно. Потому что общая память русских и украинцев, в первую очередь память культурная и языковая, по-прежнему жива. И память эта не просто «открыта для компромиссов», она их настоятельно требует…

…Что и показал концерт старых добрых звезд советского и российского экрана на открытии фестиваля российского кино в Киеве. Тем более что практически все эти россияне так или иначе связаны с Украиной своими корнями, своим творчеством, своей любовью к нашей стране. А народный артист России Александр Пятков (замечательный капитан Зуич из фильма «В зоне особого внимания») – тот вообще внучатый племянник великого украинского актера Амвросия Бучмы…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам